Бывшего агента ЦРУ Сабрину де Соза, задержанную в прошлом году в Лиссабоне, могут экстрадировать в Италию, где ее и еще 25 американских агентов заочно приговорили к тюремным срокам по делу о похищении имама Абу Омара в 2003 году. 12 апреля Верховный суд Португалии отклонил апелляцию де Соза, у которой, впрочем, еще есть шанс опротестовать решение в португальском Конституционном суде.
В секретную программу ЦРУ было прямо или косвенно вовлечено 54 страны
Факты, свидетельствующие о существовании международной сети секретных тюрем ЦРУ, впервые были обнародованы еще десять лет назад – в ноябре 2005 года.
После серии скандальных публикаций тогдашний президент США Джордж Буш-младший в сентябре 2006 года был вынужден признать существование специальной секретной программы, главной задачей которой было получение разведданных для предотвращения новых терактов в США и Европе.
Известно, что специальная программа ЦРУ, представляющая собою глубоко засекреченную систему поиска, задержания, транспортировки и допроса лиц, подозреваемых в терроризме и связях с «Аль-Каидой*», была запущена в рамках масштабной контртеррористической кампании, реализуемой США после атаки 9/11.
Кроме того, в некоторых источниках упоминается о неком секретном договоре стран – членов НАТО, по которому члены альянса были обязаны предоставлять свою военную инфраструктуру для проведения секретных операций ЦРУ. Из-за высокого уровня секретности официального подтверждения этой информации нет, однако контуры зарубежной деятельности ЦРУ практически полностью совпадают с границами союзников США по блоку НАТО и географией американских военных баз в Азии и Африке.
Несмотря на декларируемые цели программы, очевидно, что секретные тюрьмы ЦРУ были, а, возможно, и остаются, одним из инструментов внешнеполитической стратегии США, направленной на сохранение американского глобального лидерства.
При этом вопросы вызывает не столько сама программа, поскольку необходимость борьбы с международным терроризмом ни у кого не вызывает сомнений, сколько методы этой борьбы. В частности, широко практиковалась так называемая внепроцедурная выдача, а попросту говоря, похищение людей прямо в аэропортах, гостиницах, а иной раз – даже на улицах европейских городов, как было с Абу Омаром.
Как правило, основными целями подобных операций были уроженцы арабских и африканских стран, подозревавшиеся в связях с «Аль-Каидой», но среди узников нередко встречались и европейские граждане, некоторые из которых, как выяснилось позже, были задержаны «по ошибке».
Похищенные люди незаконно вывозились из страны пребывания, как правило, по воздуху, на арендованных чартерных рейсах или на самолетах, принадлежащих подставным фирмам, и помещались в секретные изоляторы, находящиеся вне юрисдикции США без предъявления каких-либо обвинений. Согласно официальным выводам ПАСЕ, речь идет более чем о тысяче вылетов, организованных ЦРУ, и о сотнях людей, задержанных по всему миру.
Как правило, эти люди переправлялись в страны, законодательство которых разрешает применять к заключенным «расширенные техники ведения допроса», проще говоря – пытки. При этом на задержанных американцами подозреваемых не распространялась американская юрисдикция. Международная правозащитная организация Physicians for Human Rights в свое время даже обвинила ЦРУ в проведении медицинских экспериментов над похищенными людьми. Однако доказать подобные обвинения очень сложно из-за отсутствия улик.
Согласно показаниям самих бывших узников, они регулярно подвергались избиениям, унижению и психическому давлению не только со стороны агентов ЦРУ, военнослужащих США, но и сотрудников спецслужб стран – членов НАТО. Достоверно известно как минимум об одном эпизоде в Гуантанамо, связанном с Муратом Курназом, которого, помимо американцев, допрашивали сотрудники германской разведки БНД и Федерального ведомства по защите конституции (БФФ). Впрочем, руководство Германии всячески отрицает подобную информацию.
Обнародование многочисленных фактов негуманного отношения к узникам ЦРУ послужило причиной инициирования сразу нескольких громких международных расследований. Специальные проверки проводились как правозащитными организациями, среди которых были Amnesty International и Human Rights Watch, так и официальными европейскими институтами, включая ПАСЕ и Европейский суд по правам человека. И это не считая многочисленных журналистских расследований.
Полученные результаты повергли в шок все мировое сообщество. Выяснилось, что в секретную программу ЦРУ было прямо или косвенно вовлечено 54 страны. И если участие одних государств ограничивалось предоставлением своего воздушного пространства для транзита подозреваемых, то на территории других стран, как утверждается, долгое время функционировали непосредственно сами секретные тюрьмы.
В частности, известно о тюрьме «Аль-Матара» в Марокко, «Мулках аль-Мазра» в Египте, а также о проведении секретных операций ЦРУ на территории Турции, Катара, Саудовской Аравии, Иордании, Афганистана, Пакистана, Ирака и даже Таиланда!
