Избранный президент США Дональд Трамп, который должен приступить к своим обязанностям 20 января, рассказал о реформах, которые он намерен провести в первые 100 дней своего президентства.
То, что делает Трамп, на руку России
Заявленные предложения практически повторяют тезисы предвыборной программы Трампа и касаются торговых соглашений, энергетики, миграции, национальной безопасности и государственного управления. Трамп подчеркивает, что в основе его предложений лежит принцип «Америка на первом месте», который поможет «снова сделать Америку великой» и «возродить средний класс».
Своя, но дорогая нефть
Помимо прочего, Трамп заявил, что отменит ограничения на производство углеводородов, включая энергоресурсы на шельфе и уголь, что «создаст миллионы высокооплачиваемых рабочих мест. Это то, чего мы хотим, то, чего мы ждем», – заявил избранный президент США. Действующая администрация США сохраняла ряд ограничений в добыче энергоресурсов, одновременно продвигая развитие альтернативных источников энергии.
«Сейчас Обама пытается принять последние решения против этого. В частности, буквально на днях действующий президент подтвердил запрет на добычу на шельфе и по ряду проектов на Аляске, – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Трамп в ответ заявляет, что это все отрыжка прежней администрации и он снимет все ограничения».
Любопытный вопрос – как России следует отнестись к таким инициативам избранного президента, отмечает собеседник.
«Те проекты, которые заморозила администрация Обамы и которые Трамп обещает реанимировать (например, добыча в море Бофорта), – это шельфовые проекты в арктической зоне, на шельфе Аляски», – поясняет Симонов. Это очень дорогие и тяжелые проекты, даже с нулевыми налогами себестоимость такой нефти превысит 50 долларов за баррель. «Это будет нерентабельно», – подчеркивает эксперт. «Обама наложил запрет в связи с экологическими причинами, Трамп хочет его снять, но дело в том, что инвесторы не хотят входить в эти проекты. Ожидать, что США резко нарастят добычу нефти, не приходится», – продолжает Симонов.
Ключи от цен на черное золото – в Вашингтоне
Впрочем, добавляет эксперт, не следует забывать, что за восемь лет президентства Обамы добыча нефти в Штатах выросла в два раза и составляет свыше 250 млн тонн в год. «США при Обаме обогнали нас по валовой добыче нефти, так же как и догнали по газу, – отмечает Симонов. – При Обаме Штаты стали крупнейшим добытчиком газа в мире и, по некоторым версиям, вторым добытчиком нефти; мы, саудиты и США добываем примерно одинаковое количество нефти». Такого результата удалось добиться благодаря разработке месторождений сланцевой нефти.
«Таким образом, Трамп вряд ли сможет принять какие-то радикальные меры для того, чтобы оперативно увеличить добычу нефти в Соединенных Штатах», – резюмирует Симонов.
По мнению Симонова, «если Дональд Трамп искренне хочет помочь нефтяной индустрии США, ему нужно подумать, как поднять стоимость нефти на уровень хотя бы 55–60 долларов за баррель». Ключи от цен на нефть находятся не в Эр-Рияде, и не в Вене, где располагается штаб-квартира ОПЕК, а в Вашингтоне, подчеркивает эксперт. Симонов полагает, что Трамп мог бы обеспечить рост цен на нефть, отменив введенные при Обаме запреты на рисковые инвестиции инвестиционных фондов. Трамп обещал снять эти ограничения – и, следовательно, «при Трампе может опять начаться новый приток денег на рынок нефтяных фьючерсов».
#{smallinfographicleft=457416}«То, что делает Трамп, на руку России. Штаты являются вторым по величине импортером нефти в мире, это гигантский рынок. Трамп же реанимирует будущее углеводородов как товара, – отмечает Симонов. – При всех «зеленых» руководителях Америки муссировалась тема «зеленой энергетики» и того, что нефть через 10–15 лет станет не нужна. Приходит Трамп с его реалистическим подходом, и вот уже Международное энергетическое агентство публикует доклад, где идет речь о 12% роста до 2040 года. Для России как продавца углеводородов это крайне важно».
«Потенциальная катастрофа» от Обамы
Избранный президент США подтвердил, что намерен добиться выхода страны из соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП), являющееся, по его словам, «потенциальной катастрофой для нашей страны. Вместо этого мы будем вести переговоры о честных двусторонних торговых сделках, которые вернут рабочие места и производство назад в Америку», – отметил Трамп.
