Большинство социологических исследований демонстрируют одни и те же тенденции. Накануне начала избирательной кампании на Украине (она должна начаться 31 декабря) Тимошенко с результатом 14% опережает действующего президента Петра Порошенко почти в два раза (он отстает на 6%).
Это несколько странно, поскольку в 2014 году Тимошенко, только что выпущенная из тюрьмы, показала результаты далеко не выдающиеся. На президентских выборах в мае она заняла второе место, но всего лишь с 12,8% голосов (2,3 млн избирателей). Парламентские же выборы в октябре были для «Батькивщины» провальными – она заняла последнее место среди прошедших в Раду партий с 5,7% (менее 900 тыс. избирателей).
Как Тимошенко удалось поднять рейтинг, не особенно высовываясь на публику и не имея своего медиахолдинга?
Как ни странно, все очень просто. Украинские правительства с 2014 года проводили, по сути, политику «шоковой терапии», следствием чего был рост цен и тарифов на фоне падения доходов населения. Ожидалось, что правительство Гройсмана, в отличие от Яценюка, начнет проводить более социально ориентированную политику, но этого не случилось (социальные меры вроде повышения минимальной зарплаты осуществляются с большим опозданием и явно имеют предвыборный характер).
Наиболее острой была проблема роста коммунальных тарифов. Для понимания: с 2013 по 2017 год тариф на электроэнергию вырос в 3,5 раза, на газ – в 7,5 раза, на холодную воду – в пять раз, на горячую – в 5,25 раза, на отопление – в 11,3 (!) раза. При этом средняя зарплата в долларовом эквиваленте сократилась в 1,6 раза. Более всего рост тарифов ударил по работающим людям, поскольку малоимущим (пенсионеры, работающие на минимальную зарплату) полагаются субсидии.
Именно эту тему Тимошенко сразу же оседлала и системно окучивала. Уже в текущем году она предложила ввести мораторий на повышение коммунальных тарифов, продажу земли сельскохозяйственного назначения (против рынка земли выступают около 60% граждан).
Второй момент – это накапливающееся в обществе недовольство Петром Порошенко. Порошенко не выполнил большинства своих предвыборных обещаний: война на Востоке не окончена, социально-экономическими вопросами президент не интересуется, евроинтеграция не дала ожидаемого эффекта, сохраняется высочайший уровень коррупции. Тимошенко рассматривается в качестве кандидата, который гарантированно сможет победить действующего президента.
Эти два фактора обеспечивают стабильно высокие рейтинги Юлии Тимошенко.
Проблемы
Есть у Тимошенко и проблемы, которые ограничивают ее возможности занять президентское кресло.
Во-первых, Тимошенко имеет давнюю политическую историю (впервые она была избрана в Раду в 1997 году), и отношение к ней в обществе крайне неоднозначное. Успела дважды посидеть в премьерском кресле и дважды – просто посидеть. Ей не верят. На настоящий момент она занимает третье место в «рейтинге антивыбора» (за кого вы ни при каких условиях не будете голосовать). С 27% она уступает в этом отношении только Порошенко (его антирейтинг – 50%) и Арсению Яценюку (он обгоняет Тимошенко на доли процента).
Как показывают результаты фокус-групповых исследований, Порошенко рассматривается большинством избирателей как «абсолютное зло», в то время как Тимошенко – как зло относительное (тоже дракон, но такой, которого можно натравить на другого дракона).
Для базового же электората Тимошенко в принципе подозрительная личность, поскольку ей удавалось успешно вести переговоры с Путиным (это само по себе криминал).
Ну и еще один важный момент – у избирателей огромный спрос на новые персоны. Кандидаты, начавшие свою карьеру при Кучме, считаются морально устаревшими. Именно этим обстоятельством объясняется высокий рейтинг комического актера Зеленского, который, в общем-то, не собирается быть президентом, но при нынешних рейтингах может отрезать Порошенко от второго тура.
Во-вторых, на настоящий момент политик №1 на Украине – Порошенко. Ему удается навязывать обществу свою повестку дня.
И Порошенко, и конкуренты адресуются преимущественно к радикальному националистическому электорату. Его немного (менее 20%), но он гиперактивен и, как показывает опыт 2004, 2006 и 2014 годов, способен навязать остальной стране свой выбор на Майдане. Политик, не работающий с этой группой избирателей, рискует повторить судьбу Януковича.
Разумеется, социально-экономические проблемы касаются этого электората так же, как и любого другого. Но для него более важны идеологические моменты – война с Россией во всем многообразии ее форм, которые и были четко ухвачены политтехнологами Порошенко в виде «АрМоВира» (основной лозунг кампании президента: «Армия. Мова (язык). Вiра (вера – имеется в виду кампания по предоставлению автокефалии украинскому православию)».
Тимошенко вынуждена поддерживать эти тезисы, но ее позиция остается слабой. Так, например, в то время когда Порошенко предлагает внести конституционные изменения о членстве Украины в ЕС и НАТО (постановка вопроса немного идиотская, но «пипл хавает»), Тимошенко может предложить только предвыборный меморандум кандидатов или в качестве сильного хода – референдум по этим вопросам (власть его почти наверняка выиграет, но будет зафиксирован раскол, который «патриотическая общественность» признавать не хочет).
В-третьих, у Тимошенко слаба организационная база. Про отсутствие медиахолдинга мы уже упоминали (хотя на Тимошенко работают ресурсы Игоря Коломойского). Полевые партийные структуры в значительной степени деградировали, и восстанавливать их очень трудно.
В-четвертых, Порошенко не слишком стеснен в использовании силового ресурса. Сажать Тимошенко не спешат (видимо, пришли к выводу, что это больше повредит самому президенту), но «зачистить» СМИ и оргструктуры партии «Батькивщина» вполне можно. Особенно если выборы будут проходить в условиях военного положения, против которого Тимошенко также выступать не может – избиратель верит в российскую агрессию.
Шансы
Итак, шансы Тимошенко пока выглядят предпочтительными, высокий рейтинг реален и обусловлен правильно подобранными темами избирательной кампании. Более того, во втором туре она вполне может победить Порошенко за счет меньшего антирейтинга, а других кандидатов – за счет большего опыта.
Однако это ситуация до начала избирательной кампании (она начинается 31 декабря). В ходе самой кампании возникнут вопросы организационного характера. И главное, Тимошенко столкнется с массированной кампанией президента, направленной на разжигание антироссийской истерии, которой Тимошенко противодействовать не может.
Еще один риск – выход на выборы относительно нового и незамаранного в деятельности администрации Порошенко кандидата. Такой кандидат сможет оттеснить Порошенко и отобрать голоса Тимошенко, даже не будучи радикально оппозиционным. Таким кандидатом может стать, например, киевский мэр Виталий Кличко (встреча с ним Ангелы Меркель трактуется именно как подбор «европейского» кандидата на пост президента).
В целом вероятность победы Тимошенко менее 50%.
Что касается якобы пророссийской позиции Тимошенко – напрашиваются аналогии с Грузией. Там президентом стала Саломе Зурабишвили, которую тоже считали «пророссийской» (во всяком случае, по сравнению с представителем партии Саакашвили Григолом Вашадзе). Первым же своим заявлением новый президент констатировала, что диалог с Россией будет невозможен, пока Москва признает независимость Абхазии и Южной Осетии.
Нет сомнений, что позиция Тимошенко будет ровно такая же.