
Реальная дипломатия пытается вернуться в тишину и прекратить бесконечное и довольно разрушительное шоу, в которое превратилось информационное пространство за истекшие десятилетия. Закрытость берёт реванш.
0 комментариевРеальная дипломатия пытается вернуться в тишину и прекратить бесконечное и довольно разрушительное шоу, в которое превратилось информационное пространство за истекшие десятилетия. Закрытость берёт реванш.
0 комментариевУкраинскую ментальную катастрофу нельзя считать проблемой одного лишь постсоветского пространства. Судя по тому, что мировым лидерам для обсуждения этой проблемы пришлось уединиться аж на Аляске, она должна быть осознана как глобальное бедствие и урок для всех народов.
9 комментариевСегодня в Госдепе уволили всех аналитиков по России накануне встречи Трампа с Путиным. Зачем нужны эксперты, когда есть Netflix-логика? Что может пойти не так, когда президент встречается с лидером ядерной державы без советников, понимающих, о чем они вообще говорят?
4 комментария«Эта профессия – не мой выбор. Каким талантом меня Бог наградил, тем делом я и занимаюсь. К этой работе я не приходила через какие-то тернии, выборы, пробы. Я счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом. Меня часто спрашивают – когда ты отдыхаешь? А от чего? От любимой работы?» − говорит Лена.
Талант от Бога
Жириновский у меня и сквозь бумагу прорывался, и в римской тунике сидел. Я ее на него надела, открыла плечи – и получился Сократ!..
Ее дедушка занимался фотографией. Для внучки это было чудом. Красный свет, лаборатория, проявитель, закрепитель, живая и мертвая вода. Опускаешь лист бумаги – и вдруг там проявляется изображение… Магия ведь! И смысл в фотографии гениальный – останавливается время.
Лена училась в одесской художественной школе. В четвертом классе стала просить фотоаппарат. Ей купили. После школы поступила в художественно-графический институт − изучала рисунок, живопись. Фотография оставалась на уровне хобби. Клацала подружек.
«Потом у меня в голове щелкнуло – а если фотографии делать на уровне картин? Тогда ведь никто не учил этому. Выходил только журнал «Советское фото»… Стала сама пробовать. Я тогда преподавала в художественной школе. В выходные дни сдвигала все мольберты, приглашала подружек в качестве моделей и одевала их в разные костюмы. Фантазировала по полной программе. Использовала свет из окна…» − вспоминает Лена.
Следующей ступенькой стал одесский фотоклуб. Его участники обсуждали все тонкости своего увлечения, организовывали фотовыставки. Там Лена узнала адреса международных салонов художественной фотографии, куда можно было отправлять свои работы.
В 1990 году фотографию Лены Мартынюк под названием «Ольга» на выставке в Лондоне наградили золотой медалью. «Там была изображена красивая обнаженная девушка «из темноты» в стиле Рембрандта».
Участникам выставок рассылали каталоги. Она смотрела, сравнивала, анализировала работы своих коллег. Потом приглашения пошли одно за другим. В течение 15 последующих лет Лена Мартынюк участвовала во многих фотовыставках.
Результат − 150 наград. Одна из них – уникальная. В Австрии, в городе Линз ежегодно проходит престижная фотовыставка, которую называют фотографическим Оскаром.
За двадцать лет проведения этого «соревнования» Лена стала первой женщиной, которая получила Гран-при. А недавно она стала обладательницей еще одной награды из Франции. В Масконе выбрали три десятка фотографов со всего мира и пригласили их приехать с шестью своими работами.
В числе этих избранных была и Лена. Она представила серию работ под названием «Памяти Леонардо», сюжет которых состоит из переплетенных обнаженных человеческих тел. Шедевральные вещи… За них ей присудили третье место. Приехала оттуда с большим кубком и медалью.
− Говорят, что в жизни трудно пробиться. Ваш опыт говорит обратное… − говорю ей.
− А я никуда и не пробивалась! Я знаю, что к своему делу нужно относиться с любовью. Если не вкладывать любовь, то и ответа не будет! Я отдавала много времени, сил и любви и не думала ни о каких наградах. Они сами меня нашли! И приглашения, и заказы. Люди сами хотят, чтобы именно я сделала фотографию, потому что нравится мой почерк, стиль и манера. Мои работы узнаваемы. Их видят – и сразу отмечают про себя: «Это необычно! Это красиво…» Я глубоко убеждена в том, что ты станешь востребованным в своей профессии, если будешь лучшим в ней. Мой сын, когда был маленьким, спрашивал – кем стать? Я ему всегда говорила – будь, кем хочешь, но надо быть лучшим! А награды и прочие «сопутствующие» атрибуты уже просто подтверждают то, что ты на своем месте.
