В мире

25 июня 2020, 11:18

Китайская дорога в Средней Азии угрожает интересам России

Фото: Zi xin/Reuters

В руководстве Киргизии заявлено о скором начале строительства альтернативного российскому пути доставки китайских товаров в Европу. Железнодорожная магистраль «Китай – Киргизия – Узбекистан» может иметь и важнейшее военное значение. Почему строительство трассы так долго задерживалось – и что это означает для интересов нашей страны в Средней Азии?

Проект данной железной дороги из Китая имеет долгую историю, сейчас же его пытаются встроить в часть глобальной китайской инициативы «Один пояс – один путь». В основном Поднебесная ведет торговлю морским путем, в то время как на океанских коммуникациях господствует флот США и их союзников, которые могут легко устроить морскую блокаду. Поэтому Пекин старается наладить альтернативные сухопутные логистические маршруты в другие страны Азии и Европы.

Существует много вариантов маршрутов этой железной дороги, некоторые даже проходят через территорию Афганистана. В Европу кратчайший путь был бы через территорию Казахстана и далее в Россию. Китай уже делает небольшие поставки железнодорожным путем по действующим путям через российскую территорию, но недоволен низкой скоростью и ограниченной пропускной способностью, так как БАМ всегда был загружен.

Наиболее вероятным альтернативным маршрутом как раз и является дорога с одноименным названием стран: «Китай – Киргизия – Узбекистан». Именно этот путь нравится Бишкеку и Ташкенту, которые активно лоббируют его строительство, однако само строительство пока задерживается. Главный вопрос упирается в финансы – за чей счет будет эта железная дорога? Эти и другие вопросы ежегодно поднимают на саммитах ШОС (на него как раз съезжаются все участники проекта), и выход вроде бы был найден в виде государственно-частного партнерства. Когда за частный счет будет построена дорога, но со временем инвестиции окупятся, будет передана государству, на чьей территории она находится.

Тем не менее окончательные документы о выделении финансирования и начале строительства до сих пор не подписаны. Несмотря на это, 18 июня директор государственного киргизстанского предприятия «Кыргыз темир жолу» (аналог РЖД) Василий Дашков после совещания у президента Сооронбая Жээнбекова сделал заявление, что спустя месяц строительство должно наконец-то начаться.

«Особых препятствий мы не видим, осталось буквально провести несколько переговоров – и, думаю, мы начнем строительство. Что касается финансирования, то нам готовы помочь как российская, так и узбекская сторона. В целом проект рассчитан на $4,5 млрд», – заявил Дашков.

Пока никаких официальных заявлений от узбекских и тем более российских властей о готовности вложиться в этот проект не было. Да и какой смысл тратить миллиарды долларов на инфраструктуру, которой в основном будут пользоваться китайские компании?

Если кто-то и готов выложить такую сумму денег, то только Китай. Подтолкнуть его к этому могло обострение в китайско-американских и китайско-индийских отношениях, горячая фаза которых может существенно осложнить морскую торговлю Китая с Европой и странами Ближнего Востока.

Зачем Киргизии эта железная дорога?

«Я лично слышал от Аскара Акаева [первый президент Киргизии] про этот проект еще в 2001 году, тогда он заявил, что постройка обойдется примерно в 1,2 млрд долларов и ТЭО уже разрабатывается, – сообщил газете ВЗГЛЯД эксперт из Киргизии Игорь Шестаков. – Но за последние 20 лет этот вопрос не сдвинулся с мертвой точки. Большой проблемой для всех президентов является то, что у них нет политической поддержки населения в строительстве этой железной дороги из Китая. Десять лет назад были даже митинги, когда местные жители узнали, что в оплату китайцам могут отдать в разработку месторождения полезных ископаемых. Была также критика у экологов и многих других».

Также, по словам эксперта, были и другие противоречия.

«Ключевым вопросом был – кто будет строить? Если китайская сторона, то речь скорей всего идет о военном присутствии Китая на территории Киргизии (стране ОДКБ).

