В мире

1 февраля 2021, 20:45

Русофобия разорила железные дороги Латвии

Фото: Leung Cho Pan/YAY/ТАСС

«Латвийская железная дорога» продаст на аукционе 4300 тонн металлолома, включая рельсы различной длины. Ранее с молотка ушли локомотивы и вагоны, была уволена четверть персонала. Причина – жесточайший кризис в отрасли, вызванный новой транспортной логистикой России. В Совете Федерации предлагают считать это наказанием за русофобскую политику Латвии.

О том, что «Латвийская железная дорога» (ЛЖД) – некогда высокодоходное предприятие – испытывает огромные проблемы, латыши впервые узнали на исходе 2019 года. Тогда директор Государственной железнодорожной администрации Юрис Иесалниекс заявил, что крупнейшие российские грузоотправители подписали с правительством РФ график сокращения грузопотоков через латвийские порты. Вследствие этого, по его словам, ЛЖД получила от министерства сообщения задание пересмотреть свои расходы и запросила из бюджета 25 млн евро «для обеспечения финансового равновесия».

Уже в январе 2020-го председатель правления ЛЖД Марис Клейнбергс сообщил, что в ближайшие месяцы ему придется уволить 1500 работников. А в июле были опубликованы по-настоящему шокирующие цифры: по сравнению с первым полугодием 2019-го объем железнодорожных грузоперевозок в Латвии сократился на 47,2% и составил около 11,5 млн тонн.

Основную часть грузопотока формируют партнеры из РФ – 70,4% всех перевозок. Правительство неоднократно требовало от ЛЖД, чтобы там искали себе новых перевозчиков, с «враждебной» Россией не связанных. Но в силу географического положения Латвии это оказалось трудным делом.

Железнодорожной компании пришлось срочно избавляться от активов, в частности на торги выставили 13 тепловозов с общей стартовой ценой 879 тыс. евро, 200 грузовых вагонов, 48 автомобилей и дом отдыха железнодорожников города Елгавы.

Минувшим летом руководство ЛЖД представило новую бизнес-модель, которая предусматривает расширение спектра выполняемых работ за счет морских и автомобильных экспедиторских услуг, а также услуг терминалов и складов.

«У нас был выбор между двумя направлениями – одним из вариантов был полный отказ от железнодорожных перевозок и переквалификация в инфраструктурную компанию. Второй вариант – создание компании, ориентированной на бизнес и развитие. Мы выбрали второй», – пояснил Клейнбергс.

Звучит красиво, но это план не имеет отношения к спасению железной дороги как таковой, потому что спасти пытаются лишь конкретную компанию – ЛЖД.

К тому же при разработке этой модели, видимо, не учли латвийских правовых норм, накладывающих ряд ограничений на бизнес-планы госкомпаний в тех случаях, когда их деятельность может прямо или косвенно повлиять на конкурентоспособность частного сектора. На этот нюанс обратили внимание в государственном Совете по конкуренции, посоветовав ЛЖД заново провести оценку новой стратегии.

В октябре статистика продолжила удручать Латвию. За девять месяцев 2020-го через порты прошло 33,2 млн тонн грузов, что почти на 30% меньше, чем в тот же период 2019-го. При этом портовиков и транзитчиков особенно напугало снижение поставок угля на главный терминал, возведенный на острове Криеву в Риге: вместо запланированных 118 вагонов в сутки принимали всего 39.

А буквально на днях стало известно, что ЛЖД планирует продать на аукционах примерно 4300 тонн металлолома. Это рельсы, крепления, части стрелок, детали подвижного состава, вагонные замедлители и другие элементы инфраструктуры. Начальная цена аукциона составляет 230 евро за тонну, то есть в итоге оператор железных дорог Латвии планирует выручить как минимум 989 тыс. евро.

Для компании, которая находится в столь тяжелом финансовом положении, это солидная сумма. В ЛЖД, судя по всему, уже не рассчитывают, что сумеют поправить дела, занимаясь своей основной деятельностью.

Русофобия имеет цену

Председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков подчеркивает, что в 2020 году российский железнодорожный транзит через Латвию сократился на 60%, а в ноябре не было пропущено ни одного вагона с углем:

«Это связано прежде всего с тем, что у нас появились наши собственные мощности. Но и политика Латвии здесь сыграла немаловажную роль: зачем нам сохранять транзит через враждебную нам страну, если у нас появились собственные мощности?»

