Массовые беспорядки в американском Балтиморе стали очередной иллюстрацией «глубины и системного характера расовой дискриминации в США». Об этом во вторник заявил уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов.
Когда Обама победил на выборах, многие плакали от счастья. Но ничего по большому счету не изменилось, это и вызывает раздражение
«По данным правозащитников, с мая 2013 года в США зафиксировано 1450 случаев «непреднамеренных» смертей по вине полицейских. Большинство жертв – чернокожие, практически всегда безоружные, – написал дипломат в своем микроблоге в «Твиттере». – До суда над полицейскими доходит очень редко, и приговоры зачастую слишком мягкие».
Долгов посоветовал американским властям «серьезно взяться за устранение первопричин такой нездоровой ситуации».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в крупнейшем городе штата Мэриленд Балтиморе в понедельник протесты против жестокости полиции переросли в массовые беспорядки. По данным местных властей, имели место случаи мародерства, грабежи, насилие в отношении сотрудников правоохранительных органов. В общей сложности пострадали 15 стражей порядка, шестеро из них получили тяжелые ранения.
Как сообщили в мэрии Балтимора, во время беспорядков были арестованы около 200 человек, среди которых много студентов. Губернатор Мэриленда Ларри Хоган организовал в Балтиморе временный офис. В городе действует комендантский час с 10 вечера до 5 утра.
Обстановка резко обострилась после похорон 25-летнего темнокожего американца Фредди Грэя. Он был арестован 12 апреля. Из полицейского участка его отправили на карете скорой помощи в больницу. Там он, не приходя в сознание, пробыл неделю, а 19 апреля скончался. По данным американской прессы, несколько полицейских при задержании фактически сломали молодому человеку шею. В связи с этим ранее уже было начато разбирательство полицией Балтимора. Министерство юстиции США подтвердило, что оно также ведет собственное расследование обстоятельств случившегося.
Подобная ситуация возникла на не пустом месте. По мнению экспертов, этому предшествовали действия не только нынешней, но и нескольких прежних администраций.
«Все благодаря тому, что рядом находился человек с «Айфоном»
Доцент кафедры прикладной политологии Финансового университета при правительстве РФ, американист Сергей Костяев полагает, что едва ли не основная причина подобных беспорядков – значительный рост количества пользователей интернета и взрывной рост пользователей различных мобильных и прочих устройств. Между тем, по его словам, взрывного роста жестокости полиции не происходит.
«Как все эти скандалы выходили наружу? Все благодаря тому, что рядом находился человек с «Айфоном», который снимал это на камеру и выкладывал ролик в YouTube. Это основной спусковой крючок всех этих конфликтов. Если раньше, пардон, убили какого-то негра, об этом мало кто знал. Сейчас житель того же района проходит мимо, видит происходящее, снимает телефоном ролик и выкладывает все в интернет. Сейчас все эти вещи выплывают наружу в тот же день», – сказал Костяев газете ВЗГЛЯД.
При этом он отмечает, что администрация Барака Обамы старается активно продвигать интересы цветного населения. Сейчас около 30 полицейских департаментов находятся под расследованием минюста США по поводу нарушений в отношении цветного населения. «Буш-младший не расследовал так активно деятельность полицейских департаментов по всей стране с целью решать эту проблему», – напомнил эксперт.
Богатство и бедность как расовый вопрос
Что касается нынешнего состояния межнациональных отношений в американском обществе, то Костяев подчеркивает, что оно прежде всего усугубляется имущественным расслоением. За последние сорок лет разрыв между богатыми и бедными значительно увеличился, более того, именно в США он носит более расовый характер.
