Лауреатом Нобелевской премии мира 2016 года стал президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос. Награда была вручена ему «за усилия по урегулированию конфликта в стране».
Все были уверены в том, что перемирие достигнуто и мир установился. Однако итоги референдума говорят об обратном
«Норвежский нобелевский комитет принял решение присудить премию мира за 2016 год президенту Колумбии Хуану Мануэлю Сантосу за его решительные усилия, направленные на то, чтобы положить конец более чем 50-летней гражданской войне... Конфликт унес жизни 220 тыс. колумбийцев, вынудил почти 6 млн человек покинуть свои дома», – передает ТАСС решение Нобелевского комитета.
В отличие от «нобелевок» за достижения в науке и литературе, вручаемых в Стокгольме, лауреаты Нобелевской премии мира получают свою награду в Осло. С 1990 года церемония проходит 10 декабря в ратуше норвежской столицы.
Тринадцатый правящий лауреат
Напомним, в прошлом году премию получил коллективный номинант – «Тунисский национальный диалоговый квартет». А в 2014 году одной из награжденных стала 17-летняя пакистанская правозащитница Малала Юсуфзай – самый молодой лауреат в истории награды. Самым пожилым обладателем Нобелевской премии мира был лауреат премии 1995 года, активист движения за ядерное разоружение, британский физик и радиобиолог Джозеф Ротблат – на тот момент ему исполнилось 87 лет.
Как ни странно, но среди номинантов на Нобелевскую премию мира числятся Бенито Муссолини и даже Адольф Гитлер (претенденты на награду в 1935 и 1939 годах соответственно). Иосиф Сталин номинировался дважды – в 1945 и 1948 годах.
Первым главой государства, удостоенным премии, был президент США Теодор Рузвельт, награжденный в 1906 году за роль в подписании Портсмутского мира, завершившего Русско-японскую войну. С тех пор действующие высокопоставленные политики не раз получали награду. Всего за 115 лет существования премии ее удостаивались 12 глав государств – и Сантос, стало быть, стал тринадцатым.
Достаточно вспомнить премию 2009 года, врученную только заступившему на президентский пост Бараку Обаме. Эта награда смутила даже самого президента США. Заметим, что в сентябре 2015 года бывший директор Института Нобеля Гейр Лундестад заявил, что Обама не оправдал возложенных на него надежд.
Наши соотечественники представлены двумя именами. Это создатель водородной бомбы и диссидент Андрей Сахаров (премия 1975 года «за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства») и первый и последний президент СССР Михаил Горбачев, которому «нобелевка» была вручена в 1990 году, за год до развала СССР. По прошествии четверти века вручение премии Горбачеву выглядит крайне противоречивым решением.
Колумбийцы не приняли перемирие
Напомним, что главной причиной, по которой нынешняя Нобелевская премия мира была вручена колумбийскому президенту, стало заключение Сантосом официального перемирия между правительственными войсками и бойцами Революционных вооруженных сил Колумбии. Предварительные переговоры между повстанцами из группировки «Революционные вооруженные силы Колумбии» (РВСК) и представителями правительства страны начались в норвежском Хурдале в 2012 году и продолжились в Гаване при посредничестве Норвегии и Кубы.
27 сентября Сантос и глава РВСК Родриго Лондоньо Эчеверри (известный также как Тимолеон Хименес и товарищ Тимошенко) подписали в городе Картахена соглашение о прекращении многолетнего вооруженного конфликта и обеспечении прочного и устойчивого мира.
В соответствии с достигнутой договоренностью 2 октября в Колумбии прошел референдум, необходимый для того, чтобы законодательно закрепить результаты переговоров. По его итогам победили те, кто не согласен с соглашением, против условий мирного договора высказались порядка 6,4 млн человек (50,21% участников голосования). При этом в Норвегии надеются, что сторонам удастся сохранить перемирие и продолжить мирный процесс.
Сантос тогда признал свое поражение на референдуме: «Я не сдамся, до последней минуты своего президентства я буду искать мир». Он также сообщил, что соглашение о прекращении огня с РВСК продолжает действовать, несмотря на отказ колумбийцев поддержать мирные договоренности.
«Разруливать» конфликт будет следующий президент
Замдиректора Института Латинской Америки РАН Борис Мартынов считает, что ситуация с урегулированием 40-летнего конфликта между властями и партизанами очень сложная. Если летом удалось подписать историческое соглашение, то в результате недавнего референдума общество «отвергло его».
Тем не менее он признает, что Сантос действительно прилагал большие усилия и руководствовался исключительно добрыми намерениями, но простые колумбийцы «не согласны видеть в партизанах равную сторону на переговорах».
«За годы члены ФАРК превратились в уголовников, их реноме в обществе низкое. Люди считают, что это террористическая организация, они против, чтобы выделялись деньги на их обустройство в обществе. Партизаны прославились тем, что занимались рэкетом, наркоторговлей, похищали людей», – сказал Мартынов газете ВЗГЛЯД.
Однако он не исключает, что после присуждения Нобелевской премии общественное мнение может измениться. Но «разруливать конфликт» до конца придется уже следующему президенту, уверен эксперт.
Премия за добрые намерения
В свою очередь зампредседателя делового совета Россия – Куба, советник Национального комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки Татьяна Машкова считает, что Сантос получил премию больше за добрые намерения, нежели за реальные достижения.
По ее словам, в комитете содействия экономическому сотрудничеству все были уверены в том, что перемирие достигнуто и мир установился. Однако итоги референдума говорят об обратном.
«Не знаю, в чем недоработал Сантос. В стране нет уверенности, что если объявить перемирие, то оппозиция смирится. Очевидно, народ боялся каких-то односторонних действий», – сказала Машкова газете ВЗГЛЯД.
Присуждение премии, по ее прогнозу, вызовет неоднозначную реакцию в Колумбии. «Те, кто был за мир, порадуются и будут говорить, что были правы. Те, кто против, будут комментировать с сарказмом», – полагает она, добавляя, что если Нобелевский комитет признает эти усилия, то это подтверждает правильность самой идеи добиться результата, и «это должно перевесить чашу весов в сторону перемирия».