Недавно вновь всплывший в Европе шпионский скандал с участием бывшей сотрудницы ЦРУ Сабрины де Соуза, похоже, в итоге сыграл на руку новому президенту США. Освобожденная из-под ареста в Португалии американка во всеуслышание поблагодарила Трампа, заявив, что, если бы не вмешательство его администрации, ей бы пришлось отбывать тюремный срок в Италии. Шпионка также обвинила администрацию предыдущего президента Барака Обамы в том, что та не хотела выручать де Соуза и ее коллег. Такие обвинения необычны для США, которые обычно всеми правдами и неправдами пытаются вызволить сотрудников своих спецслужб.
По сути, программа «чрезвычайной доставки» позволяет президенту Соединенных Штатов отдать приказ похитить и пытать кого угодно, обосновав это обвинениями в терроризмe
Сабрина де Соуза – бывший офицер ЦРУ. Она родилась в 1956 году на Гоа в Индии, имеет гражданство Португалии и только с 1985 года – США. На службе в ЦРУ находилась до 2009 года. Работала в Италии под прикрытием должности второго секретаря посольства США. Именно к этому периоду ее жизни и относятся выдвинутые ей обвинения.
Европейский ордер на арест американки был выдан итальянскими властями еще в 2006 году. Суд Милана заочно осудил де Соуза в 2009 году за участие в похищении в Милане египетского имама Абу Амара (также известного под именем Осама Мустафа Хассан Наср) и приговорил к семи годам тюремного заключения (позже срок был сокращен до четырех лет). В 2015 году она была задержана в Лиссабоне, где у нее конфисковали паспорт, однако потом отпущена. 20 февраля 2017 года ее вновь арестовали в Португалии. Португальские власти намерены были экстрадировать американку в Италию, где она и должна была отбывать свое тюремное заключение. Однако после вмешательства администрации Трампа президент Италии Серджо Маттарелла отозвал запрос об экстрадиции, частично сняв с нее обвинения. В итоге тюремный срок заменен на общественные работы.
При этом де Соуза не участвовала собственно в похищении имама, а помогала подготовить фальшивые документы, то есть обеспечивала прикрытие операции. Сама де Соуза любую причастность к указанному делу отрицала, и даже поначалу опротестовывала свою принадлежность к ЦРУ. В операции помимо де Соуза участвовали еще 25 человек, против которых Италия также выдвигала обвинения, однако все они уже находились в США.
Египетский имам Абу Омар подозревался в терроризме и связях с «Аль-Каидой*» и был похищен ЦРУ из Милана в 2003 году. Его переправили на американскую военную базу Авиано в Италии, а затем в Египет, где содержали в тайной тюрьме и подвергали пыткам. В 2007 году он был освобожден по постановлению египетского суда.
Похищение Абу Омара проводилось в рамках программы операций по «чрезвычайной доставке». После терактов в США 11 сентября 2001 года администрация Джорджа Буша-младшего решила, что действовавшие на тот момент правила и ограничения для американских спецслужб (в 1981 году президент США Рональд Рейган ввел запрет на проведение ЦРУ операций по физической ликвидации) не должны распространяться на террористов. Таким образом, он дал ЦРУ карт-бланш на активизацию практики проведения тайных операций. Приказ об их проведении может издать только президент США после консультаций с Национальным советом по разведке – в случае, если другими методами достичь необходимых внешнеполитических целей невозможно. К подобным операциям относятся физическая ликвидация, организация переворотов, формирование и подготовка иностранных вооруженных формирований и «чрезвычайная доставка».
Операции по «чрезвычайной доставке» представляют собой глубоко засекреченную систему по поиску, задержанию, транспортировке и допросу лиц, подозреваемых в причастности к терроризму. Такие лица похищались (из любой точки мира), а затем доставлялись в союзные США страны (в основном исламские), где их подвергали пыткам. Похищенные содержались в секретных тюрьмах ЦРУ. Подобная схема позволяла американским спецслужбам действовать в обход собственных же законов, запрещающих пытки и физическое насилие над заключенными – ведь тюрьмы были расположены за рубежом, вне американской юрисдикции. Всего по данной программе только за период с 2001 по 2005 год было похищено около 150 человек, а принимало участие в ней не менее 54 стран.
Особо показательно, что причастность к террористической деятельности или связям с терорганизациями определяется самими США без суда и следствия. Только признанных «ошибочных похищений» известно множество. По сути, такая формулировка позволяет президенту Соединенных Штатов отдать приказ похитить и пытать (а возможно, и ликвидировать) кого угодно, обосновав это обвинениями в терроризме.
Неоднократно возникали скандалы с похищениями и были проведены несколько международных расследований, итогами всех были призывы к США и их союзникам прекратить похищения и пытки. В итоге администрация Обамы постаралась дистанцироваться от операций «срочной доставки». В частности, в 2009 году он издал указ о запрете пыток.
На самом же деле это было лишь формальностью, так как указ касался только ЦРУ, то есть про пытки другими спецслужбами США в нем ничего не говорилось, а также не запрещал саму программу «чрезвычайной доставки» как таковую. То есть, по сути, Обама перевел активизированную Бушем практику тайных операций в еще более глубокое подполье. Программа «чрезвычайной доставки» в тех или иных формах действует по сей день.
Видимо, попытки Обамы дистанцировать себя от пыток ЦРУ и программы «чрезвычайной доставки» и есть основная причина, по которой его администрация не проявляла особого энтузиазма в вызволении Сабрины де Соуза. Трамп же использовал это дело, чтобы укрепить свой имидж «борца за величие Америки», вытащив офицера ЦРУ из рук европейской системы правосудия.
Хотя, возможно, этот шаг говорит и о чем-то большем. Ведь Трамп еще во время своей предвыборной кампании афишировал настрой покончить с терроризмом, «растоптать» его. Так не захочет ли он прибегнуть к проверенным методам и расширить практику тайных операций? Этого нельзя исключать. К тому же Трамп уже как-то признавался, что считает пытки против террористов эффективными.
В любом случае в руках американцев сохраняется мощный инструмент тайного силового воздействия на другие страны. Несмотря на негуманность подобных методов, США, активно вещающие о демократии и правах человека, никогда полностью от них не отказывались и вряд ли откажутся. Одним из примеров применения программы «чрезвычайной доставки» можно считать поимку американцами российского летчика Константина Ярошенко. Стоит лишь отметить, что в нашей стране от практики подобного рода тайных операций спецслужб отказались еще во времена СССР.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