Он напомнил, что минсообщения Латвии обращалось в российское Министерство транспорта с письмом, в котором содержалась просьба сохранить определенный объем транзита через латвийские порты. «Они вынуждены увольнять людей, в бедственном положении находятся латвийские грузовые железные дороги, прежде всего потому, что через них перестали идти грузы из России. Но в условиях, когда правительство Латвии проводит такую политику по отношению к России, мы не должны позитивно отвечать на такие просьбы», – считает сенатор.

Отметим, что многие политики Латвии раскритиковали эту «унизительную для страны просьбу». Но министр иностранных дел Эдгар Ринкевич призвал отделять политическую вражду с Россией от торговли с ней.

«На мой взгляд, не следует поощрять такие порочные концепции. Если Латвия хочет с нами враждовать, она должна платить за это цену. Поэтому я являюсь противником сохранения латвийского транзита в какой бы то ни было форме, пока Латвия не изменит свою политику. Если она настаивает на политике враждебности по отношению к России, а она на этом настаивает, то тогда пусть ищет загрузку для своих портов где-нибудь в Аргентине, в Катаре, Индии или Индонезии. Может быть, глава МИД Латвии Ринкевич там найдет партнеров, которые загрузят латвийские порты. Но я в этом очень сильно сомневаюсь», – говорит Алексей Пушков.

Впрочем, в Прибалтике считают, что есть и другой образ светлого будущего, в которое уходят рельсы. Это Rail Baltica.

Стратегический проект Прибалтики

Более девяти лет назад правительства Латвии, Литвы и Эстонии договорились учредить совместное предприятие трех государств RB Rail. Главная цель проекта – «восстановление прямой связи стран Балтии с европейской железнодорожной сетью и продвижение региональной интеграции за счет соединения Хельсинки через Таллин, Ригу, Каунас и Варшаву с Берлином – с возможностью продления маршрута до Венеции».

Предполагаемые затраты оценивались в сумму от 3,6 до 5,8 млрд евро, но они могут достигнуть и 7 млрд, когда у населения придется выкупать земли под трассу.

ЕС выразил готовность предоставить 4,635 млрд евро, правительства Прибалтики взяли на себя 1,154 млрд. Строительство началось в Литве, и в августе 2015 года впервые за 76 лет в Каунас прибыл поезд из Польши.

Всего по Rail Baltica планируется пускать по девять пар международных пассажирских поездов в сутки. Потенциальная цена билета для путешествия от Таллина до Риги составит 38 евро (длительность поездки – 1 час 55 минут), от Вильнюса до Риги – столько же (2 часа 1 минута), а от Таллина до Вильнюса – 76 евро (4 часа 5 минут).

Хотя, казалось бы, все уже решено, в странах Балтии до сих пор остается немало недовольных этим проектом. Например, латвийский экономист, докторант Балтийской международной академии Ольга Питерина сделала вывод, что вместо 16 млрд евро дохода Rail Baltica принесет 4 млрд убытков.

В начале 2020 года латвийский портал «Ре-Балтика» опубликовал просто-таки убийственный анализ ситуации, из которого следует, что проект застопорился и работы не выполняются в срок. «Все обвиняют друг друга», – сетуют местные журналисты. 

В конце января 2021-го стало известно, что Литва, Латвия и Эстония намерены обеспечить финансирование Rail Baltica любой ценой и теперь угрожают заблокировать Фонд восстановления Евросоюза. Дело в том, что депутаты Европарламента выступили против выделения проекту 1,4 млрд евро, о чем прежде договорились лидеры стран Евросоюза.

Калининградский политолог Александр Носович считает, что строительство этой железной дороги является для Европы не инвестицией, а зарыванием денег в землю в прямом и переносном смысле. «Смысл Rail Baltica в том, чтобы ее строили бесконечно, как можно дольше перечисляя на строительство деньги в Прибалтику. Если есть у этого проекта деловая составляющая, то она только в этом. Потому что экономистами и специалистами по логистике тысячекратно доказано, что поезда по этому маршруту будут ходить пустыми. И грузовые, и пассажирские», – подчеркивает он.  

Все это, конечно, так. Но в условиях усыхания доходов от транзита российских грузов проект Rail Baltica остается для стран Балтии единственной возможностью заработать на железнодорожной отрасли.

Текст: Валентин Жуков

Вам может быть интересно

Берлин задумался об отправке германских солдат-миротворцев на Украину
Темы дня

Турецкий авианосец добьет репутацию «Байрактаров»

Турция торжественно отчитывается о новых испытаниях первого в мире авианосца для БПЛА – УДК «Анадолу». Знаменитый турецкий беспилотник «Байрактар ТБ3» – версия со складным крылом – впервые взлетел с палубы этого корабля. Это событие должно нас скорее обрадовать. Почему России вряд ли стоит повторять подобный эксперимент?

