Пентагон передал президенту США Дональду Трампу только что разработанный план с рекомендациями по противодействию «Исламскому государству*». План этот, разумеется, секретный, но некоторые его подробности раскрыл телеканал NBC, ссылаясь на свои источники – чиновников, уже ознакомившихся с документом.
План Б заключается в том, что мы следуем плану А, только стараемся сильнее
Во время избирательной кампании Трамп говорил о желании скорейшего разгрома радикальных исламистов, обвиняя администрацию Барака Обамы в медлительности и нежелании бороться с радикалами более эффективно. Однако новые рекомендации Пентагона мало отличаются от тех методов, которые использовала предыдущая администрация.
По большому счету, предлагается лишь усилить прежние меры – продолжить бомбардировки позиций боевиков, интенсивнее поддерживать местные силы при проведении спецопераций в иракском Мосуле и сирийской Ракке, выполняющей роль «столицы» ИГИЛ. Одновременно предлагается пресекать каналы финансирования террористов и стабилизировать районы, уже освобожденные от исламских радикалов.
«Новый план» по разгрому ИГ Трамп поручил разработать в конце января, дав на это 30 дней. Заодно он потребовал от министерства обороны найти новых зарубежных партнеров для активизации борьбы с группировкой. В феврале сообщалось, что Пентагон направил свои первые рекомендации на этот счет в Белый дом.
То, что для выполнения обещаний Трампа предложенных мер явно недостаточно, считают специалисты по военной стратегии, на условиях анонимности раскритиковавшие озвученные меры. Со своей стороны, бывший командующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе адмирал в отставке Джеймс Ставридис выразил надежду, что президент вернет план Пентагону на доработку.
«Нынешний план по уничтожению группировки «Исламское государство» похож на старую поговорку: «План Б заключается в том, что мы следуем плану А, только стараемся сильнее», – сказал Ставридис NBC.
Другой статусный военный – генерал ВВС в отставке Дейв Дептула, отвечавший за воздушные атаки во время первой иракской кампании, – призвал использовать в борьбе с радикалами больше огневой мощи. «Если сравнивать с телом, то мы стреляем им по пальцам рук и ног», – подчеркнул он. Он также отметил, что когда воздушные атаки координируются генералами сухопутных войск, это «в корне неверно».
Примечательно, что во время разработки плана Пентагоном обсуждалась идея довольно радикальных мер, в частности, проведение кратковременной сухопутной операции в Сирии, где и ранее действовали ограниченные группы американского спецназа, помогавшие разнообразным группировкам сирийской оппозиции. По официальным данным, в бои этот спецназ не вступает.
Кроме того, американцы располагают четырьмя военными объектами на подконтрольной курдам территории. Например, взлетно-посадочной полосой рядом с Рамиланом (в северо-восточной провинции Хасеке). В общей сложности их контингент оценивается в несколько тысяч человек, включая в себя как группу снабжения и военных инженеров, так и спецназ и авианаводчиков.
На этой неделе сообщалось о планах Пентагона направить в Сирию до 1 тыс. военных, чтобы поддержать наступление на Ракку. В частности, американцы будут поддерживать курдов и сирийскую оппозицию, помогая им с разминированием и наведением авиаударов. Однако Трамп и глава Пентагона Джеймс Мэттис пока что не одобрили этот шаг. В то же время сообщалось, что США разместили на аэродроме Румейлан в сирийской провинции Эль-Хасаке отряд морпехов.
В Сирии уже сейчас находятся 500 бойцов спецподразделений США, 250 рейнджеров (элитные части сухопутных войск) и еще 200 морских пехотинцев. Таким образом, если планы Пентагона получат одобрение, число американских военных в Сирии может удвоиться.
Военный эксперт, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Александр Перенджиев подчеркивает, что когда речь заходит о реальных действиях по разгрому ИГИЛ*, неизбежно «встает вопрос экономических интересов».
«Вдруг выясняется, что «Исламское государство» было создано в интересах определенных субъектов, которые являются серьезными лоббистами в политической системе США. Принимать новую стратегию – это значит пересекать интересы этих самых лоббистов. Деньги заплачены уже неоднократно, поэтому менять стратегию некому. Все люди, которые создают этот план, получили четкий политический заказ и выполняют его», – сказал Перенджиев газете ВЗГЛЯД.
По его словам, усилить борьбу с ИГИЛ США могли бы за счет сотрудничества в первую очередь с Россией, но «министр обороны помчался же не в Москву, а в Саудовскую Аравию» и сразу стало понятно, что план «будет все тот же». При этом в начале марта сообщалось о нежелании Трампа работать над договоренностями с Россией по борьбе с ИГ и другим вопросам нацбезопасности.
«Вопрос не в том, кто в данный момент президент, а в том – каков политический заказ. Политический заказ исходит не от президента, а от элитных политических групп, которые лоббируют этот заказ и контролируют его исполнение. Поэтому здесь ничего не может меняться в принципе», – подытожил эксперт.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