Долгое время в России считалось, что хорошие отношения с такими странами, как Сербия и Черногория, предопределены самой историей. Потому и работа с политическими и общественными силами этих стран проводилась чуть ли не по остаточному принципу, а на стремление Белграда и Подгорицы присоединиться к ЕС Москва взирала благосклонно.
Жестокость необходима, когда народ бунтует, а когда народ замолчит – необходима мягкость. Сегодня в Сербии народ главным образом молчит
Спохватились в Москве достаточно поздно – когда Черногория заявила о скором вступлении в НАТО, что, по мнению аналитиков, превратит эту страну в очередную региональную зону глобального противостояния между РФ и Североатлантическим альянсом. Хуже того, разговоры о вступлении в НАТО появились и в Сербии, что ранее считалось попросту немыслимым. Параллельно и Европейский союз, и Соединенные Штаты усилили политику по окончательному выдавливанию России с Балкан. А беспрецедентное давление, которое они оказывают на Белград, отразилось в ряде заявлений сербского руководства, которые можно счесть антироссийскими.
Учитывая, что у власти в Сербии сейчас находятся люди, которых ранее однозначно относили к антинатовским, патриотическим и пророссийским силам, такие тенденции не могли не повлиять на внутриполитический расклад – в стране стали появляться новые антизападные и пророссийские силы, разочарованные в «соглашательской политике» сербского руководства. Одна из таких новых партий – «Двери» – на днях организовала в Белграде многотысячный митинг против интеграции в НАТО и заявляет о намерении в коалиции с Демократической партией экс-премьера Воислава Коштуницы побороться за второе место на предстоящих 24 апреля выборах в Скупщину (парламент страны).
О том, почему «Двери» не доверяют властям Сербии, о перспективах борьбы с интеграцией страны в НАТО и о том, действительно ли Белград в конечном счете может присоединиться к санкциям против России, газете ВЗГЛЯД рассказал сопредседатель партии Бошко Обрадович.
ВЗГЛЯД: Каково, по вашим подсчетам, количество участников митинга в Белграде? Какие еще политические партии и общественные движения, помимо «Дверей», поддержали этот митинг? Ведутся ли сейчас переговоры по расширению политической коалиции против интеграции Сербии в НАТО?
Сопредседатель партии «Двери» Бошко Обрадович (фото: из личного архива)
|
Бошко Обрадович: В последнем митинге протеста приняли участие несколько тысяч человек. Протест против НАТО, помимо партии «Двери», поддержала Демократическая партия Сербии. Но мне кажется, что расширить коалицию против НАТО будет легче после предстоящих выборов в парламент, чем сейчас, когда идет избирательная кампания.
ВЗГЛЯД: По времени митинг практически совпал с вынесением приговора бывшему лидеру боснийских сербов Радовану Караджичу. Как вы оцениваете реакцию сербского общества на это событие?
Б. О.: Еще с момента противоконституционного Брюссельского соглашения 2013 года (о «нормализации» отношений между Белградом и Приштиной – прим. ВЗГЛЯД) СМИ в Сербии ежедневно применяют тактику молчания. Сербская пресса сообщает о других, существенно менее важных темах, отвлекая таким образом внимание общественности. Это повторилось и теперь. Подавляющее большинство сербского народа в Республике Сербской и в самой Сербии приговор Радовану Караджичу считает чисто политическим и несправедливым, вынесенным с целью дополнительного давления на сербский народ на Балканах. Но нельзя удивляться и тому, что сербский народ в большом количестве не вышел на улицы и не выразил свой протест. В нашей истории запомнилась мысль князя Милоша Обреновича о том, что жестокость необходима, когда народ бунтует, а когда народ замолчит – необходима мягкость. Сегодня в Сербии народ главным образом молчит.
ВЗГЛЯД: Могут ли протесты против НАТО повлиять на численность избирателей на выборах и таким образом обеспечить больше голосов партиям, активно сопротивляющимся сотрудничеству Сербии с альянсом и тем более присоединению к нему?
Б. О.: Тема сближения с НАТО и возможного вступления в этот блок, конечно, очень важна, но существенно она не повлияет на численность голосующих на выборах. Надо рассматривать более широкие аспекты предвыборных тем и найти ответы на множество вопросов, которые заботят и мучают граждан Сербии. Кроме того, я считаю, что протесты против НАТО нельзя использовать в рамках предвыборной кампании, потому что таким образом уменьшается возможность политического консенсуса нескольких политических организаций в Сербии. Тем не менее «Двери» поддержали недавний митинг протеста, потому что мы категорически против сотрудничества с НАТО.
