В понедельник в Брюсселе проходит Саммит ЕС – Турция по проблемам нелегальной миграции и возможностям вступления Турции в Евросоюз. Перед началом мероприятия премьер Турции Ахмет Давутоглу провел переговоры в узком составе с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, премьером Нидерландов Марком Рютте, а также главами Еврокомиссии и Евросовета Жан-Клодом Юнкером и Дональдом Туском.
Анкара хочет, чтобы выплат от Евросоюза на борьбу с беженцами было больше. Это их реальная цель
Турция рвется в члены ЕС
После беседы Давутоглу заявил, что Турция «готова быть не только вместе с ЕС, но и членом ЕС». «Мы подтвердили готовность стоять плечом к плечу для будущего нашего континента. Единственный путь ответа – это солидарность», – сказал он.
Как отмечает ТАСС, Давутоглу отказался отвечать на вопросы о том, готова ли Турция согласиться на требование ЕС принимать обратно высылаемых из сообщества экономических мигрантов и взять на себя четкие обязательства по количественному сокращению потока мигрантов в Европу.
В проекте итогового саммита ЕС говорится, что саммит намерен одновременно прекратить балканский транзит мигрантов и не допустить их блокирования в Греции. На деле это означает утверждение на европейском уровне решений государств Западных Балкан и кандидатов на вступление в ЕС о закрытии для мигрантов границ стран Балкан на всей европейской части турецко-балканского маршрута – от Греции до Австрии.
Однако это также означает, что прибывающие в Грецию из Турции через Эгейское море мигранты в количестве от двух до трех тысяч в день окажутся блокированы в этой стране.
Известно, что Греция не пойдет на подписание таких условий, а решение саммита ЕС должно быть принято единогласно, поэтому итоговый документ содержит тезис, что «Евросоюз останется на стороне Греции в этот сложный момент и сделает максимум возможного, чтобы оказать содействие в урегулировании этой ситуации».
На практике ЕС намерен помочь Греции справиться с мощным притоком мигрантов по трем направлениям. Прежде всего, лидеры Евросоюза постараются получить от Анкары количественные обязательства по сокращению числа прибывающих мигрантов ориентировочно до уровня одной тысячи в день (против нынешних двух-трех тысяч).
Во-вторых, нужно получить согласие Анкары принимать обратно высылаемых из ЕС экономических мигрантов, которые нелегально проникли в сообщество с турецкой территории и не имеют основания для получения убежища. По словам европейских дипломатов, взамен Евросоюз готов активизировать выделение Анкаре помощи в 3 млрд евро на «гуманитарные нужды мигрантов» и обеспечить прогресс на переговорах о безвизовом режиме с Турцией.
Еще страны ЕС намерены значительно активизировать процесс расселения из Греции по странам сообщества беженцев, которым предоставлено убежище.
Как это будет происходить на практике, остается неясным. По данным Еврокомиссии, за последние пять месяцев из квот на расселение 120 тысяч мигрантов по странам ЕС распределено менее 700 человек. По информации европейского статистического агентства (Евростата), в 2015 году в ЕС подано 1,25 млн прошений об убежище, что стало абсолютным рекордом за всю историю сообщества. Таким образом, ЕС имеет очень приблизительное представление, сколько реально нелегалов находится на территории сообщества.
Как сообщает «Би-Би-Си» со ссылкой на газету Financial Times, Брюссель готовится кардинально пересмотреть систему предоставления убежища в странах ЕС. Сейчас просители политического убежища обязаны обращаться за ним в первой же стране Евросоюза, в которую они прибывают. Это правило не работало в последнее время, после того как Меркель в прошлом году решила его не придерживаться в своей политике по отношению к мигрантам. Взамен будет предложена централизованная система подачи заявлений.
Проблема формулировок
Единого взгляда на решение проблем нет. Канцлер Австрии Вернер Файман перед прибытием на саммит заявил о том, что ЕС должен не полагаться на Турцию в преодолении кризиса с мигрантами, а самостоятельно обеспечивать защиту своих внешних границ. Более того, ЕС не следует «жертвовать своими политическими принципами» и менять позицию по вопросам облегчения визового режима и присоединения Турции.
