Спикер украинского парламента Андрей Парубий в четверг вечером подписал закон, согласно которому знаменитая Андреевская церковь в Киеве по инициативе Петра Порошенко передается в пользование Константинопольскому патриархату.
Утром в четверг за передачу церкви Варфоломею проголосовали депутаты Рады, отдав 237 голосов «за». Этого более чем достаточно для утверждения решения. Предполагается, что церковь будет находиться в безвозмездном постоянном пользовании Фанара при условии соблюдения законодательства об охране культурного наследия Украины.
Таким образом Андреевская церковь стала первой жертвой современного этапа украинских раскольнических игр на фоне раскола в мировом православии.
Чем известна Андреевская церковь?
Церковь в стиле барокко была построена по указу российской императрицы Елизаветы Петровны в середине 18-го века. Проектировал ее выдающийся архитектор Бартоломео Растрелли, а реализацией проекта, то есть его строительством, занимался Иван Мичурин – один из ведущих зодчих той эпохи.
К середине 20-го века при Иосифе Сталине в храме была размещена Киевская духовная семинария, однако при Хрущеве ее деятельность была остановлена, а в конце 60-х годов церковь открыли в качестве музея.
Позже во времена Виктора Ющенко храм был передан в пользование неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ была основана во времена распада Российской империи и до сих пор тесно связана с украинской эмиграцией и спецслужбами в США и Канаде) во главе с раскольником Макарием. При Викторе Януковиче здание было частично реконструировано вместе с прилегающей территорией – Андреевским спуском, признанной визитной карточкой Киева.
До последнего времени храм оставался собственностью государства, при этом служили здесь представители раскольничьей УАПЦ. Однако теперь они лишились своего главного храма, что стало отдельным предметом конфликта между автокефалистами, к которому мы еще вернемся.
Как Рада соучаствовала в схеме Порошенко
Украинские оппозиционные СМИ, блогеры и политики воспринимают инициативу Порошенко по передаче Андреевской церкви Константинополю как взятку. Попутно шутят о том, что Фанару можно было бы передать газотранспортную систему Украины, заводы «Рошен» и здание администрации президента.
В то же время украинские юристы считают, что Рада не имела права принимать подобный закон. Во-первых, управление объектами госсобственности является конституционной компетенцией кабмина Украины, а не Рады. Во-вторых – передача конкретного объекта госсобственности не может быть предметом закона, а является актом индивидуального характера.
Также не стоит забывать, что, согласно статье 35 конституции Украины, церковь и религиозные организации по-прежнему отделены от государства.
Таким образом, депутаты Рады в известной степени стали соучастниками де-факто преступления, совершенного президентом Украины, команда которого маскирует данную взятку под «символический жест единения с Матерью-Церковью».
Как поссорились Филарет и Макарий
Примечательно, что ситуация вокруг Андреевской церкви вскрыла давний спор между лидерами украинского раскольничества – главой УАПЦ Макарием и лидером столь же неканонического «Киевского патриархата» Филаретом – за власть и влияние среди приверженцев автокефализма.
Так, Макарий, комментируя инициативу Порошенко, с грустью рассказал о том, что «жертвует кафедральный собор» на благо создания поместной церкви.
«Обратились ко мне, я соглашаюсь дать Андреевскую церковь. Я сказал, если УАПЦ будет входить в поместную православную церковь, то мы согласны, потому что я не могу не быть последовательным. Когда я поминаю патриарха и иду навстречу, то надо жертвовать один кафедральный собор, и мы жертвуем тем», – заявил глава УАПЦ телеканалу ZIK.
При этом ранее в Киеве ходили слухи, что за присоединение Макария к процессу получения томоса ему «подарят» Андреевскую церковь окончательно и бесповоротно. Но в последующем Порошенко изменил свое мнение, решив, что Варфоломею церковь нужнее, таким образом «опрокинув» Макария.
В тот же день, как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, стало известно, что Макарий и Филарет разругались из-за вопросов организации объединительного собора, проведение которого нужно для получения томоса.
В частности, глава УАПЦ пожаловался на то, что глава «Киевского патриархата» не дал ему возможности выбирать устав, статус и название будущей церкви. «Название уже есть, и вы должны присоединиться», – процитировал он Филарета.
Также Филарет не согласился объединять два устава церквей в один.
«Я ему говорю: «Чтобы Собор собирать, нет устава». – «А устав у меня есть». – «У меня тоже есть, но из двух уставов надо сделать один устав», – заметил Макарий. «Нет, будет мой устав», – ответил Филарет.
По словам Макария, статус новой церкви также остается не до конца выясненным. «Когда я спросил: митрополия, будет ли митрополия, он со злобой сказал, что митрополии не будет, будет патриархия», – привел слова Филарета глава УАПЦ.
Все это, безусловно, ставит под сомнение создание некой единой церкви, подчиняющейся Константинополю и Варфоломею.
Киево-Печерской лавре приготовиться?
Как сообщает пресс-служба заповедника «София Киевская», Андреевская церковь после решения Рады формально останется в собственности государства, но при этом с представителями Фанара будет заключен договор об использовании церкви.
При этом ряд экспертов предполагает, что в случае с передачей Андреевской церкви Константинополю украинскими политиками была отрепетирована юридическая составляющая захвата Киево-Печерской лавры.
Напомним, что на сегодняшний день нижняя часть Лавры находится в ведении канонической УПЦ МП, а верхняя часть Лавры – в юрисдикции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, то есть в собственности государства.
На это в том числе указывает сентябрьское решение министра культуры Украины Евгения Нищука: провести инвентаризацию всех икон и других культурно-исторических ценностей в храмах УПЦ МП, в частности в Киево-Печерской лавре.
Как бы там ни было, после беспрецедентной истории с Андреевской церковью православным Украины остается надеяться лишь на то, что Бог вразумит украинских политиков, и параллельно готовиться к обороне одной из главных святынь русского православия – Киево-Печерской лавры.