Что касается Европы, то ЦРУ «засветилось» в операциях на территории Великобритании, Германии, Франции, Испании, Италии, Ирландии, Чехии, Дании, Боснии и Герцеговины, Македонии и Кипра. Кроме того, обнародованы данные о секретном изоляторе «Старе-Кейкуты» в Польше, «фиолетовой тюрьме» в Литве, а также изоляторе ЦРУ в окрестностях Бухареста в Румынии.
Но, пожалуй, самой известной из тюрем считается Гуантанамо, расположенная на бессрочно арендуемой США военно-морской базе на территории Кубы. Следует особо отметить, что вопреки клятвенным обещаниям Барака Обамы ликвидировать тюрьму, она и по сей день продолжает функционировать.
Кстати, в отчетах международных правозащитных организаций упоминались и страны постсоветского пространства – Азербайджан, Узбекистан и Украина. Все это говорит о глобальных масштабах секретной программы ЦРУ. В то же время известно, что нашлись и страны, отказавшиеся сотрудничать с ЦРУ в этом направлении, такие как Израиль, Голландия, Венгрия и Россия.
В большинстве своем мы знаем об этой секретной программе ЦРУ по публикациям в западной прессе, в частности, в таких изданиях, как английский The Observer или американские Washington Post и The New York Times, которых трудно заподозрить в информационной войне против Запада.
Основная критика системы секретных тюрем, созданных ЦРУ по всему миру, заключается в том, что их деятельность не подпадала не только под Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, но и под Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН. Другими словами, деятельность секретных тюрем ЦРУ была противозаконна с точки зрения международного права.
Однако никакой ответственности за многочисленные нарушения прав и свобод человека, документально зафиксированные в отчетах и досье международных правозащитных организаций, никто официально так и не понес.
Еще в январе 2007 года вышел в свет доклад Временного комитета ПАСЕ во главе с евродепутатом Клаудио Фавой «О предполагаемом использовании ЦРУ стран Европейского союза в целях транспортировки и незаконного задержания заключенных». Надо отметить, что реакция на результаты доклада оказалась для многих неожиданной.
Например, Великобритания и Австрия отреагировали достаточно сдержанно, допустив вероятность проведения на своей территории операций ЦРУ, однако от дальнейшего разбирательства отказались, сославшись на секретность подобных сведений. Румыния и Польша категорически отрицали свою причастность к секретной программе.
Босния и Герцеговина, напротив, полностью признала факт своего сотрудничества с ЦРУ при дипломатическом давлении со стороны США. Германия и Италия в целом были согласны с выводами ПАСЕ (в Италии из-за скандала были реформированы национальные спецслужбы) и даже возбудили уголовные дела против десятков сотрудников ЦРУ.
Впрочем, американские агенты заблаговременно покинули территорию Европы, поэтому громкие судебные процессы с их участием можно расценить, с одной стороны, как стремление членов ЕС сохранить за собой статус правового государства, с другой – как попытку переложить с себя ответственность за нарушения прав человека.Стоит ли говорить, что в самом ЦРУ полностью проигнорировали решения европейских судов? Таким образом, привлечение к ответственности лиц, причастных к созданию и деятельности секретных тюрем ЦРУ, оказалось фактически невозможным.
Так или иначе громкий международный скандал, связанный с деятельностью секретных тюрем ЦРУ, спровоцировал политический кризис в отношениях между американскими и европейскими властями. Прецедент в том, что европейцы вдруг осознали, что действия американцев под эгидой антитеррористической коалиции ведут к нарушению собственного суверенитета, и публично не согласились играть соподчиненную роль по отношению к США.
В апреле 2009 года Барак Обама попытался исправить ситуацию, подписав указ о закрытии сети зарубежных тюрем ЦРУ. Однако многие независимые эксперты весьма скептически оценили инициативу американского лидера. По их мнению, речь идет скорее о пересмотре формата зарубежной работы ЦРУ, чем о ее сворачивании.
Доказательством тому служит решение президента США «временно» сохранить тюрьму в Гуантанамо, вопреки данным ранее обещаниям. Кроме того, за последние годы не было закрыто ни одной военной базы США, инфраструктура которых может и дальше использоваться в интересах ЦРУ без каких-либо ограничений.
В действии классическая англосаксонская политика двойных стандартов. Когда дело касается национальных интересов США, правовые вопросы сами собой отходят на второй план. Но когда речь заходит об ответственности за содеянное – будь то секретные тюрьмы ЦРУ, Ливия или Сирия – американское правительство вдруг вспоминает о юрисдикции США и делает все, чтобы сокрыть следы преступлений, совершенных представителями национальных спецслужб.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