«Ради красного словца не пожалеет и отца» – эта поговорка часто вспоминается, когда слушаешь какого-нибудь не в меру говорливого политика. Пресс-секретарь – это тоже политическая должность, часто и много говорить ему положено согласно прямым профессиональным обязанностям, неудивительно, что именно высказывания официальных представителей регулярно становятся поводами для широкого обсуждения.
Спайсера погубило невнимание к интернет-культуре
Смена риторики Дональда Трампа и Белого дома в целом по отношению к Асаду выглядит вполне в стиле бессмертного романа Джорджа Оруэлла «1984». Еще вчера Океания (администрация Трампа) считала Евразию (Сирию и Россию) надежными союзниками в борьбе с Остазией (ИГ и исламистские террористы в целом). А сегодня уже выясняется, что Океания всегда воевала с Евразией, а Остазия как-нибудь подождет до очередной смены концепции.
Неудивительно, что пропагандистам, к числу важнейших среди которых, безусловно, относится официальный представитель Белого дома Шон Спайсер, теперь приходится непросто. При резком развороте на 180 градусов может занести даже опытного водителя. Именно это произошло с посвятившим последние 20 с лишним лет своей жизни связям с общественностью капитаном второго ранга Спайсером. Его занесло.
Объясняя в очередной раз, почему его шеф принял решение нанести ракетный удар по сирийскому аэродрому, представитель Белого дома, в частности, сказал: «Мы не использовали химическое оружие даже во Второй мировой войне... Даже Гитлер не опустился до использования химического оружия».
Что хотел сказать Спайсер – понятно. Действительно, Германия, как и другие участники Второй мировой войны, не использовала бомбы с химическим оружием для бомбардировок территории противника. В отличие, кстати, от США во Вьетнаме: «Агент оранж», конечно, не так смертоносен, как зарин, но тоже вполне себе химическое оружие.
Вернемся к Гитлеру. Для начинки бомб он химическое оружие действительно не использовал, но как можно было забыть про газовые камеры, сказать сложно. Практически невозможно. Занесло капитана второго ранга.
При попытке уточнить, что же он имел в виду, у Спайсера получилось еще хуже. Это, опять-таки, особенность нахождения в заносе – казалось бы логичные действия приводят к ухудшению ситуации.
На просьбу журналиста пояснить утверждения о том, что Гитлер не использовал химическое оружие, Спайсер ответил: «Я думаю, что если мы говорим о газе зарин, то он не применял его против своего собственного народа так, как это делает Асад». Напомним, что в концлагерях не делалось различия для евреев – граждан Германии и других стран. Уничтожали всех.
Журналисты на брифинге напомнили Спайсеру о Холокосте. «Он использовал его в центрах Холокоста, я понимаю это», – ответил представитель Белого дома, имея в виду концлагеря.
Формулировка «центры Холокоста» вызвала не меньшее возмущение, чем утверждение, что Асад хуже Гитлера. Если концлагеря – это «центры Холокоста», тогда Гуантанамо – это Межкультурный центр, говорится в одном из комментариев к заявлению Спайсера.
После этого Спайсер начал оправдываться, но, похоже, принимать его извинения никто не собирается.
#{interviewpolit}«Я не пытаюсь умалить ужасающую природу Холокоста. Я пытался провести разделительную линию между тактикой применения авиации для того, чтобы сбросить химоружие на населенные пункты. Любая атака против невинных людей недопустима», – заявил он в официальном письме, разосланном пресс-службой Белого дома.
В ответ генеральный директор Центра взаимоуважения Анны Франк в США Стивен Гольдштейн призвал Дональда Трампа уволить своего пресс-секретаря «немедленно».
«Заявление Спайсера является самым ужасным оскорблением группы людей, которое мы когда-либо слышали от пресс-секретаря Белого дома», – говорится в заявлении Гольдштейна, которое было опубликовано на странице центра в Facebook.
В интервью CNN представитель Белого дома еще раз выразил свои глубочайшие сожаления: «Я по ошибке сделал неподобающую и нетактичную отсылку к Холокосту, который невозможно ни с чем сравнивать. Я приношу свои извинения за это. Было ошибкой так поступать».
Но было уже поздно: уволить Спайсера потребовала лидер фракции Демократической партии в Конгрессе Нэнси Пелоси. «Шона Спайсера нужно уволить, а президент Трамп должен немедленно отмежеваться от заявлений своего представителя. Либо он говорил от имени президента, либо президент не должен был нанимать его», – заявила она.
По мере того, как утро пришло в Евразию (континент, а не государство из романа Оруэлла), комментировать «открытие» представителя Белого дома начали представители других стран.
Вице-спикер израильского парламента Нахман Шай, в частности, сказал: «Спайсеру, пресс-секретарю Белого дома, срочно нужен учитель истории. Гитлер использовал химическое оружие в масштабах, которые человечество не знало до него и, надеюсь, не увидит после».
Министр транспорта и разведки Израиля Исраэль Кац, в свою очередь, назвал слова Спайсера возмутительными и призвал представителя Белого дома извиниться или уйти в отставку. «Есть моральные обязательства, которые стоят выше политических соображений», – отметил он в своем Twitter.
Кстати, Кац пока является единственным, кто согласился принять извинения пресс-секретаря Белого дома: «Спайсер правильно сделал, что извинился», – написал он позднее и назвал инцидент исчерпанным.
Придется ли Спайсеру вслед за советником по национальной безопасности Майклом Флинном уйти в отставку или обвинения в неуважении к жертвам Холокоста в современных США являются не такими суровыми, как во встрече с российским послом, пока что не ясно.
Понятно одно – Спайсера погубило невнимание к интернет-культуре. Если бы он знал про закон Годвина, согласно которому упоминание Гитлера является фактическим признанием поражения в любом споре, то, наверное, поостерегся бы почем зря вспоминать фюрера Третьего рейха, а уж тем более кого-то с ним сравнивать.
Дональд Трамп, в свою очередь, продемонстрировал, что является куда более умелым демагогом, нежели его пресс-секретарь. В интервью Fox Business, говоря о своем сирийском коллеге Башаре Асаде, он, в частности, сказал: «Если бы Россия не пошла и не поддержала это животное, проблемы бы не было».
И ни одного возмущенного заявления со стороны защитников животных!