Коалиция во главе с США поменяет свою тактику и задействует сухопутные войска для борьбы с «Исламским государством*» в Сирии и Ираке, заявил в пятницу министр обороны США Эштон Картер. «Мы делаем много, потому что мы должны делать много, потому что мы должны победить ИГ. Я уверен, нам это удастся, но я хочу ускорить этот процесс», – заявил Картер в эфире телеканала CNBC, объясняя необходимость проведения наземной операции.
Барак Обама скоро покинет свой пост, и он бы хотел завершить свою эпоху громкой победой над «Исламским государством
Глава Пентагона также уточнил, что использование наземных вооруженных сил является частью стратегии по борьбе с ИГ. Картер обозначил и населенные пункты, которые необходимо отвоевать у боевиков в первую очередь – это сирийская Ракка и иракский Мосул.
С небес на землю
Кто именно отправится в Ирак, уже решено, сообщил глава Пентагона. «Солдаты легендарной 101-й воздушно-десантной дивизии будут развернуты в Ираке, чтобы вступить в борьбу с ИГИЛ*», – написал Картер в статье, опубликованной в журнале Politico. Военные будут действовать «в соответствии с четким планом кампании, который обеспечит решительное поражение этой варварской организации», убежден Картер. Эта дивизия принимала участие во вторжении в Ирак в 2003 году, а после базировалась в Мосуле. Решение было согласовано с военным руководством США и союзниками, в частности с Францией, добавил Картер.
Он также обратился с критикой к другим странам, входящим в коалицию. «Многие из них (участников коалиции) не делают ничего или делают недостаточно, – считает он. – Мы (США) всегда будем лидерами, с самой сильной армией мы можем сделать многое, но нам нужны другие (страны-союзники)», – цитирует Картера ТАСС. «Хотелось бы, чтобы Турция сделала больше», – добавил он.
Пока что не сообщалось, сделали ли США официальный запрос на проведение сухопутной военной операции в Ираке и Сирии. Что касается ударов США и их союзников с воздуха, то фактически они производятся с нарушением норм международного права, о чем говорила и Россия. Так, постпред РФ в ООН Виталий Чуркин отмечал, что американцы «ссылаются на статью 51 Устава ООН «Право на самооборону», но при этом бомбят территорию суверенного государства без согласия его правительства». Напомним, что, в отличие от США, Россия начала наносить удары по позициям ИГ в Сирии после соответствующей просьбы со стороны правительства этой страны.
В данный момент действия американской коалиции в основном ограничиваются атаками с воздуха, присутствие наземного военного контингента незначительно. В Ираке, например, работают американские военные инструкторы, обучающие военные отряды, состоящие из местных жителей. В Сирию в конце ноября прибыли 50 военных инструкторов из американского спецназа, которые, по заявлениям Пентагона, также должны были заняться обучением отрядов курдской самообороны.
Отправка группы американских спецназовцев вызвала крайнее недовольство в Дамаске. Так, министр иностранных дел Сирии Фейсал Микдад назвал действия США вопиющим нарушением территориальной целостности. «Мы не думаем, что они искренни в каких-либо действиях в борьбе с терроризмом. Они не координируют свои действия с ВС Сирии. В связи с этим любое нарушение международного закона делает эти силы (армии США) незаконными на территории САР. Нельзя говорить, что они воюют с терроризмом», – заявлял он.
С ним согласился постпред Сирии в ООН Башар Джаафари. «Отправка любым государством своих войск в Сирию для борьбы с ИГ или обучения местных сил для борьбы с ИГ без согласия сирийского правительства является серьезным нарушением Устава ООН и международного права, которые предписывают принцип уважения суверенитета», – заявлял он.
Нынешняя инициатива Соединенных Штатов также расценивается Дамаском как незаконная, заявил посол в России Рияд Хаддад. «Любое вмешательство в дела Сирии без согласия официального правительства считается агрессией против сирийского народа», – передает его слова «Интерфакс».
Противоречивый Обама
Президент США Барак Обама не раз заявлял, что США не собираются ввязываться в новую масштабную войну. Еще в августе он пообещал, что «ни один ботинок американского солдата не ступит на сирийскую землю». Так, во время обращения к нации 7 декабря Обама отметил, что вторжение в Сирию и Ирак привело бы «к гибели тысяч военнослужащих и к иссушению ресурсов», и «это то, чего хочет «Исламское государство».
Однако вскоре, выступая с ежегодным посланием к Конгрессу, он заявил о необходимости изменить стратегию в борьбе с «Исламским государством». «Если этот созыв Конгресса серьезно настроен относительно того, чтобы выиграть эту войну, и хочет послать сигнал нашим войскам и всему миру, вы должны наконец санкционировать использование военной силы против ИГ», – сказал он 13 января.
