В воскресенье в Москву съедутся представители национально-освободительных движений со всего мира – из Калифорнии, Техаса, Пуэрто-Рико, Каталонии, Ирландии и так далее, чтобы принять участие в международной конференции, посвященной праву народов на самоопределение, сообщил телеканал Russia Today.
Если кто-то скажет, что встречается с ИРА, его можно легко отправить его в тюрьму, поскольку они находятся в списках террористов у многих правительств
Организатором конференции стало Антиглобалистское движение России (лидер – Александр Ионов), которое уверено, что мир столкнулся с необходимостью унификации больших общественных и политических организаций, которые борются против идеологии глобального доминирования и экономической эксплуатации. В связи с этим в движении предлагают сконцентрировать внимание на праве людей на самоопределение.
Ожидается, что одним из гостей форума станет представитель «Республиканской Шинн Фейн» Дьярмуд МакДуглас. 52-летний Дьярмуд МакДуглас – отец четверых детей. В партии занимал несколько разных постов, в том числе в партийном казначействе. В интервью газете ВЗГЛЯД Дьярмуд МакДуглас рассказал о том, почему Северная Ирландия должна стать независимой от Великобритании.
ВЗГЛЯД: Мистер МакДуглас, сохраняется ли сегодня в Северной Ирландии неприязнь между ирландцами и англичанами на бытовом уровне?
Дьярмуд МакДуглас: Как ирландскому республиканцу мне безразлично, какая у людей раса, цвет кожи, религия и пол. Если кто-то ко мне относится подобающе, я отвечаю тем же. Вопреки распространенному убеждению, у республиканцев нет ненависти к англичанам.
Однако я использую термины «оккупированные шесть графств» вместо Северной Ирландии и «двадцать шесть графств» вместо Республики Ирландия, поскольку Республика Ирландия была предана в 1922 году. Оба названия – «Северная Ирландия» и «Республика» – являются конструкциями империализма, которые позволяют избежать терминов «оккупация» и «незаконное разделение фактической республики».
ВЗГЛЯД: Как бы вы оценили результаты голосования по Брекзиту в «шести графствах»?
Д. М.: Результаты были очень неожиданными. Пока голоса еще подсчитывались, мы думали, что будем и дальше оставаться в рамках ЕС. Однако высокая явка сыграла на руку тем, кто хотел выйти из союза. «Шинн Фейн» (PSF) Джерри Адамса и Мартина МакГиннесса агитировали за то, чтобы остаться в ЕС, составив таким образом тандем с тори. А ведь PSF выступали против членства в ЕС в течение многих лет! Некоторые республиканцы в «шести графствах» проголосовали из тактических соображений за выход из ЕС, полагая, что это открывает двери к распаду Соединенного Королевства.
ВЗГЛЯД: Вы все время утверждали, что не требуете референдума об отделении, а требуете просто ухода британцев из Северной Ирландии. Но если эта тактика уже много лет ни к чему не приводит, не пора ли ее скорректировать?
#{interviewpolit}Д. М.: Эта проблема находится за красной линией, поскольку мы никогда не будем просить оккупанта покинуть оккупированную зону. Это сродни тому, чтобы вежливо просить сквотера покинуть твой дом. Мы требуем, чтобы они ушли, или по крайней мере даем необходимое время для ухода с оккупированных территорий. Не существует никакой другой, как вы говорите, тактики.
Да, верно, вплоть до сегодняшнего дня она не сработала, на наш взгляд, это происходит потому, что англичанам постоянно удавалось либо подкупить, либо запугать республиканцев так, чтобы они приняли статус-кво.
С 1922 года и далее многие в республиканских группах купились на одну из двух идей – либо урегулирование путем переговоров, либо принятие неестественной границы, которую англичане провели в 1922 году. Каждый раз, когда меньшинство или даже большинство республиканцев покупались на убеждение, что выход в результате переговоров возможен, они медленно, но твердо ассимилировались в то, что является британской государственной системой. Они оставляли позади основной принцип объединения Ирландии. Однако я вспоминаю поговорку «Лучше прожить один день, как лев, и умереть, чем жить тысячу лет козлом».
ВЗГЛЯД: Говорят, ваша партия (отколовшаяся в 1986 году от «Шинн Фейн») все еще находится в контакте с одной из секций ИРА (Ирландской республиканской армией)? Нет ли дыма без огня?
