Суд Анкары в понедельник санкционировал арест еще 99 человек, подозреваемых в попытке военного переворота. Среди задержанных – ряд высокопоставленных военных, в том числе генерал ВВС Турции Хакан Эврим, сообщило государственное агентство Anadolu. Ранее Эрдоган заявил о решимости продолжить зачистку во всех государственных структурах «вируса» – так он назвал попытку военного путча.
Представление о том, что США были зачинщиками переворота, – распространенная точка зрения в Турции, стране с сильными антиамериканскими настроениями
Напомним, в пятницу вечером власти Турции объявили о попытке военного переворота в стране. Эрдоган назвал происходящие события бунтом небольшой группы военных и обратился к гражданам с призывом выйти на улицы. В то же время военные заявили о том, что захватили власть в стране с целью восстановления конституционного порядка, соблюдения свобод и прав человека. Было объявлено, что власть в стране переходит к некоему «Мирному совету» (Yurtta Sulh Konseyi), а турецкое руководство отстраняется.
Мятежники вывели на улицы Анкары и Стамбула танки, обстреляли здание парламента, а также подняли в воздух вертолеты, с которых открыли огонь по людям. Сообщалось о том, что в перестрелках погибло 109 сторонников властей и около 100 путчистов.
В воскресенье командование турецкой армии заявило, что все организаторы путча в Турции задержаны. Эрдоган также не исключил введения смертной казни для причастных к мятежу. Ранее сообщалось, что власти Турции уже задержали 6 тыс. человек, в том числе поступило сообщение о задержании главного военного советника Эрдогана. В рамках расследования дела также задержаны 426 судей и прокуроров.
Предполагаемый вдохновитель путча послал Эрдогана в ад
Тем временем главный организатор переворота (по мнению Эрдогана и его окружения) – оппозиционный исламский проповедник, проживающий в США – Фетхуллах Гюлен открещивается от обвинений в организации путча.
Гюлен, ранее решительно осудив попытку мятежа, в комментарии Reuters заявил, что за попыткой переворота в Турции стоит сам Эрдоган. Гюлен подчеркнул, что возможный запрос на экстрадицию от Турции его мало беспокоит, и заявил, что если США примут соответствующее решение, он ему подчинится.
Во время выступления в Стамбуле Эрдоган подчеркнул, что Гюлен «внесен Турцией в список разыскиваемых террористов». «Я обращаюсь к президенту США (Бараку Обаме). Я говорил, чтобы Вы или депортировали этого человека, или выдали нам. Но меня не услышали. Теперь же после этой попытки переворота я снова говорю: выдайте уже его Турции», – сказал он. На что Гюлен подчеркнул, что для него превыше всего свобода: «Я оставляю решение о том, есть или нет демократия в Турции, турецкому народу», – отметил он. Обращаясь к Эрдогану, Гюлен добавил: «Все, что я хотел сказать ему, я сказал в своем проклятии, когда послал его в ад».
Вашингтон не выдает Гюлена и советует «не сворачивать демократию»
Пока президент Турции и его бывший единомышленник и едва ли не покровитель Фетхуллах Гюлен «обмениваются любезностями», госсекретарь США Джон Керри уточнил, что Вашингтон пока не получал от Анкары запросов на экстрадицию «разыскиваемого террориста».
Керри отметил, что для выдачи проживающего в Пенсильвании турецкого проповедника необходимы «серьезные основания». «Мы ждем запроса», – подчеркнул Керри.
Керри также отверг предположения об участии США в попытке госпереворота в Турции – глава Госдепа назвал это безосновательными домыслами. «Это безответственно – выдвигать такие обвинения по поводу американского участия», – цитировал CNN Керри.
Напомним, в день неудавшегося переворота премьер-министр Турции Бинали Йылдырым объявил: «Гюлен – лидер террористической организации... Если страна укрывает террориста, то эта страна не является другом Турции и ведет против Турции скрытую войну». Очевидно, что коль скоро Гюлен живет в США, под «укрывающей страной» следует понимать Соединенные Штаты.
