Комитет госбезопасности Белоруссии сообщил в понедельник детали дела против арестованного ранее украинского журналиста Павла Шаройко. Отмечается, что Шаройко – кадровый сотрудник главного управления разведки минобороны Украины (ГУР), бывший руководитель пресс-службы ГУРа, а должность корреспондента получил для прикрытия, сообщает КГБ.
В отношении Шаройко возбуждено уголовное дело по статье «Шпионаж». «Получены убедительные доказательства его противоправной деятельности, наносящей вред национальной безопасности Республики Беларусь. Во время обыска у задержанного обнаружены копии разведывательных донесений, направленных им ранее в центр», – сообщил КГБ.
Сам Шаройко также признал, что остается сотрудником кадрового аппарата военной разведки. Он раскрыл и свое звание – полковник. Подтвердил и то, что координировал его деятельность сотрудник ГУРа Игорь Скворцов, который работал в Минске под прикрытием в качестве советника украинского посольства.
Репортера Украинского радио Шаройко взяли под стражу еще месяц назад – 25 октября, но известно об этом стало лишь в минувшую пятницу, о чем писала газета ВЗГЛЯД. Сообщалось, что Шаройко давал своим агентам задания «по сбору сведений разведывательного характера в военно-политической сфере».
Как заявил в понедельник представитель КГБ Дмитрий Побяржин, Шаройко «создал агентурную сеть из граждан Белоруссии, которые за денежное вознаграждение выполняли его задание по сбору сведений разведывательного характера в военно-политической сфере». В отношении Шаройко возбуждено уголовное дело по ст. 358 («Шпионаж»).
Задержан также и неназванный гражданин Белоруссии, заподозренный в работе на Киев. Он тоже признал вину, заявил, что собирал информацию за денежное вознаграждение. В отношении него возбудили дело по статье «Измена государству», сообщили в КГБ. Игорь Скворцов объявлен персоной нон грата.
Как пояснил Побяржин, еще 25 октября о материалах, подтверждающих противоправную деятельность спецслужб Украины против республики, был проинформирован посол Украины в Минске Игорь Кизим. Поначалу стороны решили не разглашать факт ареста. «С учетом характера двусторонних отношений достигнута договоренность данные факты не предавать огласке», – цитирует представителя КГБ «Интерфакс». Кизим сообщил, что к Шаройко уже пустили украинского консула.
Посол в понедельник оказался источником еще одной новости – об аресте другого украинца в Белоруссии. Им оказался директор ПАО «Завод утяжелителей» (город Константиновка Донецкой области) Александр Скиба. «По информации, которая есть у посла Украины, директору украинского завода инкриминируют дачу взятки», – цитирует Кизима белорусское издание TUT.BY.
По информации украинского интернет-издания LB.ua, Скиба прибыл в командировку на Минский тракторный завод, с которым у украинского предприятия заключен договор о поставках продукции для нужд литейного производства белорусского завода. Скиба вылетел в Минск днем 15 ноября и собирался вернуться обратно в тот же день. Однако наутро Скиба позвонил жене с чужого белорусского номера и сообщил, что задержан КГБ.
Версия Киева: радиожурналисту «подсунули фальшивку»
Сам ГУР назвал не соответствующей действительности информацию КГБ. Он подтверждает, что Шаройко проходил службу в ГУР на должности начальника пресс-службы, но в 2009 году был уволен по состоянию здоровья. Затем, по версии ГУР, Шаройко работал по ранее приобретенной специальности – журналистом, в том числе и в Белоруссии. Его задержание там расценили как провокацию.
Киевский топ-пропагандист, руководитель «Информационного сопротивления» Дмитрий Тымчук утверждает , что Павлу Шаройко пытались передать документ с грифом «Секретно», который оказался подделкой. Документ составлен по итогам учений «Запад-2017». «Документ» могли создать лица, знакомые с документами белорусского Минобороны – «как агенты ФСБ, так и их приспешники в КГБ», цитирует Тымчука «24-й телеканал», цель – раскрутка конфликта между Киевом и Минском. «В результате Россия достигнет своей главной цели – содержание Белоруссии в зоне своего влияния», – отметил пропагандист.
Тымчук так и не объясняет, зачем Шаройко согласился взять документ с грифом «Секретно», посвященный маневрам России и Белоруссии, если он был не более чем журналистом, а не разведчиком.
Напомним, на прошлой неделе в Киеве разразилась истерика после отказа белорусской делегации в ООН поддержать очередной антироссийский проект резолюции Украины о правах человека в Крыму. Так, вице-спикер Верховной рады и полпред Порошенко на переговорах по Минскому процессу Ирина Геращенко расценила это как «нож в спину», а депутат Киевского горсовета Игорь Мирошниченко вообще потребовал отправить «серьезные диверсионно-разведывательные группы» в Белоруссию для проведения диверсий.
Политологи считают, что Минск решил сделать достоянием гласности историю Шаройко в качестве асимметричного ответа на серию скандальных упреков, которые посыпались на него из Киева на прошлой неделе.
«Шпионы есть везде, так что, может быть, кто-то и попался. В связи с учениями «Запад» доверие между странами пошатнулось. Вот поэтому, наверно, друг друга и перепроверяют. Возможно, это был один из эпизодов такой проверки состояния белорусской армии. Ну а белорусский КГБ считается сильным»,
– напомнил газете ВЗГЛЯД руководитель Минского научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
«Какие-то депутаты в Киеве призывают засылать сюда диверсионные группы. Так вот, получите! Им показали, что в Белоруссии все отслеживается, спецслужбы работают эффективно. Чтобы никому и в голову даже мысль не приходила, что можно что-то такое сюда заслать. Так что элемент публичного предупреждения в этом решении присутствует», – пояснил Романчук.
«Вопросы прав человека всегда крайне политизированны, и в данном случае это использовалось против Белоруссии, что Минску и не понравилось, – сказал газете ВЗГЛЯД доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш. – В ответ Минск повел себя вполне корректно с точки зрения сохранения собственной нейтральности. Призывы совершать диверсии на территории Белоруссии и заявления отдельных украинских политиков, которые Минск определил как «заявления ниже плинтуса», были явно за пределами добра и зла. При этом белорусская сторона, на мой взгляд, отреагировала вполне разумно, дав понять, что Киеву не удастся безнаказанно оскорблять Белоруссию и как-то политизировать процесс. Минск дает понять, что это неправильно и контрпродуктивно».
Политолог сомневается, что КГБ мог обвинить советника посольства в шпионаже, не имея на руках железных доказательств. Он, однако, не берется сказать, был ли и арест директора завода случайным совпадением.
«В любом случае Минск дает понять: разговаривать с ним с позиции силы никому не дано. Это, кстати, не удалось даже Евросоюзу, который ставил перед Белоруссией условия нормализации отношений из 12 пунктов, но в итоге согласился на все условия Минска. Поэтому Минск еще раз показал, что он хозяин на своей территории», – подытожил Коктыш.