Отметим, что, исходя из закона о военных полномочиях, президент США имеет право использовать войска за рубежом в течение 60 дней без формального объявления войны другому государству. Объявление же войны является прерогативой Конгресса.
На проведении наземной операции в Сирии настаивают представители Конгресса США, самые яркие из которых – сенаторы-республиканцы Джон Маккейн и Линдси Грэм. Стратегия постепенного вмешательства, о которой говорил Барак Обама, постоянно подвергалась критике с их стороны. США должны утроить военный контингент в Ираке и послать такие же силы в Сирию, заявляли они 30 ноября. «Единственный способ уничтожить халифат – это наземная операция, – заявил Грэм, подкрепив свои доводы угрозой террористических атак, ставшей более реальной после терактов в Париже. – Воздушная кампания не оказывает заметного влияния на ход войны».
Грэм предлагал даже конкретный план военной операции. Он предположил, что в Сирию должна вторгнуться 100-тысячная группировка сил Саудовской Аравии, Египта и Турции при поддержке 10 тысяч американских военных советников и инструкторов. Джон Маккейн же и раньше предлагал совместную интервенцию войсками США и арабских стран в Сирии. Известно, что сенатор Маккейн имеет устойчивые связи в высших кругах в Саудовской Аравии.
Последняя победа
Барак Обама скоро покинет свой пост, и он бы хотел завершить свою эпоху громкой победой над «Исламским государством», считает директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. Ситуация для этого создана благоприятная.
«Есть два театра военных действий. На одном из них ключевым объектом является город Мосул, который иракская армия сама не может взять, а пешрмерга могут лишь обеспечивать безопасность на подступах, а шиитскую милицию туда боятся пускать, потому что она может учинить в Мосуле эксцессы. В этих условиях использование американской военно-десантной дивизии может привести к взятию этого города», – считает Багдасаров.
В сирийском театре военных действий ключевым городом, по мнению собеседника, является Ракка. «Его могли бы взять курды, при поддержке американской авиации. Курды сейчас контролируют город менее чем в 50 километрах оттуда. Но и они не пылают желанием штурмовать Ракку, потому что там много арабских бедуинских племен, настроенных против курдов», – поясняет эксперт.
Если американцы возьмут Мосул и Ракку, то это будет существенной военно-политической победой Америки, отмечает Багдасаров. «И все создано для этого», – добавил он.
Что касается необходимости согласовывать военные операции с правительством страны или международными организациями, то Багдасаров подчеркнул, что США не будут беспокоиться об этом. «С кем согласовывать, с Совбезом ООН? Кто его считает за что-то? Давно надо забыть о нем, это больше театральное представление. Если есть силы, все его игнорируют», – констатировал собеседник.
Реальная политика
Решение, озвученное Картером, может отразиться на репутации Демократической партии, считает политолог, американист Борис Межуев. «Но господина Картера это не очень волнует. Он действует таким образом, как будто связывает свою судьбу с противоположной партией», – отметил он в беседе с газетой ВЗГЛЯД. Напомним, что именно в рядах Республиканской партии в основном придерживаются мнения о необходимости сухопутной операции.
Картер смотрит в основном на Конгресс, который легко утвердил его кандидатуру, в отличие от его предшественника, напомнил Межуев. «Не исключаю, что он надеется сохранить свою позицию при новой администрации, если к власти придут республиканцы. Возможно, его заявление даже не было согласовано», – предположил он.
Для Обамы это удар – он обещал другое, отмечает Межуев. «Главная задача – прекратить войну – не решена. Обама оказался совершенно несостоятельным. В ситуации на Ближнем Востоке похвастаться особо нечем», – констатирует эксперт. Во внутренней политике при нем произошли положительные изменения, но во внешней он оставляет все в худшем виде, нежели когда он «принял дела».
Решение о проведении сухопутной операции будет негативно встречено избирателями, считает Межуев. Антивоенные настроения в обществе преобладают, подчеркивает он. В отличие от настроений внутри Конгресса. «Конгрессу приходится считаться с мнением общественности, но те люди, которые платят деньги – спонсоры, как правило, в значительной степени настроены противоположным образом. Большую роль играет израильское и другие ближневосточные лобби и военно-промышленный комплекс». Производство больше настроено на войну, поясняет он, чем и объясняются заявления многих конгрессменов.
Помимо внутренних сложностей, с которыми сталкиваются в администрации президента и Конгрессе, есть и реальная политика, отмечает Межуев. «Невозможно реально бороться с терроризмом только бомбардировками. И если нужно реально доказать свое лидерство, показав, что Америка тут главная, недостаточно смотреть на это только из прорезей бомбардировщика», – поясняет он.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