Как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, западные СМИ не исключают роль США в попытке переворота в Турции. «Администрация президента США Барака Обамы давно разочарована политикой Реджепа Тайипа Эрдогана, в особенности его действиями в отношении масс-медиа», – отмечала The Financial Times.
Напомним также, что ранее Джон Керри рекомендовал Эрдогану не пытаться в свете попытки военного переворота укрепить личную власть и ослабить демократические институты. Такая попытка «станет серьезным вызовом в том, что касается отношений (Турции) с Европой, НАТО, со всеми нами», предупредил глава Госдепа. «Мы призывали их не делать такого, что вызвало бы сомнения в их приверженности демократии. Надеюсь, до этого не дойдет», – добавил шеф американской дипломатии.
ЕС призывает демократично обойтись с заговорщиками
В схожем духе высказались и представители Евросоюза, призывавшие Эрдогана в расправе над зачинщиками переворота придерживаться норм права и демократии. Как уже отмечалось выше, Эрдоган заявил о возможности применения смертной казни к мятежникам.
Франция предостерегла Турцию от перехода к авторитарной власти. Глава МИД страны Жан-Марк Эйро напомнил, что Франция осудила попытку переворота в Турции. «Но в то же время мы должны быть бдительными, чтобы турецкие власти не создали политическую систему, которая отвернется от демократии. Турция добилась значительного прогресса, провела реформы в последние годы. Есть опасность отката назад», – отметил он.
Соблюдать принципы верховенства права призвал Анкару и Брюссель. Глава европейской дипломатии Федерика Могерини напомнила: «Мы первыми заявили в ту трагическую ночь, что демократические и законные институты нужно защищать. Как мы заявим сегодня вместе с министрами, это не означает, что верховенство права и система сдержек и противовесов в стране ничего не значат. Напротив, они должны быть защищены во благо самой страны. Мы направим решительный сигнал по этому вопросу».
Еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан добавил, что турецкие власти нарушают международные стандарты, проводя репрессии после попытки госпереворота в стране. «Это то, чего мы боялись. Я и Федерика Могерини после переворота выразили ожидание, что то, что последует за этими событиями, будет соответствовать международным стандартам верховенства права. То, что мы наблюдаем, (показывает), что они не соблюдаются», – сказал Хан. Отвечая на вопрос, воспользовались ли турецкие власти этими событиями для собственной выгоды, он заявил: «По меньшей мере, это было подготовлено... То, что списки были уже доступны после событий, показывает, что это было подготовлено для того, чтобы этот момент был использован», – сказал еврокомиссар.
При этом министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер отметил, что события в Турции могут способствовать и некоторым позитивным изменениям в стране. «Я очень надеюсь, что демократическое единство, продемонстрированное в экстренной ситуации всеми значительными политическими и гражданскими силами в Турции, может поспособствовать преодолению острого напряжения и глубоких трещин в турецком обществе», – цитировала политика DW. По его словам, было ясно продемонстрировано, что граждане Турции не хотят жить под «ярмом военной диктатуры».
«Дар от Бога» вызовет еще больший кризис»
Неудачная попытка государственного переворота открывает новые возможности для Эрдогана сосредоточить в руках максимальную власть в стране и создать то, к чему он так давно стремился, что он называет «новой Турцией», отметила The Wall Street Journal. Эрдоган начинает масштабное применение суровых мер, которые, как опасаются западные критики и чиновники, выходят за пределы его законных полномочий, заметило издание. Оно напомнило, что в недавнем заявлении Эрдоган подчеркнул: «Этот переворот – дар от Бога. Это позволит нам очистить вооруженные силы».
«Выбранный язык четко говорит о победе политического ислама и решимости к драматическому, капитальному ремонту самого почитаемого института в Турции», – отметил журнал. Благодаря популистской политике Эрдогана народ отнюдь не спешит отвернуться от президента. «Наш президент, Турция и наша нация – едины, – заявил изданию 42-летний сторонник Эрдогана Али. – Целью переворота было разрушение президентской системы, но она только укрепится. Турция вернется к своим корням».
