Круг претендентов на кресло президента США начинает стремительно сужаться. Хотя и до начала праймериз было понятно, что от обеих партий шансы на выдвижение есть максимум у пяти человек, формально в кампании все еще участвовали 14 кандидатов: 11 республиканцев и трое демократов. Первыми снялись бывшие губернаторы – О'Мейли у демократов и Хаккаби у республиканцев. А в среду кандидатов осталось уже 10 от обеих партий – об отказе от борьбы объявили бывший сенатор Рик Санторум и сенатор Рэнд Пол (оба республиканцы, у демократов выбывать уже некому). Но если для Хаккаби и Санторума это была уже не первая президентская кампания, то Пол впервые участвовал в президентских праймериз.
Кампанию Рэнда Пола погубили его собственная непоследовательность и появление Дональда Трампа
При этом в Айове Пол показал не самый худший результат – пятое место с 4,5% позволило ему даже получить одного делегата на летнем съезде партии (у Буша, например, всего 2,8 процента). Но уже в Нью-Гемпшире опросы обещают ему 2 процента – и сенатор решил уйти сразу. Тем более что результат в Айове для Пола – это поражение, изначально он считался одним из перспективнейших кандидатов как один из вождей «партии чаепития», консервативного движения, выступающего против партийного истеблишмента.
Сам лозунг, под которым Пол в прошлом апреле объявил о своем выдвижении – «Разрушить вашингтонскую машину! Дать волю американской мечте!» – показывал его радикальный настрой. Но кампанию Пола погубили два фактора – собственная непоследовательность и Дональд Трамп.
Рэнд вообще-то большую часть жизни не был профессиональным политиком, он врач-офтальмолог и в политику пришел всего восемь лет назад. Но у него были хорошие стартовые позиции. Он стал одним из лидеров возникшего тогда движения «чаепития» не просто так, а как носитель знаменитой среди американских консерваторов и антисистемщиков фамилии. Его отец, сейчас уже 80-летний Рон Пол, в общей сложности два десятка лет был конгрессменом (впервые он избрался от Техаса еще в 70-е) и единственным в парламенте борцом с ФРС.
Противник «большого правительства», изоляционист во внешней политике, Пол был самым последовательным консерватором и либертарианцем (сторонником личных прав и свобод и противником вмешательства государства) в Конгрессе и в целом в американской политике. Пол-старший формально был республиканцем и участвовал в нескольких президентских кампаниях – особенно заметно в 2008 и 2012 годах. Так что фамилия Пол хорошо знакома американским избирателям, и первая президентская кампания Пола-младшего могла стать как минимум заметной.
Рэнд вошел в политику триумфально – в 2010-м он с первой попытки избрался сенатором от Кентукки. Его взгляды, манеры, интеллект, заметная и независимая деятельность в сенате, как и растущие антиэлитные настроения в Республиканской партии – все, казалось, работало на его будущее президентство.
В течение 2013–2014 годов он был самым популярным политиком среди «чайников» и первым или вторым по популярности среди потенциальных кандидатов в президенты от республиканцев. Трижды (с 2013 по 2015) он с большим отрывом выигрывал опрос и возглавлял список потенциальных кандидатов в президенты на ежегодной конференции консервативных активистов (CPAC) в Вашингтоне. Уже в апреле прошлого года он одним из первых объявил о начале своей президентской кампании и до середины лета с рейтингом в районе 10 процентов был в лидирующей группе.
Казалось, что главными его соперниками будут Джеб Буш и сенатор Тэд Круз. И тогда, стремясь расширить свою электоральную базу, Рэнд стал смягчать свои позиции, становясь «чуть меньше Полом». Но тут появился Дональд Трамп.
Миллиардер стал так же радикален, как и Пол, но за счет большей откровенности, брутальной подачи, огромной известности среди самых широких масс и умения работать с аудиторией у Трампа получилось привлечь к себе симпатии большого числа избирателей. Рейтинг Трампа стал стремительно расти, в том числе и за счет потенциальных избирателей Пола. Пару раз они схлестнулись на дебатах, но уже к концу осени было понятно, что Рэнд не сможет вернуть себе перехваченную Дональдом инициативу.
Точно так же, как и раньше Пол, Трамп популярен у неопределившихся и беспартийных. И, главное, Трамп увел у сенатора многих «чайников», а другие сконцентрировались на сенаторе Тэде Крузе, еще одном кумире «движения чаепития».
При этом внешнеполитические позиции Пола и Трампа очень близки – это антиинтервенционизм, проявляющийся в том числе и в желании поддерживать нормальные отношения с Россией. Хотя Рэнд, в отличие от своего отца, и поддержал санкции против России после Крыма, уже в ходе предвыборных дебатов он не раз критиковал тех республиканцев, кто выступает против диалога с Москвой. Пол, конечно, не чистый изоляционист, но он точно противник американской гегемонии в мире. Рэнд Пол – это образец того, какими будут американские президенты в эпоху, когда США станут лишь одним из центров силы в многополярном мире.
Рано ли он пришел? Лишь отчасти, и уж точно не в идеологическом смысле, ведь Трамп взял его лозунги. Не надо забывать, что это первая кампания Пола-младшего и он получил в ней крайне важный опыт. Уйдя сейчас, он не откажется от президентских амбиций. Этой осенью он на шесть лет переизберется в сенат, и впереди у него будут следующие президентские выборы.
Учитывая солидный возраст трех из четырех фаворитов (всем, кроме Круза, под или за 70), избранный 8 ноября президент имеет все шансы стать президентом одного срока. И тогда Рэнд Пол, который в любом случае будет оставаться в обойме знаковых республиканцев, получит хороший шанс на 2020 год. Не говоря уже о 2024-м. Ситуация как в самой Америке, так и в мире работает на доктора Пола.