Фракция Радикальной партии подала в Высший административный суд Украины иск с требованием аннулировать назначение Владимира Гройсмана премьером, заявил в понедельник лидер фракции Олег Ляшко. По его словам, кабинет сформирован «в результате сговора двух политических сил с олигархами». Это правительство было избрано не просто широкой коалицией «с участием регионалов», но и неконституционным путем», цитирует Ляшко «Украинская правда».
Между прочим, в апреле 2007 года Ющенко распустил Верховный совет, когда мы сформировали коалицию с помощью внефракционных депутатов. Здесь – такая же ситуация
Ляшко ссылается на тот факт, что при избрании Гройсмана парламент голосовал за постановление № 4423, инициировали которое депутаты Юрий Луценко и Максим Бурбак (лидеры фракций Блока Петра Порошенко (БПП) и «Народного фронта»). «А в соответствии с конституцией, представление на премьер-министра вносит президент Украины», – пояснил депутат. «Именно поэтому фракция Радикальной партии обратилась с административным иском, который зарегистрирован в прошлую пятницу, в Высший административный суд Украины с требованием признать незаконным решение парламента и отменить его – об избрании премьер-министром Гройсмана и о формировании состава правительства», – резюмировал Ляшко.
Другой иск по аналогичному поводу, но уже в Конституционный суд, обещают подать Юлия Тимошенко и ее фракция «Батькивщина». Правда, для этого им нужны 150 депутатских подписей, сбор которых уже начался.
Первый заместитель Луценко, депутат Алексей Гончаренко видит в подоплеке действий «радикалов» обычную обиду. «Ляшко не получил должность спикера, и это его очень расстраивает. Подал в суд? Отлично! Пусть суд разбирается, решает, – сказал Гончаренко газете ВЗГЛЯД. – Я лично никаких нарушений не вижу. Насколько я знаю, было представление президента. Президент лично присутствовал».
В отличие от депутата, директор Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик (Киев) допускает, что была нарушена и конституция, но не видит в этом беды. «Да, был нарушен регламент. Да, можно прочитать так положения конституции в отношении формирования правительства. Но говорить, что назначение антиконституционно, я бы не стал. Эти нарушения не должны приводить к отмене самого решения», – заявил Кулик газете ВЗГЛЯД.
Политолог также пояснил, что полномочия Конституционного и Высшего административного судов на Украине отчасти пересекаются, поскольку и тот и тот могут проверить законность постановления парламента. «КС проверяет и соблюдение процедуры, и суть решения. Высший административный суд проверяет и соблюдение регламента, и конституции, но больше делает ставку на регламент. Он проверяет в основном, так сказать, букву закона, а КС – дух», – пояснил он.
«Никогда такого не было, за исключением отдельных постановлений Верховной рады, чтобы Высший админсуд отменил бы решение о назначении премьера. Тимошенко собирает подписи, чтобы подать в КС, но у нее тоже никаких перспектив. КС тоже не будет выносить вердикты, которые противоречили бы этому решению Верховного совета и воле власти. У попыток оспорить назначение Гройсмана не будет никакого продолжения, кроме частных мнений отдельных членов КС», – предсказал Кулик.
С политической точки зрения эти особые мнения судей будут лишь использоваться Ляшко и Тимошенко для пиара – по сути это «махание кулаками после драки», – подчеркнул эксперт. «Было 257 голосов на табло. Есть голоса за его программу. Теперь Гройсман год неприкосновенен, то есть согласно действующей процедуре снять невозможно», – резюмировал эксперт, не объяснив, правда, почему в одних случаях нарушать процедуру можно, а в данном будет нельзя.
Член гуманитарного совета при президенте Украины, руководитель фонда «Украинская политика» Константин Бондаренко согласен с Куликом в том, что Ляшко использует любую возможность для пиара. Однако, признал Бондаренко, это обстоятельство никак не отменяет того факта, что Верховная рада действительно нарушила и собственный регламент, и конституцию при назначении главы правительства. «У судей действительно есть все основания, чтобы отменить назначение Гройсмана по формальным причинам, но они, скорее всего, на это не пойдут», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.
Бондаренко уверен, что в подоплеке решения Рады лежит обычная небрежность. «Не было никакой интриги. Просто не обратили внимания. К сожалению, никто не может похвастаться тем, что на Украине соблюдается закон. К этому уже привыкли, – посетовал эксперт. – Еще нескоро Украина вернется в правовое поле. Необходимо менять конституцию, все законодательство, менять саму страну».
#{smallinfographicleft=737371}Как писала газета ВЗГЛЯД, в четверг Верховная рада утвердила состав нового правительства, возглавил которое бывший спикер парламента Владимир Гройсман. Однако, как пояснила позднее Юлия Тимошенко, согласно процедуре, сначала Рада утверждает кабмин, который в ходе обсуждения должен выработать свою программу действий – но депутаты не видели такой программы. Причем, добавила лидер «Батькивщины», именно факт ее утверждения дает премьеру иммунитет от увольнения на год, а вовсе не сам по себе факт назначения. Кроме того, по конституции, кандидатов в главы минобороны и МИДа вносит президент, а уже остальных кандидатов в министры рекомендует новый премьер, однако и эти нормы тоже были нарушены – министров по квоте президента внес, еще будучи депутатом, сам Гройсман.
Тем временем Ляшко потребовал предъявить подписи депутатов, вошедших перед избранием Гройсмана в новосозданную коалицию «Европейская Украина». Ляшко заподозрил, что нужного числа подписей не существует. «Коалиция, которая существовала, она продолжает существовать... Сейчас есть 230 членов коалиции», – ответил ему новый спикер Рады Андрей Парубий. По его словам, в коалиции было 237 депутатов, однако семь уже сложили свои полномочия в связи с уходом в команду Гройсмана. Парубий выразил готовность обнародовать поименный список.
Напомним, на прошлой неделе фракции БПП и «Народного фронта» решили сформировать коалицию сами, без «Батькивщины» и «радикалов», своих прежних союзников. Поскольку голосов не хватало, правящие фракции решили привлечь в свой состав внефракционных депутатов. Однако такой порядок формирования коалиции другие фракции сочли спорным, ссылаясь также на регламент и конституцию.
«Сейчас на Украине вообще очень торопятся, там никто не соблюдает никаких законов, – заявил газете ВЗГЛЯД предшественник Гройсмана на посту главы правительства Николай Азаров. – Конституция 2004 года, которая сейчас якобы действует, предусматривает совершенно четкий порядок формирования коалиции. Этот порядок, разумеется, не был выполнен».
«Порядок должен быть простой. Фракции объединяются, создают коалицию. Эта коалиция выдвигает кандидата на премьер-министра, направляет бумагу с рекомендацией президенту – в данном случае Порошенко. Порошенко рассматривает и возвращает эту кандидатуру в парламент, то есть представляет ее в парламенте. Эта процедура не выполнена, хотя Порошенко и присутствовал при голосовании. Ну, теперь Конституционный суд будет года два рассматривать, и ничем это не закончится», – предположил бывший премьер.
Сторонники Порошенко, по мнению Азарова, так спешили – в частности, не стали утверждать отдельно программу нового кабинета, поскольку боялись при новых голосованиях не собрать нужного количества голосов. «Но никто не будет теперь обращать на это внимание. На Украине нет сегодня никакого ни закона, ни права, ни порядка», – подытожил бывший глава правительства.