Известный британский режиссер Терри Гиллиам при получении награды на Одесском международном кинофестивале счел Украину Россией, поблагодарив за это российскую сторону. «Спасибо, Россия! Спасибо, Одесса!» – сказал Гиллиам, получая награду. Зал отреагировал на оговорку режиссера негативно, и тот поправился – и сразу на всякий случай принес извинения.
По словам кинематографиста, из-за «особой атмосферы кино и Потемкинской лестницы» в Одессе он «потерял связь с реальностью». Ведущая Янина Соколова в свою очередь отметила, что Гиллиам, вероятно, хотел сказать, что Украина – это не Россия. Режиссер в ответ подчеркнул, что автор фильма «Броненосец «Потемкин» Сергей Эйзенштейн был советским режиссером.
Между тем украинские режиссеры Ирина Цилык и Олег Сенцов раскритиковали британского коллегу за оговорку. Цилык назвала ошибку 80-летнего Гиллиама «гребанным сюром». «Хочется рвать и метать», – призналась в свою очередь участница фестиваля Ирина Медушевская, напомнив, что мероприятие было посвящено 30-летию независимости Украины.
Терри Гиллиам, в отличие от тех же Сенцова и Цилик, является автором фильмов «12 обезьян», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Братья Гримм», «Воображариум доктора Парнаса» и многих других известных картин. Российский писатель Захар Прилепин и вовсе назвал Гиллиама «пророком».
«Помню, в 2014 году, в разгар Майдана, у меня была последняя европейская гастроль – Германия, Австрия, Италия. В каждой стране местные журналисты и писатели вечерами, когда мы выпивали, искренне признавались, что были до начала Майдана абсолютно уверены: Киев, Одесса, Харьков – это Россия, русские города. И Крым, и Донбасс. Не стеснялись признаться. Сейчас постеснялись бы. Ничего. Все вернется на круги своя, в треугольники свои, в квадраты – короче, в нужные координаты», – убежден писатель. В то же время одесские эксперты считают, что
украинские националисты обиделись на правду, прозвучавшую из уст британского режиссера.
«Все усилия прозападной прослойки украинской интеллигенции направлены на то, чтобы объяснить западным людям, что Украина – это не Россия. Для них это смысл жизни. Вы же знаете, какая битва идет за борщ с Россией. Однако, несмотря на все титанические усилия, в сознании западного обывателя та же Одесса – это по-прежнему часть России. Представьте, как это травмирует украинскую интеллигенцию», – сказал одесский историк и публицист Александр Васильев.
«При этом в Одессе до сих пор остается много чего русского. Во-первых, это язык, который использует подавляющее количество граждан в повседневном общении. Тот же Гиллиам понимает, что он приехал в город, где все говорят по-русски. Несмотря на все варварские меры украинизации, для Одессы и всей Новороссии русский остается главным языком», – отмечает историк.
«Во-вторых, огромное число граждан города по-прежнему относятся к России не как к какому-то чужому государству, а как к части собственной истории, идентичности и культуры. Таков менталитет одесситов», – продолжил собеседник.
«И в-третьих – русскими остаются камни Одессы. Это огромное количество памятников и монументов в честь славы русского оружия, расположенных в самом сердце Одессы буквально на Приморском бульваре, которые посвящены Крымской войне. Это памятники Пушкину, императрице Екатерине II и отцам-основателям Одессы. Далеко не в каждом городе Российской Федерации можно встретить памятник русскому монарху, а в Одессе – пожалуйста. Кроме того, удается сохранить названия улиц, топонимику. Вся культурная составляющая и исторический фонд являются важным фактором того, что русская идентичность не исчезает», – констатировал Васильев.
«Для наших европейских и американских партнеров все мы, хоть татары, хоть киргизы, хоть украинцы, остаемся русскими независимо от разреза глаз и цвета кожи. Они лучше понимают, что является Россией и почему мыслить Россию в границах Российской Федерации – не совсем правильно. Поэтому когда кто-то называет Одессу, Донецк или Киев русскими городами – он прав. Рано или поздно эти города станут частью РФ», – считает одесский политолог Иван Лизан.
«Конечно, это не может не раздражать украинскую националистическую публику, которая из кожи вон лезет для того, чтобы доказать: Украина – это не только не Россия, но и «анти-Россия». А тут вдруг приехал уважаемый человек из Британии и говорит, что Одесса – это Россия. Им обидно, это понятно», – добавил эксперт.
Лизан согласен с Васильевым в том, что русскими в Одессе остаются прежде всего люди. «Это касается и Бессарабии, населенной потомками тех, кто осваивал этот край после того, как Суворов выбил оттуда турок. Одесса и окружающие ее города – это плавильный котел, который ассимилирует всех, кроме политически заряженных украинцев», – продолжил политолог.
«Кроме того, Одесса – это огромное количество памятников, построенных во времена Российской империи и Советского Союза. Промышленность, конечно, сильно пострадала, но что касается туристического потенциала – местным жителям удается сохранять город в надлежащем состоянии», – считает эксперт.
«Но самое главное, повторюсь, это люди. Местная идентичность достаточно сильна. Ее не удалось уничтожить даже после трагедии 2 мая. Поэтому Одесса как была русским городом, так им и остается», – резюмировал Лизан.