Президент ФРГ Йоахим Гаук в пятницу уволил с поста министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера, назначив на это место вице-канцлера и бывшего министра экономики и энергетики Зигмара Габриэля. Оба политика – социал-демократы, а пост главы МИДа относится к «квоте» этой партии в рамках правящей коалиции.
Меркель относится к этому очень болезненно, не допускает помимо себя никаких контактов на высшем уровне. Но Габриэль достаточно самостоятельный. Его иногда называют упрямым носорогом
Габриэль уже выступил с речью в новом качестве, призвав сохранить сотрудничество с США. «Какой бы тон ни принимали США в наш адрес, для нас это должно оставаться ориентиром», – сказал Габриэль на закрытом приеме в МИДе по случаю своего назначения. Он отметил, что рука Берлина «должна оставаться протянутой».
Как сообщила газета Handelsblatt со ссылкой на источники в правительстве, Габриэль уже на следующей неделе летит в США с визитом. В частности, запланированы встречи с вице-президентом США Майком Пенсом, а также с Рексом Тиллерсоном, который, как ожидается, скоро станет американским коллегой Габриэля. Кстати, вернется Габриэль из Штатов не напрямую, а через Францию, где встретится с французским коллегой Жан-Марком Эйро.
Ранее стало известно, что в субботу Меркель может провести телефонный разговор с президентом США Дональдом Трампом – «обсудить Россию и Украину». А в понедельник – очевидно, до отлета Габриэля за океан – тот успеет провести первые в новой роли переговоры: в Берлин нанесет визит президент Украины Петр Порошенко. Будут обсуждаться ситуация в Донбассе, судьба Соглашения об ассоциации Украина – ЕС и перспективы безвизового режима для граждан Украины.
Напомним, что в украинской прессе уходящий министр заслужил репутацию «пророссийского» политика. Он также известен как давний друг бывшего канцлера Герхарда Шредера, который считается одним из главных российских лоббистов на Западе. Новый министр Габриэль, как и Штайнмайер, также уже не раз призывал наладить отношения с Москвой, чтобы действовать затем совместно в Сирии.
Зампред комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов связывает перестановки в Германии с намеченными на сентябрь выборами. «Это не столько послание миру, сколько послание собственному электорату. Там много делается таких ходов, как в шахматах, в расчете главным образом на немецкого избирателя», – сказал Климов газете ВЗГЛЯД.
В то же время сенатор не исключает, что назначение нового главы МИДа отчасти стало и ответом на смену власти в США. «При всей важности для немцев российско-германской истории, германо-американская история для них намного более важная», – считает Климов.
Что до Штайнмайера, то он хотел войти в историю как некий миротворец, полагает сенатор. Он признался, что слышал от «знающих людей», что министр чуть ли не рассчитывал получить Нобелевскую премию мира – возможно, за разрешение кризиса вокруг Майдана в Киеве три года назад. Как известно, Штайнмайер был одним из гарантов соглашения Януковича и оппозиции 21 февраля 2014 года. «Что из этого получилось, мы тоже знаем. Произошел Майдан, оппозиционеры нарушили договоренности с Януковичем, которые были даны под гарантию европейских государств. И вместо мира там началась гражданская война», – напомнил сенатор.
В борьбе с миграционным кризисом Штайнмайеру тоже не удалось достичь «зримых позитивных результатов». Далее была история с Brexit, Греция, и «эти истории больше были замешаны на экономических позициях, но все-таки он тоже тут, что называется, ассоциируется. Вот тут немало объяснений того, что произошло».
По словам Климова, если сравнивать риторику Штайнмайера и его коллег по правительству, то многие его высказывания «были более разумными, без фанатизма, а русофобских заявлений вообще не звучало». «Его намеки на то, что можно стабильно выходить из тупика, вселяли определенные надежды, хотя они не были реализованы, а если они и были как-то реализованы, то незаметно», – посетовал Климов.
«Политические дети» Эгона Бара
Шеф-редактор интернет-газеты World Economy (Берлин) Александр Сосновский напоминает, что Штайнмайер, Габриэль и тот же Шредер – это «политические дети» одного из патриархов немецкой дипломатии Эгона Бара, воспитавшего у них «нормальное» отношение к России. «В последнее время и Штайнмайер, и Габриэль немножко отыгрывали себе процент избирателей за счет того, что христианские демократы, руководимые «матушкой Меркель», как ее здесь называют, ведут очень контрпродуктивную политику к России. Штайнмайер пытался помогать и нашим, и вашим», – сказал Сосновский газете ВЗГЛЯД.
Штайнмайеру удалось стать популярным, но в первую очередь – из-за своих личных человеческих качеств. «Его запомнят не как руководителя социал-демократов и не как министра, а как политика высшего звена, который в свое время отдал почку жене, когда та заболела. Как политик он не добился ничего особого. Лишь пытался все время вести политику умеренности в отношении России. Пытался выбирать выражения, чтобы смягчить ситуацию, начиная с грузинских событий в 2008 году, а потом – особенно после Крыма», – рассказал эксперт.
Однако, по его словам, при Меркель должность министра иностранных дел вообще потеряла свою значимость, поскольку главный дипломат говорил все под диктовку канцлера. Но теперь времена меняются – и новому министру удастся добиться результатов, предполагает Сосновский. «Габриэль будет давить на Меркель, чтобы каким-то образом смягчить санкции. В любом случае он попытается установить тесные личные отношения на высшем уровне, попытается выходить на президента Путина. Ему всячески будут мешать, Меркель относится к этому очень болезненно, не допускает помимо себя никаких контактов на высшем уровне. Но Габриэль – достаточно самостоятельный. Его иногда называют упрямым носорогом. Поэтому есть надежда на то, что отношения стран смягчатся, начнут возвращаться к стратегическому партнерству, которое существовало в первые годы Меркель», – прогнозирует эксперт.
Вдруг заговорил откровенно
Тем временем Штайнмайер в пятницу внезапно подверг резкому порицанию и США, и соседнюю Францию. Поводом стала война в Сирии. По словам уходящего министра, вместо сотрудничества с президентом Сирии Башаром Асадом эти страны предпочли превратить Дамаск в «часть оси зла». Забавно, что, будучи на посту главного немецкого дипломата, он также не позволял себе таких замечаний на публике. Напротив, на всех саммитах НАТО он одобрял политику прежних властей США на Ближнем Востоке.
Теперь же Штайнмайер назвав войну в Сирии «хроникой упущенных шансов и доказательством некомпетентности западных союзников». По его словам, одной из причин начала российской операции в Сирии стало желание Москвы «оспорить провоцирующую позицию США, которые отнесли Россию к региональным силам», передает РИА «Новости». «По меньшей мере с точки зрения русских им это, кажется, удалось, Россию воспринимают как серьезного военного и политического игрока», – сказал он. Штайнмайер предположил, что «многих в России это краткосрочно устраивает», но призвал Москву избегать «самообмана»: «Не будет пути обратно ко временам Ялты». Он призвал россиян находить партнеров «политическими методами», чтобы получить значительное влияние в мире.
Напомним, Штайнмайер, представляющий социал-демократов, ранее был выдвинут от правящей коалиции (блок ХДС/ХСС и СДПГ) на пост президента Германии. Выборы состоятся 12 февраля.