Ведь строительством занимались бы специализированные военные структуры, которые могли бы построить железную дорогу в высокогорье. Насколько я помню, российская РЖД готова была участвовать в проекте, но только как поставщик материалов для строительства. Неудовольствие России вызывало то, что китайцы настаивают на узкоколейной дороге, которая идет вразрез с широкой российской колеей, которая по-прежнему сохраняется в Средней Азии», – полагает эксперт.

«Для Киргизии же всегда был актуален такой вопрос – а что мы по этой дороге будем возить, кроме китайских товаров? Пока почти нечего. Инициатива шла с киргизской стороны, которая хотела привлечь инвестиции. Мне кажется, что Китаю достаточно уже существующих автодорог в Средней Азии, в которые он уже успел вложиться», – резюмирует Игорь Шестаков.

Логистика для Ирана

В начале 2020 года в Ираке США ликвидировали Касема Сулеймани, руководителя элитного спецподразделения «Аль-Кудс» в составе КСИР. В ответ иранцы ударили по американским базам в Ираке. Дело чуть было не дошло до большой войны на Ближнем Востоке. Однако подобные кризисы случаются регулярно. И в случае большой войны Тегеран останется почти в изоляции, так как большую часть своей торговли он тоже ведет морским путем.

С суши его зажимают воюющие Афганистан и Ирак. Пакистан и Турция тоже нестабильны и могут уступить давлению США. Надежными вариантами остаются только северные границы со Средней Азией и через Каспийское море – с Россией. Китай же сможет оказывать помощь через территорию Пакистана. Либо же, если ЖД «Китай – Киргизия – Узбекистан» пойдет дальше в Туркмению, то напрямую железнодорожным путем.

Понятно, что такая перспектива не вызывает восторга в Вашингтоне. А как американцы могут разрывать экономические связи между странами, хорошо видно на примере Украины, которая из транзитера российских товаров всё больше превращается в барьер.

Конечно, проект рассчитывается прежде всего из экономических, а не военных соображений. И тут на передний план выходит экономическая экспансия Пекина, ведь республики Средней Азии и так уже закредитованы им.

В случае постройки ЖД в кредит, то это еще больше увеличит финансовую зависимость от Пекина (денег то нет отдавать, особенно в период кризиса) и, соответственно, уменьшит влияние России в регионе. Москва же путем ОДКБ по-прежнему будет вынуждена за свои деньги защищать громадную территорию, из которой китайцы будут выкачивать для себя ресурсы.

«Когда Китаю нужно, он и так поставляет технику и вооружение Ирану, – заявил газете ВЗГЛЯД доктор исторических наук, доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве СПбГУ Ниязи Ниязов. – Данный проект ЖД из Китая в первую очередь коммерческий, так как Пекин заинтересован в выходе своих товаров на все имеющиеся рынки, в том числе и на рынки региона Ближнего Востока. Поскольку этот рынок не насыщен современными товарами из-за сложного положения Тегерана в системе международных отношений, китайцы тут могут неплохо заработать. Кроме того, строительство дороги прекрасно укладывается в китайскую концепцию «Один пояс – один путь», реализация которой дает китайской экономике большие прибыли и усиливает влияние Китая в центральноазиатском регионе», – полагает эксперт.

При этом, по мнению Ниязова, у России не хватает сил воспрепятствовать реализации этого проекта, так как у Китая намного больше ресурсов, а раз так, то нужно от ЖД получить хоть какую-то выгоду.

«Как утверждает Дашков, в финансировании проекта должна участвовать и российская сторона, а значит и определенные экономические интересы РФ при этом будут учтены.

Но даже если бы Россия не участвовала в этом проекте, она вряд ли смогла бы полностью препятствовать его реализации, так как основным инвестором является Пекин, у которого в регионе гораздо больше возможностей в экономической сфере, чем у Москвы. И членство той или иной страны в ОДКБ совершено не гарантирует того, что всю свою внешнюю политику эта страна будет согласовывать с РФ. Лучшим вариантом в данном случае будет участие в реализации проекта и получение определенных дивидендов от этих действий», – считает Ниязов.

В любом случае проект показывает, что инициатива в экономической сфере в Центральной Азии принадлежит Китаю, а не России, которая в основном только наблюдает за происходящим. В такой обстановке местные элиты пытаются привлечь инвестиции откуда угодно, в чем особенно преуспела Киргизия, которая не стесняется брать кредиты и гранты у Китая, Запада, России, Турции, арабских стран и т. д. Такое положение дел в перспективе может привести к еще большему уменьшению остатков советского наследия в регионе, заменив его пестрым набором со всего мира.

