Столкновения американских военных кораблей в Тихом океане начинают становиться чем-то обыденным. На этот раз в аварию в понедельник попал эсминец «Джон Маккейн», борт которого протаранил танкер Alnic MC в районе Малаккского пролива, недалеко от Сингапура.
К сожалению, без жертв не обошлось – 10 членов экипажа эскадренного миноносца пропали без вести, еще 5 были ранены. На гражданском судне пострадавших нет.
Одним из первых соболезнования выразил «однофамилец» эсминца сенатор-республиканец Джон Маккейн (корабль назван одновременно в честь отца и деда сенатора; оба имели звание адмирала). «Это очень плохо», – кратко отреагировал президент США Дональд Трамп.
Более эмоциональной была реакция Китая, с особым вниманием относящегося к акватории Южно-Китайского моря (где и произошел инцидент и где располагаются спорные острова, на которые претендует КНР).
Командование 7-го флота ВМС США пообещало в ближайшее время провести расследование инцидента. Пока же на месте столкновения ведутся поисково-спасательные работы. Но на данный момент никаких сведений о пропавших моряках нет. Из получивших ранения четверо были эвакуированы в госпиталь вертолетом SA 330 Puma сингапурских ВМС, пятый в эвакуации не нуждается. На помощь пострадавшим в аварии уже отправились корабли ВМС Сингапура и Малайзии, а также американский универсальный десантный корабль America.
Столкновение кораблей в море, а тем более с участием эсминца, само по себе достаточно неординарное событие. Однако еще большую пикантность инциденту придает то, что
это уже вторая авария в Тихом океане за два месяца, в которую вовлечен корабль 7-го флота ВМС США.
В конце июня борт эсминца Fitzgerald («Фицджеральд») носовым бульбом протаранило филиппинское торговое судно в водах Японии. Тогда в результате происшествия погибли семеро американских моряков.
Отметим, что как раз за несколько дней до инцидента с «Джоном Маккейном» руководство американских ВМС фактически признало вину за инцидент двухмесячной давности. Командование флота сняло с должности командира Fitzgerald и объявило наказания в отношении других офицеров корабля, хотя расследование столкновения все еще продолжается.
Что произошло с «Джоном Маккейном»?
Эсминец двигался восточнее Малаккского пролива, чтобы совершить «рутинный» заход в порт Сингапура. Однако в 6.24 утра по японскому стандартному времени (00.24 мск) он получил удар в заднюю часть левого борта от танкера Alnic MC. Обстоятельства, послужившие причиной аварии, пока неизвестны. Американский корабль получил серьезные повреждения, однако благодаря усилиям команды остался на ходу и самостоятельно направился в сингапурский порт. Танкер отделался лишь незначительными повреждениями носовой части.
«Джон Маккейн» – эскадренный миноносец с управляемым ракетным оружием (УРО) класса Arleigh Burke («Арли Берк»), эксплуатируется с 1992 года и входит в состав 7-го флота ВМС США.
Это достаточно крупный корабль. Его водоизмещение составляет более 8 тыс. тонн, длина более 150 м, ширина около 20 м, а экипаж состоит из 338 человек.
Корабль принимал участие во вторжении США в Ирак в 2003 году, в ходе которого запустил 39 ракет «Томагавк».
В 2009 году произошло легкое столкновение с эсминцем китайской подводной лодки, которая повредила ему буксируемую гидроакустическую систему обнаружения. В последнее время корабль базировался в порту Йокосука в Японии. В начале августа он без разрешения китайских властей прошел неподалеку от рифа Мисчиф из состава островов Спратли (Наньша). В ответ МИД Китая обвинил США в грубом нарушении своего суверенитета и международного права.
Alnic MC – танкер 2008 года постройки, который используется для перевозки нефти и химической продукции. Судно ходит под флагом Либерии, однако зафрахтовано греческой судоходной компанией Stealth Maritime Corporation. Оно значительно крупнее американского эсминца. Длина составляет 183 м, ширина – 32 м, а водоизмещение колеблется от 30 до 50 тыс. тонн в зависимости от загруза. Сообщалось, что в момент аварии корабль шел без груза.
Столкновение в море довольно неординарный инцидент
«Количество сбоев, которое должно произойти, чтобы случилось что-то подобное, делает это редким происшествием. Моряки мониторят радиолокационные устройства круглые сутки, у них есть несколько моряков, которые дежурят на мостике, где тоже есть радиолокационные устройства, и у них есть по крайней мере один часовой на корме судна, чтобы вести наблюдение именно на случай возникновения ситуаций подобного рода», – заявил ветеран американских ВМС Дэвид Лартер.
«Любые столкновения двух кораблей в любом океане или в любой реке – это ненормально. Это нарушение международных правил предупреждения столкновения судов в море (МППСС)», – пояснил газете ВЗГЛЯД доктор военных наук, капитан I ранга запаса Константин Сивков. Надо разбираться, кто виноват, подчеркнул он. В любом случае это аварийная ситуация, которая произошла в результате нарушения одним из командиров или обоими сразу этих самых МППСС, добавил он.
«Это ситуация нестандартная», – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД советник начальника Генштаба России, бывший главком Черноморского флота адмирал Игорь Касатонов. По его словам, такое могло произойти из-за того, что мало внимания было уделено наблюдению в длительном плавании. То, что командир эсминца допустил такое столкновение, может свидетельствовать о его слабой подготовке, указал собеседник.
Четыре аварии с участием кораблей ВМС США за 7 месяцев
«Такие столкновения, как эти, очень редки, и два за одно лето, оба с участием 7-го флота, базирующегося в Японии, – это ошеломляюще», – отметил Дэвид Лартер.
Однако и этими двумя авариями приключения американского флота в Тихом океане не заканчиваются.
В феврале текущего года ракетный крейсер «Энтитем» сел на мель в Токийском заливе, повредив оба гребных винта, а также ступицу одного из них (стоимость ремонта оценивается в 4,2 млн долларов).
Никто не пострадал, однако в результате инцидента в море вылилось около 4,2 тысячи литров масла для гидравлических систем. Кроме того, в мае текущего года борт другого ракетного крейсера «Лейк Чемплейн» того же класса «Тикондерога» протаранило южнокорейское рыболовецкое судно в международных водах недалеко от Корейского полуострова. Однако тогда также никто не пострадал и оба корабля остались на ходу.
«При такой интенсивности столкновений, конечно, американскому командованию надо задуматься о квалификации командного состава корабельного флота США», – подчеркнул Сивков. Ничем иным, кроме как проблемами с квалификацией командиров кораблей американских ВМС, по его словам, объяснить четыре аварии за 7 месяцев нельзя.
«Это недостаточная компетентность, уровень подготовки, контроля и всей школы командирской в американском флоте», – подчеркнул Касатонов. По его мнению, школа, уровень подготовки и ответственность старшего командования, которое за это тоже отвечает, – вот то, над чем следует работать, чтобы решить эту проблему.
«Можем только соболезновать, потому что за этим идут человеческие жертвы», – добавил он. Собеседник также подчеркнул, что это создает повышенную вероятность аварий. А ведь если танкер будет груженый и, допустим, 12 тыс. тонн нефти разольются – это уже будет катастрофа экологическая, указал он.