В пятницу, 24 марта, Одесский горсовет большинством (50 из 64) голосов принял обращение к руководству Украины, в котором призвал не отменять праздники 8 Марта, 1 и 9 Мая, а также прекратить провокации против русскоязычного населения юго-востока Украины. В проекте решения присутствовали также требования сохранения нынешнего закона «Об основах государственной языковой политики» и прекращения блокады Донбасса, однако на этапе обсуждения от них отказались.
Местные депутаты сейчас думают даже не столько о переизбрании, сколько о том, как они будут смотреть в глаза родным и соседям
Отмену праздников назвали недопустимой, так как это может повлечь за собой «общественное противостояние и вражду». Депутаты считают, что власти нужно разбираться «с грабительскими тарифами и тяжелой экономической ситуацией, а не заниматься фальсификацией истории».
Проект постановления подготовили представители «Оппозиционного блока» и Украинской морской партии (последнюю возглавляет авторитетный одесский политик Сергей Кивалов – президент юридической академии, в прошлом – глава Центризбиркома и Высшего совета юстиции, он также является соавтором действующего языкового закона). Мэр Одессы Геннадий Труханов также выступил против притеснения русского языка и за сохранение праздников 8 Марта, 1 и 9 Мая.
Ранее, на протяжении февраля – марта, аналогичные решения приняли Белгород-Днестровский, Раздельнянский, Татарбунарский, Тарутинский, Болградский и Ренийский райсоветы Одесской области, а также Болградский городской совет. В их решениях требования сохранения языкового закона присутствовали.
О необходимости отмены «старых советских праздников» в январе этого года заявлял директор Института национальной памяти (ИНП) Владимир Вятрович. По его словам, институт подготовил соответствующий законопроект, и он намерен провести «общественное обсуждение» этого вопроса.
Напомним, что ранее ИНП проводил «общественные обсуждения» решений о переименовании населенных пунктов, по результатам которых мнение общественности и представительных органов никогда не учитывалось.
Что же касается закона о языках, то его отмена была одним из первых решений Верховной рады после государственного переворота в 2014 году. Именно этот шаг киевских властей стал одним из «спусковых крючков» Русской весны, которая привела к выходу из состава Украины Крыма и войне в Донбассе. Президент, однако, закон не подписал, и он остается в подвешенном состоянии.
На протяжении последних лет эта развернутая в Одесской области кампания выглядит беспрецедентной, несмотря на то, что было решение Мелитопольского (Запорожская область) горсовета в поддержку законопроекта Евгения Балицкого о защите русского языка и несколько решений облсоветов о договорных отношениях с Киевом, экономической самостоятельности и т. п. Обращает на себя внимание системность и вертикальная интегрированность кампании.
Однако назвать эту кампанию совсем уж беспрецедентной нельзя. В 2006 году Партия регионов (которая тоже тогда находилась в оппозиции) провела в местных советах, где она имела большинство, кампанию по принятию решений о повышении статуса русского языка (в соответствии с ратифицированной Украиной Европейской хартией региональных языков или языков меньшинств).
Эксперты Киевского центра политических исследований и конфликтологии (центра Михаила Погребинского) писали по поводу этой кампании в книге «Русский язык в Украине. Книга 1. Законодательство»: «в условиях, когда выполнить предвыборный лозунг о предоставлении русскому языку статуса второго государственного было невозможно, Партии регионов требовалось продемонстрировать избирателям свою готовность сделать хоть что-то в этом направлении. Опять же на уровне местных советов продемонстрировать «повышение» статуса русского языка было проще, чем демонстрировать эффективность в решении социально-экономических и коммунальных проблем» («повышение» было помещено в кавычки, потому что реально местные советы могли только задекларировать, но никак не обеспечить русскому языку статус официального).
Очевидно, одесситы воспользовались опытом той кампании (благо часть кадров Партии регионов осталась в рядах Оппоблока) и поднять таким образом рейтинг своих политических сил (возможно, в расчете на досрочные парламентские выборы). При этом они проявили максимум осторожности, апеллируя к теме, значимой для избирателей, но при этом, скорее всего, не имеющей перспектив в ближайшем будущем.
Большинство экспертов считают инициативу Вятровича непроходной в данный момент. Например, политический аналитик Дмитрий Корнейчук считает (цитата по РИА «Новости»), что «даже если проект календаря от Института нацпамяти внесут в Раду, то подобный законопроект имеет крайне мало шансов быть принятым в сессионном зале. И не потому, что не хватит голосов».
При этом Одесский горсовет воздержался от акцентирования тем языка и блокады, которые могут вызвать нервную реакцию в Киеве. А ранее, в феврале прошлого года, то же самое большинство проголосовало за постановление о признании России страной-агрессором.
Впрочем, осуждать Труханова, Кивалова и депутатов за столь непоследовательную политику не стоит. Харьковский политолог и журналист Дмитрий Губин сказал газете ВЗГЛЯД следующее: «Прежде всего нужно понимать, что никакими выборами пока не пахнет. Местные депутаты сейчас думают даже не столько о переизбрании, сколько о том, как они будут смотреть в глаза родным и соседям. И поэтому они будут в любой возможной форме напоминать, что они – «одни из нас». В России, увы, не понимают, что и им, и их окружению, и их избирателям есть что терять, и никто ниоткуда им не дает гарантий «мягкой посадки». Зная, что поддержки извне (да и изнутри – только на выборах) их решениям не будет, в условиях небезопасности они вынуждены лавировать, но и не хотят окончательно терять лицо. Члены этих фракций – одесситы, а не приезжие. Такими инициативами они показывают, что не только выражают лояльность руководству страны, но и защищают интересы общины».
Интересно, найдет ли инициатива одесситов поддержку у руководства «Оппозиционного блока», будет ли она реализована в других регионах с преимущественной поддержкой этой партии и какой будет реакция официального Киева. Об этом мы узнаем в ближайшее время.