В ходе второго тура выборов, прошедшего накануне в Риме, 37-летняя Вирджиния Раджи, сторонница выхода Италии из Евросоюза, завоевала 67,2% голосов, ее соперник от правящей Демократической партии (ДП) 55-летний Роберто Джакетти – только 32,8%, передал в понедельник ТАСС. «Я позвонил Вирджинии Раджи и поздравил ее, результат мне кажется достаточно ясным – это поражение», – признал Джакетти, кандидатуру которого поддерживал лично премьер-министр Маттео Ренци.
Уверен, что такие люди, как Раджи, докажут, что они не популисты, а новые демократы ХХI века. Буду за них болеть!
Раджи заявила о «готовности руководить Римом» и «начале новой эры». По мнению ряда аналитиков, победа в Риме несистемной оппозиции, движения, которое еще недавно считалось маргинальным, серьезно бьет по репутации правящей Демократической партии и лично ее лидера, премьер-министра Италии Маттео Ренци. ДП уже признала, что проигрыш свидетельствует о серьезных проблемах партии. Тем не менее Ренци не считает это поводом для своей отставки.
Причем римский триумф – не единственная победа движения «Пять звезд» (Д5З). Как пишет РИА «Новости», сенсацию вызвали итоги выборов в другом крупном городе Италии – Турине. Вопреки ожиданиям, там уверенно побеждает другая ставленница движения, причем еще более молодая – 31-летняя Кьяра Аппендино. Она набрала больше почти на 10% голосов (54,5% против 45,4%), чем Пьеро Фассино, видный представитель Демпартии, управлявший городом последние пять лет.
Триумф молодой римлянки
Вирджиния Раджи, уроженка Рима, адвокат по профессии, станет первой женщиной – мэром столицы. Она замужем, имеет сына. Владеет английским, французским и испанским языками. При этом она раньше не руководила никем, кроме своих секретарей в адвокатском бюро и в депутатской приемной. С 2006 года она вела адвокатскую практику. В 2011 году Раджи вступила в ряды Д5З, основанного знаменитым итальянским сатириком Беппе Грилло. Уже через два года была избрана в совет Рима и возглавила столичную ячейку движения. Работая в муниципалитете, прежде всего занималась вопросами образования и охраны окружающей среды. С ее победой движению «Пять звезд» отойдет и уверенное большинство в новом городском совете – 29 из 48 мест.
В нынешних событиях в Риме просматривается аналогия с недавней российской историей – на выборах в горсовет Москвы весной 1990 года также победила «несистемная оппозиция», лидером которой оказался 36-летний историк Сергей Станкевич, ныне – эксперт Фонда Собчака, эксперт Партии роста. Не имевший опыта хозяйственного управления, Станкевич тогда согласился уступить пост председателя Моссовета более опытному коллеге – профессору Гавриилу Попову, став его первым заместителем. Как вспоминал позднее Станкевич в интервью газете ВЗГЛЯД, на пост главы горисполкома они вместе решили пригласить опытного представителя «прежней команды» – Юрия Лужкова.
«У нас тогда была критическая ситуация. Когда мы в 1990 году были избраны в Москве, никакого централизованного городского хозяйства, подготовленного к работе в рыночных децентрализованных условиях, не было. Был советский исполком. Все необходимо было создавать с нуля, переделывать на новый лад. Конечно, задача была неизмеримо труднее, чем та, что встала сейчас перед новым мэром Рима, и рисков гораздо больше. Все-таки Рим – это давно налаженный муниципалитет с огромными давними традициями и с уже сложившейся командой», – считает Станкевич.
Вечные проблемы Вечного города
Перед новым мэром стоят серьезные хозяйственные проблемы, которые накапливались годами, – от плохо работающего транспорта и коммунальных служб до огромного дефицита бюджета. Столица Италии живет без избранного мэра с октября, когда представитель Демократической партии Игнацио Марино был вынужден уйти в связи с финансовым скандалом, в том числе в связи с подозрениями в казнокрадстве.
Бывший депутат Европарламента, итальянский политолог Джульетто Кьеза признает, что двух ставленниц «Пяти звезд» ждут огромные проблемы, поскольку движение не имеет политического опыта. «Все зависит теперь от команды. Но в любом случае они – люди некоррумпированные, поэтому могут, в принципе, работать лучше, чем предыдущие команды. Поэтому я приветствую ее победу», – сказал Кьеза газете ВЗГЛЯД.
Кьеза согласен, что новый мэр Рима легко может стать жертвой обмана со стороны подчиненных, поскольку Раджи не разбирается в секретах управления многомиллионным городом, например в том, как устроен водопровод, канализация или транспорт.
В отличие от Станкевича, Кьеза призывает полностью избавиться от действующей команды, но советует пригласить тех, кто некогда работал в мэрии, но ушел оттуда, стремясь сохранить репутацию. «Старые чиновники все воровали, – считает он. – Они в любом случае непригодны. Но очень многие сотрудники мэрии, в том числе с инженерным образованием, были ранее вытеснены из аппарата, поскольку они оставались более-менее порядочными. Надо вернуть их в мэрию», – считает эксперт.
По мнению политолога, теперь у «Пяти звезд» есть все шансы победить уже на уровне всей страны – на парламентских выборах 2018 года.
Падение Турина и Неаполя
«Главная проблема в том, что это новое поколение наивно смотрит на политику. Политика – это не только грязные интриги, это еще и способность маневрировать, договариваться, заключать альянсы. «Пять звезд», хотя прошло в парламент еще три года назад, по-прежнему действует строго в одиночку. Я считаю это роковой ошибкой. Даже если они добьются на следующих выборах первого места, то получат лишь около 30 процентов. Это максимум. Они не смогут возглавить такую страну, как Италия, поэтому должны создавать большой демократический альянс. Если они так и сделают, то в 2018 году, думаю, в политике Италии действительно может произойти значительный поворот», – предсказывает Кьеза.
Кьеза считает успех «Пяти звезд» частью общего тренда, охватившего почти все страны Евросоюза. «Но надо учитывать, что партии и страны имеют свои особенности. Неопределенность очень высокая. Я уже писал, что через пять лет политический ландшафт Евросоюза будет совершенно иной, – предрекает политолог. – Но какой? Пока трудно сказать».
«Это общий тренд, идет протест политиков нового стиля против сложившихся монопольных аппаратных партийных структур, – вторит ему Станкевич. – К тому же тренду можно отнести Сандерса и Трампа в Америке. То есть тренд не обязательно левый. Люди хотят сломать существующие партийные системы, закосневшие, не слышащие реальных избирателей».
Станкевич согласен, что прежние структуры евробюрократии трещат под напором движений, которые политики старой школы упрекают в популизме.
«Популистами» таких, как Вирджиния Раджи, называют только те, кого в СССР называли матерыми аппаратчиками, те, кто свои аппаратные привилегии давно превратили в источник административной ренты. Понятно, что попытки людей обойтись без бюрократии или хотя бы отдалиться от нее у аппаратчиков вызывают сильное раздражение. Ничего страшного. Думаю, все теперь будут внимательно следить за этим опытом в Риме и Турине. Уверен, что такие люди, как Раджи, докажут, что они не популисты, а новые демократы ХХI века. Буду за них болеть!» – обещает российский эксперт.