Специализированный портал Globalfirepower опубликовал рейтинг сильнейших армий мира за 2017 год. Первое место в нем ожидаемо заняли вооруженные силы США. На втором месте находится Россия, а замыкает тройку Китай. Всего в рейтинге были представлены 133 страны. Помимо трех лидеров, в десятку сильнейших армий мира входят вооруженные силы Индии, Франции, Великобритании, Японии, Турции, Германии и Египта.
Примечательно, что армия Украины, которую президент страны Петр Порошенко в 2016 году называл «самой патриотичной и мощной» на континенте, заняла в рейтинге 30-е место (правда, повторим, речь идет об общемировом рейтинге, а не европейском).
Надо сказать, показания самого Порошенко от года к году менялись. За год до пылкого заявления о «самой мощной армии в Европе», то есть в 2015 году, он утверждал, что она входит в пятерку сильнейших на континенте. Но в последнее время его оценки стали трезвее. В апреле текущего года он утверждал, что ВСУ находятся на восьмом месте в Европе, а в июле – уже что лишь входят в десятку. И вот это больше похоже на правду.
Принципы отбора
Как указывают сами авторы, данный рейтинг составлялся военными экспертами. При ранжировании учитывалось не только общее количество оружия, но и его разнообразие, численность кадрового состава вооруженных сил и их резерва, уровень военных расходов, транспортная инфраструктура, добыча нефти и другие факторы, прямо или косвенно влияющие на обороноспособность страны. Страны НАТО получали бонус из-за «теоретического распределения ресурсов».
Военный эксперт Антон Лавров отмечает, что «это не какой-то рейтинг ожиданий или боевых традиций». «Это рейтинг количества пушек и танков, самолетов. В нем считается во многом именно численность личного состава и численность техники», – объяснил он газете ВЗГЛЯД.
В частности, именно этим он объяснил тот факт, что считающиеся одними из наиболее боеспособных в мире вооруженные силы Израиля занимают лишь 15-е место. «Израильская армия при всей своей эффективности достаточно компактная», – подчеркнул собеседник.
Хотя глубоких военно-стратегических выводов из этого рейтинга делать не стоит, есть в нем некий здравый смысл. Как минимум авторам удалось провести комплексное сравнение оснащенности современным оборудованием и техникой, укомплектованности и численности армий мира. В связи с этим не лишним будет рассмотреть распределение мест в нем.
Военный эксперт Виктор Мураховский еще более категоричен – на его взгляд, рейтинг к реальной оценке боевой мощи вооруженных сил вообще не имеет отношения. «Это как конкурс красоты», – объяснил он газете ВЗГЛЯД. Дело в том, что сами военные оценивают боевую мощь по другим критериям, рассказал Мураховский.
По его словам, существует методика оперативно-технических расчетов, коэффициент военно-технического уровня систем вооружений и ряд других параметров, многие из которых закрыты, особенно если речь идет о стратегическом уровне. «Это сложная оценка, не имеющая никакого отношения к этим рейтингам, которые всякие сайты и журналы составляют», – подчеркнул эксперт.
Мобилизации Киева не прошли даром
Если в целом положение большинства стран в рейтинге логично, то 30-е место Украины вызывает некоторое удивление – уж слишком оно высоко. Если смотреть рейтинг только по европейским странам (без учета России), то ВСУ находятся на девятом месте, перед Чехией и после Франции, Великобритании, Германии, Италии, Польши, Испании, Греции и Швеции. Это очень неплохой результат для страны, чьи ВВС и ВМС, как и вооруженные силы в целом, испытывают серьезные проблемы. Чем же обусловлено такое относительно высокое положение?
«Это связано с увеличением финансирования, наращиванием численности армии и с закупками модернизированной техники. Армии там сейчас уделяется много внимания, военные расходы доводятся до пяти процентов ВВП», – указал Лавров.
Там ведется ремонт и модернизация техники, отметил эксперт. «Увеличилось количество самолетов, поступает бронетехника в количестве сотен единиц – отремонтированная, не новая», – рассказал он. В первую же очередь увеличилась численность личного состава до 250 тыс. человек, а также были сформированы до 10 новых бригад сухопутных войск.
Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов отмечает, что расходы на развитие, а не содержание украинской армии и при прошлом режиме в относительных и абсолютных цифрах были не очень большими – и остаются такими до сих пор.
По его словам, когда военный бюджет на 2018 год составляет пять процентов от ВВП, или 6,3 млрд долларов, то, даже если половину из этих средств тратить на развитие, для довольно многочисленной украинской армии такая сумма не позволяет решить все задачи. По его прогнозу, в лучшем случае на развитие армии, на новые вооружения Киев сможет потратить в 2018 году не больше миллиарда долларов.
«Притом что пять процентов ВВП – большая нагрузка на бюджет, в реальности это очень маленькие деньги. В лучшем случае они смогут провести ремонт имеющейся техники, ограниченную модернизацию», – сказал Фролов газете ВЗГЛЯД. По его словам, в оборонном бюджете «сидят расходы на АТО», военные пенсии и прочие выплаты, поэтому на развитие армии «остается не так уж и много».
«Без Америки «евронато» – это не слишком значительная военная сила»
Антон Лавров уверен, что по крайней мере первые места в рейтинге распределены заслуженно. Армия США, по его мнению, бесспорно, является самой мощной в мире. «То, что российская армия сейчас является второй–третьей по суммарной боевой мощи и эффективности, даже без учета стратегических сил, в принципе, никем под сомнение не ставится», – также отметил он. В то же время эксперт указал, что не стоит забывать о растущей военной мощи Китая.
Помимо тройки лидеров, логично и положение Индии, считает Лавров. «Во-первых, это размер вооруженных сил страны. И, естественно, очень большая численность техники у них. Во-вторых, она активно развивает армию закупками новых вооружений», – объяснил собеседник.
Интересно, что из стран ЕС в десятку лидеров попали только Франция, Великобритания и Германия. По мнению Лаврова, такое отставание государств Евросоюза совершенно естественно. «Все страны ЕС, а точнее, страны НАТО в Европе полагаются в своей обороне на коллективный принцип. Поэтому их национальные армии интенсивно сокращались, и их боевая мощь уменьшалась», – рассказал он.
«Например, если говорить о Франции – у них всего около 300 танков, у Великобритании – примерно такое же количество. Естественно, ни о каком военном доминировании индивидуальных стран в Евросоюзе сейчас говорить не приходится»,
- подчеркнул эксперт. Кроме того, он указал, что все европейские страны предпочитают полагаться на армию США, с которой у них заключены соответствующие договоры.
«Без Америки европейские армии – не слишком серьезная сила», – подчеркнул Виктор Мураховский. «В случае масштабной войны с Россией они всегда рассчитывали на переброску основного американского контингента с континентальной части США в Европу», – добавил он.
Верный «трампист» Макрон
Однако, судя по всему, Франция намерена изменить данную ситуацию. Париж планирует увеличить расходы на вооруженные силы к 2025 году до двух процентов ВВП, направив «беспрецедентные инвестиции» (на 1,6 млрд евро в год больше, чем сейчас) на перевооружение армии и модернизацию средств сдерживания, заявил в четверг французский президент Эммануэль Макрон.
Намерение Макрона нарастить военные расходы связаны в первую очередь с его желанием выполнить требования президента США, считает Мураховский. «Я могу сказать, что он верный «трампист», – отметил собеседник.
В то же время он также указал, что есть и другой фактор. «Французы, как известно, проводят заморские операции, особенно в Африке», – подчеркнул эксперт. При этом, по его словам, в последнее время во французских вооруженных силах сократилось число боеготовых танков, самолетов и другой техники. «Военные жалуются, что у них не хватает средств, чтобы поддерживать боевую готовность вооруженных сил Франции», – объяснил он.
Лавров тоже уверен, что планы президента Франции по увеличению военных расходов объясняются выполнением требований США. «Естественно, дополнительные средства будут пущены именно на закупки новых вооружений и модернизацию существующих», – полагает собеседник. Он также считает, что примеру Франции в выполнении требований Трампа последуют и другие государства ЕС. «Европейские армии будут в предстоящие 10 лет перевооружаться», – указал он.