Угроза массовой миграции в пределы ЕС подпитывает рост националистических настроений даже в наиболее толерантных странах. В Дании и Финляндии партии с резкой антимигрантской риторикой по результатам последних выборов стали частью правящей коалиции. Согласно сентябрьским соцопросам, националистическая партия «Шведские демократы», которая борется за сокращение числа беженцев как минимум на 90%, тоже начала укреплять свои позиции. Сейчас за нее готовы проголосовать более 20% респондентов, что на 1,5% больше, чем по данным предыдущего исследования.
Этнодинамика, наблюдаемая в Евросоюзе и особенно в Старой Европе, меняется, вызывает перестройку, которую мы наблюдаем
Нынешнее правительство меньшинства, сформированное шведскими социал-демократами и «зелеными», проводит политику открытых дверей: Германия – страна с наибольшим абсолютным числом прошений об убежище, но в пересчете на местное население безоговорочно лидирует Швеция (восемь одобренных прошений на 1000 граждан). Стокгольм рассчитывает, что к концу года приток беженцев составит 74 тысячи, но не исключает пересмотра прогноза в сторону увеличения.
Член «Шведских демократов» Гунилла Шмид через социальные сети призвала расстреливать беженцев из пулемета, который надо установить на Эресуннском мосту (соединяет Швецию с Данией).
В Венгрии, где власти постоянно призывают ЕС остановить иммиграцию в Европу, популярность националистов (в данном случае речь о партии «Йоббик», или движении «За лучшую Венгрию») также растет, тогда как правящая «Фидес» теряет популярность. Видимо, венгры не верят, что правительство Орбана достигнет своих целей. На прошлогодних парламентских выборах «Йоббик» набрала более 20,5% голосов и превратилась в третью по величине политическую силу в государстве. Сейчас их рейтинг вырос почти на 13%.
Как никогда крепки позиции и французской партии «Национальный фронт» во главе с Марин Ле Пен. Она призывает выдворить из Франции всех радикальных исламистов и «восстановить нормальные границы». В конце прошлой недели Ле Пен обвинила Германию в том, что власти страны открывают национальные границы для мигрантов и беженцев, чтобы нанимать на работу «рабов» и снижать общий уровень зарплат. Если бы президентские выборы прошли в ближайшее воскресенье, Марин Ле Пен набрала бы больше всех голосов в первом туре – 26%, на 2% опередив ближайшего конкурента, бывшего президента Николя Саркози. Таковы данные опроса, проведенного институтом IFOP.
Во вторник Агентство Евросоюза по безопасности внешних границ (Frontex) сообщило, что с начала года границу ЕС пересекли более 500 тысяч мигрантов. Это рекордные цифры за все время регистрации беженцев с 2008 года. Согласно плану Еврокомиссии, мигранты должны распределяться по странам ЕС пропорционально населению, экономике и уровню жизни. Если во Франции необходимо будет разместить 14,7% беженцев, то в Германии – 18,42%. Но только одна Германия ожидает до конца года получить более 850 тысяч заявок на предоставление статуса беженца. В то же время в бундестаге предупредили о прибытии в страну до конца года 1 млн беженцев. По словам члена комитета по иностранным делам бундестага ФРГ Гернота Эрлера, в отдельные дни поток беженцев доходит до 40 тысяч человек.
На этом фоне власти Германии и Facebook* объявили о создании рабочей группы по мониторингу антимигрантских публикаций и проявлений ксенофобии в интернете. Группа была создана из-за опасений перед всплеском расистских настроений в связи с массовой миграцией.
Российские эксперты также считают, что рост националистических настроений в ЕС неизбежен, и правые партии начнут все глубже проникать во власть. Так, президент Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев убежден, что «проблемы будут только увеличиваться». В связи с этим неизбежен всплеск на правом фланге.
«Существенную ответственность за кризис с беженцами несут западные страны, и количество мигрантов будет только расти, что, естественно, ведет к увеличению популярности националистических партий, в том числе радикального толка. Прежде всего это связано с тем, что та концепция мультикультурализма, которая была принята в Европе, потерпела абсолютный крах. Несмотря на приверженность этой концепции официальных властей европейских стран, антимигрантские настроения будут существенно увеличиваться. Политическая система будет это учитывать и так или иначе менять свой подход. Но новый подход, который заменил бы концепцию мультикультурализма, Европа пока не в состоянии выработать», – сказал Григорьев газете ВЗГЛЯД.
Завсектором отдела европейских политических исследований региональных проблем и конфликтов ИМЭМО РАН Константин Воронов также говорит о наличии прямой зависимости между наплывом мигрантов в Европу и изменением политических предпочтений европейцев. «Те силы, которые выступают за сохранение европейского лица ЕС, будут укрепляться, усиливаться и увеличивать свое представительство в парламентах и высших органах власти», – заявил он газете ВЗГЛЯД.
По словам Воронова, происходящее отразится на расстановке сил в представительных органах власти, на которые будет оказываться еще большее давление со стороны общества, что неизбежно приведет к изменению политического ландшафта Евросоюза. «Этнодинамика, наблюдаемая в Евросоюзе и особенно в Старой Европе, меняется, вызывает перестройку, которую мы наблюдаем. Вопрос в том, где качественное изменение этой среды, где та черта, после которой Европа может измениться. Это должен быть миллион беженцев, которых ожидают в этом году, или полтора миллиона в следующем?» – задается вопросом эксперт.
В то же время Григорьев уверен, что России будет легко находить общий язык с новыми политическими силами, которым текущий кризис открывает дорогу во власть. По его словам, нынешнее руководство стран ЕС, находясь в сильной зависимости от США, принимает целый ряд решений, не соответствующих национальным интересам. «У нынешней политической элиты пространство для маневра настолько ограничено, что любые другие, как это ни странно звучит, по определению подвержены американскому влиянию в меньшей степени. Поэтому с ними можно вести более продуктивный диалог, чем с нынешним европейским политическим истеблишментом. Многие из них не поддерживают европейские концепции, и то, что связано с Россией, для них может быть более приемлемым», – уверен Григорьев.
По словам Воронова, европейские правые партии, начиная с Дании и заканчивая Южной Европой, союзники и друзья России. «Мы знаем, что именно правонационалистические круги – это силы, выступающие за сохранение национального государства, которое сохраняет свое лицо, является определенным субъектом национальной идентичности. Они считают, что европейская идентичность поглощает национальные государства. Здесь есть разные подходы. Вопрос в том, насколько утвердится национально-государственный подход или межгосударственный – подход общей европейской идентичности. На мой взгляд, в обозримой перспективе борьба двух этих тенденций будет продолжаться», – подытожил Константин Воронов.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