В Польше разворачивается парламентский кризис. Вечером в пятницу начались акции протеста, которые идут до сих пор.
Польский внутренний политический кризис интересен в первую очередь тем, что в нем огромную роль играет внешнеполитический контекст
Оппозиция заблокировала здание национального парламента, и это продолжается уже третьи сутки. В свою очередь депутаты трех оппозиционных сил заблокировали проходы к трибуне. 17 и 18 декабря митинги протеста с участием нескольких тысяч человек прошли у президентского дворца в Варшаве, Конституционного суда и сейма.
Оппозиция обвиняет правящую партию «Право и справедливость» в подрыве конституционных основ, ужесточении цензуры и ущемлении интересов жителей страны. Формальным же поводом для протестов стало решение ограничить работу журналистов в здании парламента – теперь представителям медиа разрешается только смотреть трансляцию дебатов, но не находиться в самом зале заседаний.
Протестующие получили поддержку бывшего президента Леха Валенсы, который заявил, что «Право и справедливость» и действующий президент Анджей Дуда должны уйти в отставку.
В свою очередь глава МВД обвинил оппозицию в попытке государственного переворота, а протесты назвал «подготовленной провокацией». Кроме того, он указал на участие в акции «подготовленных, обученных людей», в частности представителей радикальной, крайне левой организации «Антифа».
Утро понедельника, 19 декабря, принесло новость, что Европа прозрачно поддерживает действия польской оппозиции. В Европейский парламент вынесено предложение о приостановке у Польши права голоса за «системную угрозу верховенству права и демократии».
Данный польский внутренний политический кризис интересен в первую очередь тем, что в нем огромную роль играет внешнеполитический контекст. В результате высказываются мнения, что к акциям оппозиции, подозрительно напоминающим методы цветных революций, приложила руку Европа. Вернее, та ее часть, которую принято называть старой Европой.
Польша в силу множества причин занимает особое место в современной Европе и конкретно в Европейском союзе. Она по историческому бэкграунду и текущему геополитическому весу находится между старой и новой Европой, фактически за последние пару десятилетий на нее была возложена роль лидера Восточной Европы. За этот статус Польша занимала весьма привилегированное положение в структурах ЕС, чем не могла похвастаться ни одна другая страна из новых членов Евросоюза.
Проблема возникла потому, что это положение вещей возродило самостоятельные державные амбиции Польши. А это, в свою очередь, идет явно поперек планов и интересов Европы. Однако Варшава сделала грамотный ход, напрямую опершись на поддержку США.
Результат известен.
В 2016 году к власти в стране пришла партия «Право и справедливость», отличающаяся жесткой консервативной, националистической, евроскептической и антироссийской позицией. Уже летом планы и решения новой правящей силы, которые были восприняты в Европе как наступление на свободу слова, права человека и демократические нормы, вызвали бурю возмущения в европейских структурах с угрозами санкций и т. д. Но это ни в коей мере не повлияло на новую политику Варшавы.
Имеет ли какое-то отношение Европа к нынешнему политическому кризису в Польше, можно только предполагать. Однако она, безусловно, как, собственно, и показала ее реакция, намерена воспользоваться появившимся шансом повлиять на неудобную ей позицию самой влиятельной восточноевропейской страны.
Более того, нельзя не отметить крайне «удачное» время для политического кризиса с точки зрения внешней политики.
Польша является важнейшим форпостом США в Восточной Европе – разумеется, в контексте военно-политического противостояния с Россией. Однако прямо в данный момент Штатам явно не до Польши. Покидает кабинет администрация, которая, собственно, и проводила данную политику. У новой команды, очевидно, несколько иные приоритеты. Есть серьезные намеки на то, что команда Трампа будет проводить линию на смягчение отношений с Россией, так что жесткая антироссийская позиция Польши может резко потерять значимость в глазах новой американской администрации. Да и в любом случае прямо сейчас Вашингтону очевидно не до Варшавы и мелких европейских скандалов.
В этой ситуации открывшегося «окна возможностей» Европа явно хочет «загнать в стойло» непокорную региональную державу, которая упорно стремится играть свою игру, да еще пытается вставлять палки в колеса по стратегическим европейским проектам вроде «Северного потока – 2» или OPAL.
Удастся ли это? Далеко не факт.
Слишком уж много собственных проблем на руках у Европы в текущий момент. Проблем много, а вот с решениями и политической волей складывается не очень хорошо. Так что, возможно, все так и закончится незначительными политическими волнениями.
Для Европы, недовольной польскими властями, шанс скорее в другом. Польша обладает выдающимся талантом доводить внутренние политические разногласия до печальных для страны результатов.
Так что в данный момент главным вопросом является то, удастся ли правящим силам Польши погасить возникший кризис быстро и без масштабных последствий для политической системы страны.