Трамп напал на БРИКС из-за страха за доллар

Дональд Трамп пытается изо всех сил удержать на плаву доллар и всю американскую экономику. Однако сделать это становится все труднее. Теперь большой занозой для США стал не просто Китай, а экономическое объединение БРИКС. В страхе перед мощью БРИКС Трамп стал угрожать 100-процентными пошлинами входящим в союз странам. Однако его как будто никто не воспринимает всерьез.

Карлсон в Москве анонсировал интервью с Лавровым

Генсек НАТО призвал добиться усиления Украины на поле боя до начала мирных переговоров

ЕС изменил нормы охоты на волков из-за пони фон дер Ляйен

Новости

Вице-премьер Мантуров сказал, кто придумал название «Орешник»

Первый заместитель председателя правительства Денис Мантуров ответил на вопрос, кто придумал название для новейшей российской ракеты «Орешник».

Небензя заявил о поддержке террористов в Сирии со стороны США и Украины

Американцы и их союзники оказывают поддержку террористам в Сирии, сами террористы «откровенно бравируют» поддержкой со стороны спецслужб Украины, заявил постпред России при ООН Василий Небензя.

Шведские ученые спрогнозировали полное таяние льдов Арктики за три года

Ледяной покров в Арктике может полностью исчезнуть уже к 2027 году, предупреждают ученые Гетеборгского университета; может иметь серьезные последствия для экосистемы региона и погодных условий в Северном полушарии.

Террористы в Сирии переняли тактику украинских инструкторов

Сирийские боевики используют дроны-камикадзе по украинской тактике, что свидетельствует о присутствии украинских спецслужб в Идлибе, сообщил специалист по беспилотникам.

Кремль: Для переговоров России и Украины нет оснований

Сейчас нет никаких оснований для переговоров между Россией и Украиной, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

В Намибии избрали первую женщину-президента

Намибия избрала Нетуми Нанди-Ндайтва первой женщиной-президентом страны, она получила 57% голосов, несмотря на прогнозы о возможном втором туре.

Российские войска зачистили Старые Терны к западу от Курахово

Российские войска провели операцию по зачистке поселка Старые Терны у Кураховского водохранилища в Донецкой народной республике, фактически обеспечив контроль над этой территорией.

Протестующие и спецназ в Тбилиси устроили перестрелку пиротехникой и газом

В Тбилиси на проспекте Руставели протестующие обстреляли спецназ пиротехникой, силовики ответили слезоточивым газом, сообщают информационные агентства. Сотрудники МВД Грузии задержали во время митинга у здания парламента мужчину по обвинению в подготовке взрыва.

Оппозиция Южной Кореи начала процедуру импичмента президента

Оппозиционные партии Южной Кореи договорились подать предложение об импичменте президента Юн Сок Еля, обвинив его в попытках ввести военное положение и провокации конфликта с Северной Кореей, сообщает Ренхап.

Стало известно о выдвижении дочери Жириновского в Госдуму

Анастасия Боцан-Харченко, дочь Владимира Жириновского, станет кандидатом от ЛДПР на выборах в Госдуму-2026, подтвердил замруководителя фракции ЛДПР Станислав Наумов.

Филиппинское судно протаранило китайский военный корабль в спорных водах

Филиппинское служебное судно проигнорировало предупреждения и врезалось в китайский корабль береговой охраны возле спорного рифа в Южно-Китайском море.

Захарова рассказала о масштабном характере интервью Лаврова Карлсону

Интервью Сергея Лаврова с Такером Карлсоном будет длиться полтора часа и выйдет через пару дней, сообщила спикер МИД Мария Захарова.
Мнения

Геворг Мирзаян: Три важнейших урока для России от падения Алеппо

Для России – при всей важности и нужности Сирии – важно не столько снова освободить Алеппо, сколько извлечь из нынешнего успеха боевиков ряд важнейших уроков. Первый в том, что заморозка войны не приводит к победе.

Олег Хавич: Киев и Варшава обманывают родственников жертв «Волынской резни»

В Польше заявили о «прорыве» в деле эксгумации жертв «Волынской резни». Но даже декларативную готовность Украины начать эксгумационные работы на Волыни польские власти надеются использовать в своих политических целях.

Игорь Караулов: Как фронт может научить жить

Фронтовой мир дает человеку урок, заражает его желанием жить разумно и просто. Правда, велика цена этого урока. После концерта и ночевки в блиндаже гости-артисты отправляются в Москву, а их аудитория – на боевые задания, из которых могут вернуться не все.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?