«Поэтому имущественное расслоение выливается в расовые беспорядки. Основа в этом. Причина тому – длительная политика глобализации и налоговых реформ, – отметил Костяев. – Еще в 80-е годы президент Рейган принял налоговую реформу, которая ввела множество послаблений для высшего класса. В то время как доходы низших и средних слоев последние несколько десятилетий не увеличиваются. Также значительную роль в этом играет внешняя экономическая политика, а именно развитие глобализации и различных соглашений о свободной торговле. Сейчас обсуждается договор о транстихоокеанском торговом сотрудничестве, вследствие которого крупные корпорации будут получать существенные прибыли, тогда как значительная часть рабочих мест в США, прежде всего в сфере промышленности, будет выводиться в страны с более дешевой рабочей силой, такие как Малайзия, Индонезия и другие».
Костяев прогнозирует, что в будущем возможно повторение событий, которые сейчас происходят в Балтиморе. «Несмотря на усилия президентской администрации, такие вещи будут продолжаться, и потребуются долгие годы, прежде чем ситуация с полицейской жестокостью коренным образом будет изменена. Если к власти придет республиканская администрация, то можно ожидать, что расследование минюста не будет таким приоритетным», – полагает эксперт.
#{interviewpolit}Обманутые ожидания
«Хотя нынешняя администрация Белого дома и пытается уделять внимание социальным вопросам, но это не очень-то получается – многие программы торпедируются, не выполняются. Но, на мой взгляд, главный всплеск недовольства и протеста, связанного с выступлениями чернокожих американцев, является результатом неудовлетворенности деятельностью президента Обамы», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев.
Эксперт отмечает – когда Обама впервые победил на выборах, это рассматривалось как победа всего чернокожего сообщества США, как начало некой новой эры, сулящей реальные улучшения в жизни афроамериканцев. «Многие тогда плакали от счастья. Но ничего по большому счету не изменилось, это и вызывает раздражение и неудовлетворенность», – констатирует Рогулев.
Рогулев напоминает о том, что законопроект, реформирующий систему медицинского обслуживания, был воспринят в штыки Конгрессом, «а республиканцы холят и лелеют надежду на его отмену». «Сама по себе реформа очень сложная, она рассчитана на много лет, на поэтапное распространение – о результатах говорить пока рано. К тому же и деньги на эту реформу сейчас найти очень трудно», – отмечает Рогулев.
Кроме того, добавляет собеседник, не следует забывать о том, что положение афроамериканцев по большому счету не изменилось с 1960-х годов – ни уровень образования, ни уровень доходов не претерпел серьезных изменений. Это же касается и уровня безработицы, которая для чернокожей части населения традиционно выше, чем для белых. «С официальной точки зрения нет сегрегации, нет освященного законом расизма, но фактического равенства тоже нет», – подчеркивает Рогулев.
Как в 60-е
Безусловно, отмечает эксперт, события, подобные бунтам в Фергюсоне и Балтиморе, сложно было бы представить при предыдущем президенте – хотя политика Джорджа Буша-младшего и окружавших его республиканцев-неоконсерваторов не предполагала особой заботы о социально незащищенных или о меньшинствах.
Риторика Буша-младшего строилась на идее сплочения перед лицом террористической угрозы, что стало актуальным после нападения на Всемирный торговый центр, напоминает Рогулев. «В такой обстановке довольно сложно подбивать кого-то на стычки с полицией. Было принято законодательство о национальной безопасности, создана разведывательная «суперструктура», принимались серьезные меры по контролю за перепиской, в том числе за электронной почтой и т. д., – отмечает Рогулев. – В предыдущие периоды и экономическая ситуация была иной: например, при Билле Клинтоне создавались рабочие места, наблюдался бум, люди ожидали повышения своего уровня жизни. Но, к примеру, в 1960-е годы все это было: уличные выступления, поджоги, погромы, баррикады, стычки с полицией. Были настоящие боевые действия – например, в Лос-Анджелесе число убитых и арестованных исчислялось тысячами».
Впрочем, отмечает Рогулев, хотя обострение расово-этнического конфликта и напоминает ситуацию конца 1950-х – начала 1960-х годов, «но тогда у протестующих была другая цель». «Тогда боролись за гражданские права, сейчас же закон гарантирует права, но в повседневной жизни многое остается по-прежнему», – резюмирует Рогулев.