#{interviewpolit}Эксперты высказываются примерно в том же духе. «Антисекуляристская революция Эрдогана осуществлялась небольшими порциями в течение длительного времени, но теперь мы, возможно, увидим более стремительные и глубокие перемены, – заявил изданию бывший посол Европейского союза в Турции, в настоящее время эксперт Фонда Карнеги Марк Пьерини. – Это новый этап в его лидерстве, и, похоже, это плохие времена для демократии в Турции».
Однако профессор Университета Мармара в Стамбуле Беглул Озкан не исключил, что президент еще может обуздать свои безразмерные властные амбиции в пользу демократии и верховенства закона. «Однако, если он пойдет дальше по дороге к режиму государства «одного человека», у него ничего не получится, это вызовет еще больший кризис», – подчеркнул эксперт The WSJ.
Противники переворота «не использовали демократический язык»
The New York Times напомнила, как, стоя на крыше автобуса возле своего особняка, Эрдоган заявил: «Мы преклоняемся только перед Богом». «Популистско-исламистский» лидер часто выступал с автобусных крыш, и его послания также были «облачены в язык ислама», что подчеркивает, Турции предстоит измениться, и упор на ислам поможет в этом правительству.
Пока представители вооруженных сил – хранители светских традиций страны во время трех переворотов прошлого века – были схвачены и брошены в тюрьмы, и государственная бюрократия очищалась от так называемых врагов, народ, провозглашающий исламские лозунги, тем временем танцевал на улицах. Аналогичная ситуация происходит и сейчас. Народ по-прежнему остается на улице, Эрдоган уже призвал горожан не расходиться», – заметило издание.
«Есть люди, для которых ислам играет большую роль в жизни в Турции. И есть люди, для которых ислам не играет никакой роли», – заявил The NYT директор турецкого офиса исследовательского центра Фонд Германа Маршалла в США Озгюр Унлухисарджыклы. «Однако большинство людей, которые вышли на улицы, чтобы выступить против государственного переворота, не использовали демократический язык», – подчеркнул он.
«В настоящее время у правительства развязаны руки, чтобы проектировать бюрократию так, как им нравится, и они будут это делать, – подчеркнул собеседник. – В целом, Турция станет страной, где власть будет сосредоточена в одних руках и инакомыслие станет крайне трудным».
Эрдогану никто не позвонил
«Неудавшийся переворот отчасти осложнил и без того проблемные отношения между Западом и Турцией, американцы и европейцы официально осудили путч и поддержали Эрдогана, но никто из западных лидеров лично не позвонил турецкому президенту. Напряженность заявила о себе крайне быстро», – отметила Le Figaro. Газета добавила, что напряженность только усилилась после того, как турецкие власти призвали выдать Гюлена, таким образом намекая, что «США и ЦРУ были зачинщиками переворота...» «Теперь это – распространенная точка зрения в Турции, стране с наиболее сильными антиамериканскими настроениями», – подчеркнуло издание. Усилило напряженность и закрытие базы ВВС Инджирлик.
Европу также беспокоит шантаж Турции мигрантами, кроме того, все чаще высказываются опасения, что для Эрдогана борьба с курдами и с Асадом важнее, чем с ИГИЛ*, в частности, об этом уже прямо заявил глава МИД Франции Жан-Марк Эйро. Однако и США, и Европа по-прежнему зависимы от Турции, в частности, от ее главного орудия возмездия – мигрантов, напомнила газета. «Турция во главе с Эрдоганом отнюдь не надежный союзник, но никто не хочет получить ее в качестве врага», – подчеркнула Le Figaro.
О том, что Эрдоган использует путч для борьбы с инакомыслием, заявила и Die Welt. «Президент Эрдоган, несомненно, воспользуется неудавшейся попыткой переворота, чтобы укрепить свою власть – прежде всего благодаря нейтрализации оппозиции и снижению контроля за его собственными действиями. В этой связи упоминание не случайность, а легитимность, которую подчеркивает президент Турции, проводя свою политику силы», – отметило издание. Западу не стоит предпринимать какие-либо шаги, которые способствовали бы укреплению автократических тенденций в Турции, подчеркнуло издание.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