− И кем стал сын?
− Хирургом. Он уже окончил медицинский институт.
Три года Лена Мартынюк работала главным фотохудожником в журнале «Модерн» − делала обложки. Однажды у нее возникла идея сфотографировать Владимира Жириновского.
Портреты знаменитостей
![]() 20 лет назад Валерий Леонтьев стал первым «VIP-клиентом» Лены Мартынюк (фото: dombulgakova.ru) |
Доверился мне.
Он у меня и сквозь бумагу прорывался, и в римской тунике сидел. Я ее на него надела, открыла плечи – и получился Сократ! Когда я готовила его к съемке, к нему подошел охранник и сказал, что, мол, он известный политик, а обнажается. На что Жириновский ответил: «Она гений! Я ей доверяю!» Потом мне рассказывали, что мои фотографии он в кабинете у себя развесил и многим раздарил…»
Через вспышки фотоаппарата и таланта Лены Мартынюк прошло очень много известных людей. 20 лет назад Валерий Леонтьев и Михаил Боярский стали первыми ее «VIP-клиентами».
Результат фотосеансов превзошел все ожидания! И это происходит со всеми, кто соприкасается с творчеством Лены. Поэтому многие артисты и певцы, кого она фотографировала, поддерживают с ней дружеские отношения. Михаил Пореченков, Константин Хабенский, Сергей Безруков, Владимир Стеклов, Юрий Васильев из театра Сатиры, Наташа Королева с Тарзаном...
Они могут уже вместе пофантазировать и придумать сногсшибательные сюжеты. И не денег ради, а творчества для.
С Зурабом и Никасом
На полотнах Лены Мартынюк обретают второе дыхание мотивы Достоевского, Лермонтова, Чехова, Гоголя, Булгакова. Лена стала одним из персонажей передачи из цикла «Поэтический театр Романа Виктюка». Декорации к его спектаклю «Дон Жуан» оформлены в виде ее больших фотографий. Актеры театра Виктюка – ее модели. «Дима Бозин – просто гуттаперчевый человек. Мы с ним столько красивых проектов сделали. Тесно сотрудничаю с труппой балета Михайловского из Питера» − рассказывает Лена.
Два года назад в Доме Булгакова устраивали совместную экспозицию работ Церетели и Никаса Сафронова. Предложили участвовать и Мартынюк. Она отобрала два десятка своих работ.
Успех не заставил себя ждать. Но, кроме этого, у работников дома Булгакова возникла ответная симпатия к Лене. Два года постоянных контактов завершились тем, что свою фотостудию она перебазировала в квартиру напротив 50-й, «нехорошей», в которой жил Воланд. В доме Булгакова мы с ней и встретились.
«Здесь такая потрясающая аура! Магию этого места ощущаешь физически! Тут очень комфортно. Тут такие люди замечательные работают. Мы стали уже близкими по духу! И потом – я ведь каждый день хожу по ступенькам, по которым ходил Булгаков» – говорит Лена.
Скоро выйдет большая книга Мартынюк. «Туда вошли практически все мои работы. Это труд моей жизни. Я так мечтала об этом. Когда книга выйдет, организуем презентацию в доме Булгакова. Все красиво будет. Планируем это сделать в конце марта».
В ближайшей перспективе это единственная возможность публично увидеть работы Лены. Ибо, чаще всего, организовать выставки ей предлагают за рубежом.
У нас почему-то с такими инициативами мало кто выступает. Поэтому остается только любоваться содержимым ее сайта. Но и этого будет достаточно, чтобы стать «ужаленным» ее способностью материализовывать волшебство.
Зерном ее работ всегда является живое существо. Если это человек, то он возникает в ауре какой-то сказки, истории вокруг него. «Я пыталась натюрморты делать. Но все равно, мне обязательно нужно, чтобы была живая улитка! Без живых элементов у меня не получаются работы…»
Лена может человека раздеть, облепить глиной, обмакнуть в краску и обсыпать перьями. Но это стоит того, чтобы потом увидеть и ахнуть от замысла, с которым художник подходит к каждой своей работе.
− Скажите, для Вас осталось чудом проявление фотографии на бумаге?
− Да. И когда я работала таким способом, да и сейчас тоже. Очень редко, но иногда я прибегаю к такому воплощению каких-то моих идей. А порой даже скучаю по запаху химикатов… Теперь же фотошоп: нажал кнопку – и получай любой оттенок, который тебе нужен.
Остается добавить, что оттенки, которые находит Лена Мартынюк – единственные в своем роде. Как и ее работы. Посмотрите – и вы убедитесь в этом сами.