Главная тема – Дебальцево
Жизнь этих солдат на совести киевских руководителей, и это понятно всем, в том числе немцам и французам
Контактная группа по вопросу урегулирования конфликта на Юго-Востоке Украины должна обсудить во вторник, 17 февраля, ряд важных вопросов. Главный из них – это отвод тяжелого вооружения и вывод военных из Дебальцево. Видеоконференция, в которой участвуют стороны конфликта при посредничестве России и ОБСЕ, была запланирована на 8.30 утра, однако позже была перенесена.
«Планируется обсудить все, что происходит: сколько было за сутки (обстрелов), за ночь нарушений режима прекращения огня, возможно, какие-то гуманитарные вопросы, – заявил перед началом конференции спикер парламента ДНР Андрей Пургин. – Украина заблокировала ввоз и вывоз грузов, в том числе продуктов, передвижение населения. То есть мы находимся в полной блокаде. Возможно, этот вопрос будет обсуждаться. Видимо, будет обсуждаться, как идет процесс прекращения огня, сможем мы или не сможем отводить тяжелые вооружения», – добавил он, сообщает РИА «Новости».
Тем временем вице-спикер ДНР Денис Пушилин заявил Reuters, что ополченцы не могут прекратить борьбу за Дебальцево и должны отвечать на обстрелы украинских силовиков. «Мы не имеем права (прекратить бои за Дебальцево – прим. ВЗГЛЯД), даже морального. Это внутренняя территория», – подчеркнул Пушилин. При этом он добавил, что ополчение готово в любое время начать отвод тяжелых вооружений, но только одновременно с украинскими силовиками. «Мы не будем ничего делать в одностороннем порядке – это превратило бы в мишени наших солдат», – отметил вице-спикер ДНР.
Разговоры накануне
Незадолго до конференции контактной группы лидеры стран нормандской четверки Владимир Путин, Ангела Меркель, Франсуа Олланд и Петр Порошенко обсудили комплекс мер по мирному урегулированию на Юго-Востоке Украины. «Затрагивались, в частности, вопросы, касающиеся режима прекращения огня, отвода конфликтующими сторонами тяжелых вооружений, а также ситуация в районе города Дебальцево», – сообщила пресс-служба Кремля. Кроме того, согласованы «конкретные шаги» по проведению ОБСЕ мониторинга ситуации в Дебальцево, сообщил ТАСС со ссылкой на официального представителя германского правительства Штеффена Зайберта.
«Отвод вооружений должен начаться во вторник, как было обговорено в Минске», – добавил Зайберт. Кроме того, германская сторона в очередной раз по заданной традиции призвала Россию «оказать влияние на» ополченцев с целью укрепления режима прекращения огня.
Накануне Госдеп США снова призвал прекратить огонь в Донбассе, причем обратился ко всем, кроме Киева. «Агрессивные действия и заявления поддерживаемых Россией сепаратистов угрожают недавнему перемирию и подвергают риску запланированный вывод тяжелых вооружений, – отметила пресс-служба ведомства. – Мы призываем Россию и сепаратистов, которых она поддерживает, немедленно прекратить все нападения, вести переговоры с ОБСЕ для облегчения режима прекращения огня и, как призывает пакет мер от 12 февраля, полностью реализовать минские обязательства от 5 и 19 сентября». Никаких обращений и призывов в адрес украинских властей в документе не содержится.
Представитель пресс-центра спецоперации силовиков Анатолий Стельмах также заявил, что украинская сторона готова к отводу тяжелой артиллерии, но только после прекращения огня ополченцами, сообщило РИА «Новости». «Как только боевики прекратят огонь, украинская сторона начнет отвод тяжелой артиллерии от линии боевого соприкосновения», – подчеркнул он.
Военные не сдают позиции
«В Дебальцево продолжаются артобстрелы», – рассказал газете ВЗГЛЯД представитель минобороны Донецкой народной республики Владислав Бриг. При этом обстрелов Донецка сегодня действительно не было. «Последние были вчера днем в районе аэропорта. И был обстрел Горловки вчера вечером. А так пока тихо», – сообщил представитель ДНР.
Отвод вооружений, который был обещан по итогам встречи контактной группы в Минске, до сих пор не начат, рассказал Бриг. «Никакого отвода вооружений нет, – утверждает он. – Украинской стороне предоставили возможность выйти без оружия, но они отказались и продолжают сопротивление. Не дают вытеснить их за пределы нашей зоны фронта».
Обстрелы и другие военные действия со стороны киевских военных Бриг считает провокацией. «Конечно, это провокация. Вчера какой-то батальон там заявил, что он с боями пробился к границам России», – добавил он. При этом Бриг полагает, что бойцы, совершающие эти действия, не следуют указке официального Киева. «Эти частные батальоны не подчиняются Порошенко, и они говорят то, что им передают их собственные командиры», – сообщил представитель ДНР.
Жизнь в котле
Тем временем американские журналисты портала Vice News пообщались с первыми 15 украинскими силовиками, чудом сумевшими в воскресенье вырваться из котла в Дебальцево. Представители СМИ еще раз убедились, что сообщения ополченцев об окружении города далеки от вымысла, на котором так старательно настаивает Киев.