ВЗГЛЯД: И какие вопросы относятся к наиболее актуальным? С чем «Двери» идут на выборы?
Б. О.: Социальная и экономическая политика, новые рабочие места и работа для наших граждан, возрождение отечественной промышленности и экономики, решение проблем граждан, имеющих кредиты с высокими процентными ставками, семейная политика – поддержка семьи и деторождения, внешняя политика, направленная на сближение с Российской Федерацией и укрепление сотрудничества в сфере экономики и безопасности. Все это темы, мотивирующие граждан прийти на выборы.
ВЗГЛЯД: Можете ли вы привести наиболее, по вашему мнению, достоверные социологические прогнозы касательно результатов будущих выборов, включая и результаты «Дверей»?
Б. О.: При существующих неравноправных условиях доступа к СМИ Сербская прогрессивная партия (СНС) получит меньше 40%. Социалистическая партия Сербии (СПС) и коалиция «Двери» – Демократическая партия Сербии (ДСС) борются за второе место. Радикалы и Демократическая партия (ДС) войдут в парламент, а все остальные партии не войдут. Но при равноправном положении в СМИ рейтинг СНС быстро бы упал ниже 30%.
ВЗГЛЯД: Некоторое время назад вы говорили о готовности собрать 100 тысяч подписей для проведения в Сербии национального референдума по вопросу сотрудничества с НАТО. Как вы оцениваете перспективы этого проекта?
Б. О.: К сожалению, референдумы в Сербии проводятся редко. Последний раз референдум в стране проводился в 2006 году, когда мы подтверждали Конституцию. По моему мнению, их следовало бы проводить гораздо чаще, потому что референдумы – одна из важнейших характеристик демократического общества. Если бы был проведен референдум о Брюссельском соглашении и о возможном вступлении в НАТО, то, я уверен, граждане проголосовали бы против. Именно потому референдумы и не проводятся, ибо власть и ее сотрудники с Запада боятся настоящей правды и воли граждан Сербии.
ВЗГЛЯД: Что вы думаете о последствиях уже состоявшегося расширения сотрудничества НАТО с Черногорией, которое, как ожидается, вскоре сделает Подгорицу полноправным членом альянса? Существуют ли в этой стране политические силы, которые готовы сопротивляться нынешнему курсу правительства?
Б. О.: Да, в Черногории есть политические движения и организации, которые выступают против сотрудничества с НАТО. Это в первую очередь политические партии, группирующиеся вокруг Демократического фронта, одним из лидеров которого является Андрия Мандич. Против этого сотрудничества и большинство народа Черногории. Там обстановка напоминает нашу в Сербии: большинство народа против НАТО, а власть все более и более приближает страну к этому альянсу злодеев и преступников.
ВЗГЛЯД: Действующая власть в Сербии неоднократно утверждала, что страна никогда не присоединится к санкциям, введенным против России. Можно ли, по вашему мнению, верить таким утверждениям, особенно в том случае, если после выборов нынешняя конфигурация власти не изменится?
Б. О.: Я уверен, что нет. Мне кажется, что если власть не изменится, то она должна будет решить две задачи. Во-первых, введение санкций против России и дальнейшее приближение к евроатлантической коалиции (ЕС – НАТО). А во-вторых – обеспечение большинства в две трети голосов в парламенте для изменения Конституции. Эту задачу им поставили Брюссель и Вашингтон, и мне кажется, что они идут в этом направлении. Конечно же, «Двери» выступают против такой политики.
ВЗГЛЯД: Насколько на предстоящих выборах в Сербии будут важны темы, касающиеся России, включая борьбу с ИГИЛ*, антироссийские санкции и конфликт с Турцией?
Б. О.: Эти темы, хотя и косвенно, несомненно, положительно повлияют на уставших и разочарованных граждан Сербии, которые в течение последних двадцати пяти лет старались сохранить свой народ и основы православной цивилизации на территории Балкан. Каждая победа России – в Крыму, Сирии, Турции или в любом другом уголке мира – дает нам надежду, что наши великие братья сейчас не так далеко и не так слабы, как в 1999 году, когда НАТО 78 дней бомбило Сербию, а помощи ни от кого не было.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