В Литве по запросу России задержан и уже отпущен под залог бывший руководитель антитеррористического центра Грузии Зураб Майсурадзе. Он прилетел в Вильнюс из Киева, где в последние годы живут многие представители грузинской власти периода Саакашвили.
В январе 2013 года прокуратура полностью сняла с него все обвинения, и Чатаев оказался на свободе. А через полгода отправился в Сирию воевать за ИГИЛ
Как передает ТАСС, сперва Вильнюсским участковым судом была выдана санкция на десятидневный арест. Затем старший прокурор генпрокуратуры Литвы Томас Крушна сообщил, что за Майсурадзе был внесен залог и теперь он будет регулярно отмечаться в полиции. Основанием для задержания стал ордер Интерпола, выданный по инициативе России. Россия же объявила Майсурадзе в международный розыск по подозрению в участии в террористической деятельности. При этом следует отметить, что в открытой базе Интерпола человек с таким именем и фамилией не значится.
Грузинское издание «Квирис палитра» пишет, что Майсурадзе фигурирует в докладе народного защитника Грузии Учи Нануашвили о чеченских наемниках в Лопотском ущелье Грузии в 2012 году. Тогда, по данным издания, в республику свозились чеченцы из разных стран, им снимали квартиры, давали оружие и обещали предоставить коридор в Чечню. Контактами с ними занимались Майсурадзе, высокопоставленный сотрудник МВД Сандро Амиридзе и тогдашний замминистра Гия Лордкипанидзе (при губернаторе Саакашвили он станет главой полиции Одессы).
Когда отряд уже выдвинулся в сторону границы РФ, грузинские силовики неожиданно окружили его и потребовали сдаться, сложив оружие. Завязался бой, погибли 11 боевиков и три представителя силовых структур Грузии.
До сих пор в этой истории много открытых вопросов, и главный из них – зачем Саакашвили вообще понадобилось готовить эту операцию, а потом отказываться от нее? По одной версии, в окружении президента хотели сместить акценты с внутренней политики – приближались выборы в парламент, которые президентская партия в итоге проиграла. По другой, Саакашвили хотел, чтобы чеченцы «отомстили» России за проигранную Грузией войну 2008 года.
По словам грузинского эксперта Мамуки Арешидзе, чье мнение приводит «Квирис палитра», Россия хочет узнать от Майсурадзе детали подготовки той операции. Эксперт также призвал власти Грузии добиться выдачи экс-сотрудника МВД Тбилиси, а не Москве.
Несмотря на то, что с момента задержания и освобождения Майсурадзе уже прошло больше суток, никаких официальных комментариев ни со стороны российского МВД, ни от их грузинских или украинских коллег не поступало. За всех говорят представители Литвы. В пресс-релизе литовской прокуратуры отмечается, что «официального заявления передать задержанное лицо РФ пока не получено – на основании международной конвенции, такое заявление должно быть предоставлено через 40 дней со дня задержания лица».
Также уточняется, что Майсурадзе прибыл в Литву для участия в празднике Международной ассоциации полиции по приглашению ее литовского отделения. Глава МИД Литвы Линас Линкявичюс заявил, что у литовской стороны нет данных о том, что Майсурадзе причастен к террористическим группировкам. «Напротив, мы располагаем информацией о его борьбе с терроризмом», – отметил он.
Так или иначе, Майсурадзе пока остается в Вильнюсе, он должен регулярно регистрироваться в полиции вплоть до нового суда, который или признает выдвинутые Россией обвинения обоснованными – и тогда экс-директор антитеррористического центра будет депортирован в Москву (маловероятно, прямо скажем), либо ему позволят вернуться обратно на Украину.
Как напоминает издание «Грузия online», во время организованной при участии Майсурадзе операции в Лопотском ущелье был захвачен боевик Ахмед Чатаев. Россия обратилась к властям Грузии с просьбой об экстрадиции Чатаева, но грузинская сторона отказала. Министр юстиции Теа Цулукиани заявила тогда, что «традиция экстрадиции граждан России чеченского происхождения должна завершиться».
После смены власти в 2012 году новые власти использовали Чатаева на суде как «важного свидетеля» по делу об операции в Лопотском ущелье против высокопоставленных чиновников правительства Саакашвили. В результате уже в январе 2013 года прокуратура полностью сняла с него все обвинения, и Чатаев оказался на свободе. А через полгода отправился в Сирию воевать за ИГИЛ.
28 июня в аэропорту Стамбула произошел теракт, в результате которого погибли 45 человек, 239 были ранены. Его организатором называют Ахмеда Чатаева. Таким образом, вопросы к грузинскому «борцу с терроризмом» могут быть не только у Москвы и Тбилиси, но и у Анкары.
Вообще операция в Лопотском ущелье – тема для отдельного серьезного исследования. Желание новых властей Грузии во всем обвинить Саакашвили понятно и естественно. С другой стороны, Чатаева отпустили именно они. В любом случае тот факт, что при Саакашвили уехавших из Чечни людей сперва собрали возле границы с Россией, а потом перестреляли, несомненен.
Как несомненно и то, что, несмотря на регулярные теракты по всему миру, некоторые страны по-прежнему не понимают того, что «хороших» террористов не бывает. Если подозреваемый в организации террористической группы Майсурадзе спокойно живет на Украине, если его приглашают в Литву и выпускают под залог, это можно считать явным свидетельством того, что для Киева и Вильнюса в борьбе против России все средства хороши.
И это притом что Украина неистово стремится в Евросоюз, а Литва уже там.
Разумеется, Майсурадзе – не Чатаев, лично он, скорее всего, не участвовал в терактах. Но его роль в формировании террористической группы для атаки на Россию в 2012 году весьма интересна.
Но до тех пор, пока все страны мира не поймут, что победить терроризм можно только отказавшись от его поддержки во всех видах, террористы будут на шаг впереди тех, кто с ним борется.