Командир украинского взвода по прозвищу Джексон рассказал, что у них закончились не только боеприпасы, но и продовольствие, и оставалось только прорываться. В итоге из семи грузовиков с солдатами доехали только пять. «Если бы мы остались, то остались бы там навечно», – отметил он.
В январе ополченцы окружили город Дебальцево с трех сторон, а с февраля существенно усилили свои позиции, напомнило издание. Дебальцево – стратегически важный узел, он «остается главной причиной, почему боевые действия до сих пор продолжаются на Восточной Украине, несмотря на вступивший в силу режим прекращения огня», уверены авторы статьи.
В телевизионном обращении, объявляя перемирие, президент Петр Порошенко снова заявил, что дорога к Дебальцево открыта и войска снабжаются боеприпасами. «Но история побега конвоя показывает, что оба эти утверждения по сути неверны», – констатирует издание. При этом «повстанцы» хорошо вооружены, уверяет Джексон. «Мы находились там до самого конца, но без оружия это бессмысленно», – продолжил он. «В ловушке в Дебальцево остаются еще тысячи украинских военных», – напомнило издание. Джексон рассказал, как солдаты получают массовые SMS-рассылки, призывающие украинские силы сдаться: «Параша (Порошенко – прим. ВЗГЛЯД) предал вас, он нагло лжет, что никакого окружения нет», – констатируется в сообщении. Собеседник призвал не верить в позерство украинской стороны, заявляющей, что мы не отдадим Дебальцево. У многих только одно желание: «Мы все пытаемся выбраться. Иначе – смерть», – рассказал Джексон.
«Киев не может спасти тысячи солдат, сидящих в траншеях и блиндажах, разбросанных по всему городу, не говоря уже о тысяче гражданских лиц, которые по-прежнему там остаются», – подчеркнули авторы издания. И в подтверждение привели слова водителя скорой помощи из Артемовска по прозвищу Капеллан: «Шоссе и поля к северу от Дебальцево – под шквальным огнем сепаратистов», – сказал он.
Ничто не поможет обороне, ведь никто не восполнит живую силу, сказала медик из скорой помощи Алла Нещадим, сын которой воюет в городе. Она обвинила Киев в неспособности сделать хоть что-то для укрепления сил или проведения переговоров о капитуляции, обеспечения коридоров для выхода. «Вы должны либо драться, либо выводить их оттуда, но бросать их там как пушечное мясо неправильно», – восклицает Нещадим.
Она призвала ОБСЕ и Красный Крест помочь организовать гуманитарные конвои для эвакуации солдат. «Хотя ни одна из этих групп, скорее всего, не возьмет на себя ответственность из-за физической опасности или политических последствий такой операции», – констатируют авторы. Но что-то должно быть сделано, подчеркивает медик, и по-прежнему настаивает на поиске «неординарного решения, ведь там в ловушке множество людей».
Оружейный вопрос
«Варианта, который устроил бы обе стороны, сейчас нет, – констатирует в беседе с газетой ВЗГЛЯД директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. – Все равно одна из сторон получит преимущество в решении этого кризиса».
Ситуация в Дебальцево, на его взгляд, сейчас тупиковая. Киев не хочет выпускать своих военнослужащих оттуда без оружия, а ополчение пока не предлагает иных вариантов. «Они считают, и основания для этого есть, что не должны выводить оттуда военнослужащих – они должны только вывести оттуда тяжелую технику, – поясняет Погребинский позицию Киева. – А военнослужащие могут остаться. Но ведь выжить-то они там не смогут. Донецкая сторона, понимая это, говорит – мы дадим им выйти, но только без оружия. А такой вариант Киев не устраивает, – поясняет собеседник. – Некоторые в Киеве говорят – хорошо, мы выйдем оттуда, но только со всей техникой. А против этого, естественно, выступают в Донецке. Все это выглядит как тупиковая ситуация», – отмечает Погребинский.
В данном случае сторонам необходимо идти на компромисс. Михаил Погребинский видит несколько вариантов решения ситуации. «Например, они (киевские военные – прим. ВЗГЛЯД) выходят только со стрелковым оружием. Следующий уровень компромисса – они уходят с какими-то видами тяжелого вооружения, а остальное оставляют».
Но даже если решение будет найдено и военные покинут территорию Дебальцево, на этом вопросы не заканчиваются, напоминает эксперт. «Остается еще одна тема – под чьим контролем будет эта территория? – задается вопросом Погребинский. – Можно рассмотреть вариант полной демилитаризации этой зоны. Но и тогда надо понять, кто остается командовать в городе. Это пока неясно», – отмечает он.
При этом длительного тупика не будет, уверен он, так как на кону сейчас стоят жизни людей. «У них (киевских военных – прим. ВЗГЛЯД) уже кончились снаряды. То есть каждый следующий день важен, и это понятно всем, в том числе немцам и французам. Жизнь этих солдат на совести киевских руководителей», – констатирует эксперт.
Приоритетом в данной ситуации должны быть жизни солдат, считает он, ведь вопрос принадлежности территорий отошел на второй план. «Она же остается территорией Украины. Пусть самоуправляющейся, но это не тот случай, когда у вас забирают территории и присоединяют к другой стране, – напоминает эксперт. – Есть движение по сохранению этой части в составе Украины. И есть надежда, что Франция и Германия уговорят Киев пойти на компромисс».