Д. М.: «Республиканская Шинн Фейн» не откололась. Во время раскола партии в 1986-м, да, большинство пошли с PSF, но мы в «Республиканской Шинн Фейн» остались верны конституции партии, так что можно сказать, что это они откололись от нас.
Если кто-то скажет, что встречается с ИРА, его можно легко отправить его в тюрьму, поскольку они находятся в списках террористов у многих правительств. И это несмотря на то, что в последние месяцы достоянием гласности стал факт, что британская армия фактически сама участвовала в усилении межконфессиональной напряженности в «шести графствах» на протяжении многих лет. Британские военные вооружали разные группировки, поставляли данные о людях, которых нужно было убить, и даже сами выходили на улицу и убивали невинных людей в попытке запугать целые общины. Не говоря уже об открытых убийствах, совершенных так называемой полицией по гражданским правам (civil rights policing).
ВЗГЛЯД: В своем Facebook* вы писали, что отсидели в тюрьме за то, что просто говорили на гэльском языке. Как это произошло?
Д. М.: Однажды вечером в 2014 году мы с товарищем вышли от друзей в Дери (это тоже часть Ирландии, оккупированная Великобританией), и нас остановили тяжело вооруженные сотрудники полувоенной полиции. По их требованию мы как законопослушные люди назвали свои имена и адреса. Однако полицейским не понравилось, что я назвал имя на гэльском. Они потребовали, чтобы я англизировал имя и адрес. Я отказался, так как мое имя – это мое имя. Через несколько минут спора мне пригрозили арестом, если я не подчинюсь. Невозможно себе представить, чтобы то же самое требовали от русского или человека другой национальности! Но относительно меня и моего товарища это было не что иное, как проявление антиирландского расизма. Я отказался, был арестован и доставлен в полицейский участок.
На следующее утро я предстал перед судом и был обвинен в нарушении британского антитеррористического законодательства. Признаться, даже судья заметил, как странно звучит обвинение только в том, что мое имя и адрес прозвучали на родном языке, но он не мог закрыть дело.
Однажды ночью, около пяти утра, ко мне в камеру зашли двое. Я могу только предположить, что они были из МИ-5 или МИ-6 (британские спецслужбы – прим. ВЗГЛЯД). Они спросили, есть ли у меня какая-либо информация о так называемой диссидентской республиканской деятельности. Я ничего не ответил, повернулся спиной и натянул одеяло себе голову, и они ушли. Любой арестованный человек может быть опрошен британскими спецслужбами. Часто это молодые люди, натравленные на то, чтобы подбрасывать «доказательства» в дома людей.
Меня арестовывали несколько раз. Я принимаю это как неотъемлемую часть жизни республиканца. Это простой пример угнетения ирландского народа, который страдает в оккупированной Ирландии. Это случалось со многими людьми: мужчинами, женщинами и даже детьми.
Например, в этом году был открыт мемориальный сад в Арме (другая часть территории «шести графств»). Все общество привлекли к оплате создания этого сада. На открытии присутствовали около 1500 человек. Когда все закончилось и люди пошли спокойно домой, опять вооруженные полицейские, большинство из которых в штатском, налетели в автомобилях и арестовали 12 человек, обвинили их в «принятии участия в незаконном параде» и «членстве в незаконной организации».
Потом этих людей освободили, но они, возможно, еще предстанут перед судом, ждут окончательного решения. За теми первоначальными арестами последовали остальные, уже 60 человек получили уведомления о том, что они могут быть арестованы и им будет предъявлено обвинение.
ВЗГЛЯД: Что вы думаете о проблеме русских на Украине? Можно ли провести аналогию между ними и ирландцами в Великобритании?
Д. М.: Проблема Украины сложная, и я не в полной мере осведомлен об истории региона. Знаю, что Украина являлась неотъемлемой частью России на протяжении тысячи лет. Многие жители Украины считают себя русскими, особенно те, кто живет на востоке страны. Крым находился под контролем Украины только последние 60 лет.
В последние годы внешние силы активно участвовали в агитации внутри самой Украины, чтобы добиться полного разрыва с Россией. Евросоюз наряду с США поддержал правительство, которое можно описать только как крайнее правое. Это правительство наряду с другими правыми военизированными группами вовлеклось в убийства тех, кто выступал против разрыва с Россией, а также левых активистов.
С этой точки зрения действительно есть сходство с оккупированной частью Ирландии: угнетение слабых, убийства и никакого реального расследования, вмешательство со стороны внешних сил, которых интересует только дестабилизация соседней территории ради своих корыстных целей.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