Отвечая на вопрос, можно ли вообще считать президента Турции Эрдогана надежным партнером, канцлер Австрии заметил, что «сам вопрос уже многое объясняет».
А лидеры Вишеградской четверки (Чехия, Словакия, Польша и Венгрия) приветствуют решимость Евросоюза закрыть для беженцев так называемый «балканский путь». Как заявил премьер-министр председательствующей в региональном объединении Чехии Богуслав Соботка, «текст заключительного документа (саммита) отражает то, на что Вишеградская четверка указывает уже несколько месяцев».
Однако Меркель и Юнкер попытаются скорректировать текст итогового заявления саммита ЕС, изменив в нем формулировку «балканский маршрут закрыт». Об этом сообщило информагентство DPA со ссылкой на европейских дипломатов. «Это фактически не соответствует действительности, даже если число (беженцев) значительно сократилось», – подчеркнул источник.
Холодный прием
В Брюсселе Давутоглу пришлось выслушать критику в адрес своей страны из-за последних событий вокруг оппозиционной газеты Zaman, которую турецкие власти собираются взять под контроль. Глава Европарламента Мартин Шульц на встрече с турецким премьером напомнил, что свобода СМИ – фундаментальная ценность Евросоюза, «которая не поддается обсуждениям».
По мнению наблюдателей, сейчас сложилась ситуация, когда Евросоюз сильно нуждается в Турции, которая стала для него очень неприятным партнером. В частности, обозреватель Financial Times Гидеон Рахман считает, что Анкара становится «все более автократичным и непредсказуемым государством, президент которого действует по личной прихоти».
ЕС также не нравится ухудшение отношений Турции с Россией на фоне ситуации в Сирии, и «европейцы опасаются предоставлять Эрдогану полную свободу действий в ситуации с Сирией и Россией».
В свою очередь немецкая газета Die Zeit анализирует идею Эрдогана построить в Сирии город для беженцев. С этим предложением президент Турции выступил незадолго до саммита. По словам автора статьи Людвига Гревена, Анкара рассчитывает, что за ее помощь в урегулировании этого кризиса ЕС завалит ее миллиардами. «План города беженцев, на первый взгляд такой гуманный, на самом деле является только дымовой завесой и ничем больше. Она должна скрыть от 28 стран – членов ЕС истинные намерения Турции», – считает Гревен.
По его мнению, если город будет построен, коалиция с США во главе уже не сможет отказаться от введения над ним бесполетной зоны, а это чревато столкновениями с российскими самолетами. Гревен отмечает, что турецкий президент не уточнил ни того, как он собирается возводить город на чужой территории, ни того, в какие сроки это будет сделано. Вероятно, Эрдоган подразумевает, что город будет находиться под международной защитой и будет чем-то вроде тех так называемых зон безопасности, которые ООН учреждала во время Боснийской войны. «Неудивительно, что Вашингтон воздерживается от реализации этого проекта: Обама не хочет быть втянутым в еще одну авантюру на Ближнем Востоке, пусть и ограниченную определенными рамками», – отмечает автор.
Директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров уверен, что Турция продолжает «выкручивать руки европейцам по полной программе, видя растерянность Германии и других стран перед потоками беженцев», продолжая тем самым свою политику шантажа.
«Турция максимально хочет выжать из этого саммита. Понятно, что Турции не пойдут навстречу по поводу быстрого вступления в ЕС, но Анкара хочет, чтобы выплат от Евросоюза на борьбу с беженцами было больше, вот и все. Это их реальная цель», – сказал Багдасаров газете ВЗГЛЯД.
Эксперт уверен, что Евросоюз возьмет на себя обязательства выплачивать Турции миллиарды евро, а Анкара не станет преднамеренно выталкивать беженцев в сторону Европы. «Это максимум, на что можно рассчитывать по итогам саммита», – прогнозирует Багдасаров.