ТТП активно продвигал Барак Обама. Цель – снижение тарифных барьеров, а также регулирование внутренних правил в странах-участницах в таких областях, как трудовое право, экология, интеллектуальная собственность и ряд других. Помимо США документ подписали Канада, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия, Бруней, Вьетнам, Япония, Мексика, Чили и Перу.
Трамп – принципиальный противник всех крупных торговых блоков и торгово-экономических соглашений, напомнил в беседе с газетой ВЗГЛЯД глава Совета по внешней и оборонной политике, политолог Федор Лукьянов.
По словам эксперта, избранный президент «склонен к идеологии изоляционизма, «только не в старом понимании XIX века, а в более адаптированном к современности». О том, что США, скорее всего, действительно выйдут из ТТП, говорит и тот факт, что «республиканцы, которые доминируют в Конгрессе, тоже весьма настороженно относятся к этим инициативам», добавил политолог.
Страны, нацелившиеся на американский проект, окажутся на распутье
ТТП и Трансатлантическое партнерство, которые пару лет назад предложил Обама, – «очень красивые и выгодные для США идеи», добавил Лукьянов.
Это была концепция того, как Америка могла бы структурировать мир уже после периода полного доминирования. И сейчас, если это будет отменено, это означает, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе все опять смешается», – подчеркнул эксперт. Он пояснил, что страны, которые с большим трудом, но все же удалось убедить войти в это партнерство, теперь вновь остаются на распутье.
Так что «можно ожидать активизации Китая и России с идеями некоего большого партнерства – зоны свободной торговли», отметил Лукьянов, напомнив, что эта потенциальная зона свободной торговли включает в себя Евразию, Восточную Азию и регион Юго-Восточной Азии.
Ограда от мигрантов и «осушение болота»
Третий большой блок в «плане Трампа» касается миграционной политики. Избранный президент США заявил, что потребует расследования всех визовых нарушений со стороны мигрантов в стране. Напомним, в ходе предвыборной кампании политик обещал принять меры по борьбе с нелегальной миграцией, в частности высылать из страны всех нелегалов, совершивших преступления, создать специальное подразделение для поиска таких нелегалов и ряд других мер.
Изменения режима въезда для граждан из определенных регионов мира, начало борьбы с так называемыми городами-убежищами – вольницей для незаконных мигрантов – все это начнет реализовываться достаточно быстро, отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД политолог, американист Дмитрий Дробницкий.
Кроме того, Трамп сообщил, что введет «пятилетний запрет для чиновников становиться лоббистами после ухода из администрации (США) и пожизненный запрет для чиновников лоббировать от имени иностранных правительств». Этот план он назвал «Осуши болото» (имея в виду болото американской правящей бюрократии). Ранее тот же слоган был одним из девизов его предвыборной кампании, когда Трамп заявлял о необходимости реформы системы госуправления на самом высшем уровне. Кроме того, политик говорил о чрезмерном количестве регулирующих актов, которые, по его мнению, мешают развитию страны.
Лоббизм – законная деятельность в США, однако «вопрос этических поправок, который Трамп вносит и для своей администрации, и для Конгресса, будет для него сложным», подчеркивает Дробницкий.
Все, кто сейчас вступает в администрацию Трампа, подписывают соглашение в соответствии с этим этическим пакетом, по которому, уйдя с государственной службы, они пять лет не будут работать ни консультантами, ни лоббистами, ни в какой-либо аналогичной должности. В частности, поэтому ближайший соратник Трампа Ньют Гингрич не смог пойти к нему работать – у него есть собственный консалтинговый бизнес, объяснил политолог.
«Но ведь там еще ограничения в сроках для Конгресса, а конгрессмены к этому не привыкли. Тут может возникнуть сопротивление Трампу», – указал собеседник. Между тем это «хороший повод надавить на Конгресс в том случае, если он с чем-то не согласен», заметил Дробницкий. Например, если у Конгресса возникнут сомнения в каких-либо инициативах Трампа, скажем, в части международной торговли, он может напомнить конгрессменам, дескать, вы не хотите принимать этические нормы, не хотите снижать свой потенциал по личному обогащению за политический счет – теперь понятно, почему вы не хотите голосовать за нужды американских граждан. «Это такой сильный риторический рычаг», – сказал эксперт.