Текст: Евгений Погребняк

Вам может быть интересно

Путин провел встречу с Назарбаевым в Кремле
Темы дня

На Украине началась системная кампания по ослаблению власти Зеленского

Национальное антикоррупционное бюро Украины разоблачило в Верховной раде преступную группу депутатов, которые голосовали за деньги. В коррупционной схеме оказались замешаны десятки человек. Обыски прошли в комитете по вопросам транспорта, возглавляемом Юрием Киселем («Слуга народа») – другом Владимира Зеленского. Как говорят эксперты, украинские силовики начали системную кампанию по ослаблению власти Зеленского.

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Политолог отреагировал на разоблачение ОПГ депутатов в Верховной раде

Боец MMA Монсон пожаловался на ненавистный российский обычай

Новости

Подросток зарезал сверстника у школы в Туве

В селе Кызыл-Мажалык в Туве 17-летний студент техникума смертельно ранил сверстника ножом на территории школы, сообщили в СУ СК региона.

Захарова прокомментировала видео празднования Рождества на Украине

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала видео, на котором в день празднования Рождества на Украине участники в языческих костюмах признались, что не знают, кто такой Иисус Христос.

Гроссмейстер Карлсен бурно отреагировал на проигрыш россиянину Артемьеву

Норвежец Магнус Карлсен не расставил фигуры на доске после поражения от россиянина Владислава Артемьева на чемпионате мира по быстрым шахматам; он быстро покинул турнирный зал, оттолкнув камеру оператора.

Путин сказал «большое спасибо» военным за освобождение Гуляйполя

Освобождение второго по величине города Запорожской области – Гуляйполя – президент России Владимир Путин назвал значимым успехом, открывающим новые возможности для наступательных действий.

Бастрыкин потребовал доклад по делу об убийстве из-за зарплаты на стройке в Москве

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин затребовал подробный доклад после смерти рабочего на строительном объекте столицы на фоне спора из-за зарплаты, сообщили в Следственном комитете России.

Россиянам напомнили, какие законы вступят в силу с 1 января

С начала 2026 года в России увеличится МРОТ и вступит в силу целый ряд реформ, включая ежегодный призыв в армию и новые правила социальной поддержки.

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Основатель запрещенного в РФ «Русского добровольческого корпуса» (РДК) Денис Капустин был ликвидирован в результате атаки дрона-камикадзе, но он являлся медийной фигурой и не был реальным руководителем РДК, сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Михаил Онуфриенко. Капустин был уничтожен на Запорожском направлении в ночь на субботу.

Путин: Россия пытается закончить начатую Киевом войну

Россия пытается завершить войну, начатую Киевом, заявил президент России Владимир Путин во время посещения одного из пунктов управления объединенной группировкой войск.

Путин поблагодарил бойцов за смекалку при взятии Димитрова

Во время совещания на одном из командных пунктов спецоперации президент России Владимир Путин отметил профессионализм и находчивость военнослужащих 5-й мотострелковой бригады, освободивших Димитров.

Politico: Удары возмездия ВС России вызвали шок на восточном фланге НАТО

Удары возмездия России по украинским объектам вызвали обеспокоенность среди восточноевропейских стран Североатлантического альянса накануне переговоров Владимира Зеленского и президента США Дональда Трамп, сообщает Politico.

Комбриг «Центра» рассказал об освобождении Димитрова в три этапа

Российские военные поэтапно завершили операцию по освобождению города Димитров, начав ее в начале сентября, а закончив в конце декабря, сообщил командир бригады группировки войск «Центр» Рамиль Фатхутдинов.

На Западе указали на смену позиции Макрона по России

Президент Франции Эммануэль Макрон демонстрирует отход от риторики жесткой конфронтации с Москвой, делая ставку на диалог и сближение позиций с Италией, дистанцируясь от воинствующего канцлера Германии Фридриха Мерца,заявил профессор Университета Юго-Восточной Норвегии Гленн Дизен.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов