В Армении в воскресенье состоялся референдум по изменению президентской формы правления на парламентскую. Абсолютное большинство граждан – 63,35%, или 825 тыс. 622 человека – проголосовали за принятие конституционных реформ, сообщили в понедельник в Центральной избирательной комиссии по итогам подсчета голосов со всех 1997 участков. Против высказались 32,35% участников голосования, или 421 тыс. 593 человека.
Критики реформ отмечали хотя и неявную, но поддержку со стороны ряда внешних сил, прежде всего ЕС и США
Документ можно считать принятым, так как за него высказались более 50% проголосовавших граждан, и не менее чем одна четверть от общего числа избирателей страны в 2,550 млн человек. Для принятия конституционных поправок за них должны были проголосовать как минимум 640 тысяч человек.
Представители оппозиции выступают категорически против изменения конституции. Они утверждают, что правящая Республиканская партия Армении, которую возглавляет президент Серж Саргсян, тем самым стремится на долгие годы оставаться у руля страны.
Референдум состоялся
В день проведения референдума в полиции Армении действовала многоканальная телефонная горячая линия для быстрого реагирования. Отдельные линии действовали для международных наблюдательских миссий – на русском, английском и французском языках.
Миссия наблюдателей от СНГ назвала конституционный референдум в Армении свободным и открытым. В частности, глава миссии Евгений Слобода подчеркнул, что «прошедший в воскресенье референдум прошел в полном соответствии с избирательным кодексом республики, был в спокойной и свободной атмосфере. Органы государственной власти и местного самоуправления провели его очень качественно и на высоком профессиональном уровне». – отметил Слобода.
По его словам, миссия наблюдателей от СНГ, которая состоит из 78 человек, представляющих восемь государств Содружества, а также Межпарламентскую ассамблею СНГ, Парламентский комитет Союза Белоруссии и России, в ходе дня голосования посетила 508 избирательных участков практически по всей республике. «В ходе посещения избирательных участков нарушений, способных повлиять на результаты выборов, нами не зафиксировано», – сказал Слобода.
Глава Центризбиркома России Владимир Чуров, наблюдавший за ходом референдума, также сообщил, что он «может быть признан состоявшимся, и вопрос принят, потому что нужно было получить не менее 25%». Также он отметил, что итоговая явка оказалась чуть больше запланированной. «Ожидалось даже несколько меньше, ожидалось порядка 40–45%», – отметил он.
Чуров добавил, что в двух из трех областей, в которых представители российского ЦИК вчера вели наблюдение за ходом референдума, активность избирателей была ниже явки в целом по стране. В частности, в Лорийской области 46% избирателей приняли участие в голосовании, в Тавушской – 48%. А вот в Котайкской области, где также побывал председатель ЦИК России, явка составила почти 53%. По словам Чурова, «обстановка в Ереване спокойная, никаких протестных акций, по крайней мере сейчас, в районе Центральной избирательной комиссии Армении не наблюдается», – сказал он.
Полномочия президента будут существенно урезаны
Ранее 5 октября Национальное собрание (парламент) Армении большинством голосов одобрило подготовленный профессиональной комиссией проект конституционных реформ, предусматривающий фактический переход к парламентской системе правления. Согласно проекту, президент Армении, полномочия которого будут существенно урезаны, будет избираться не на пять лет, как в настоящее время, а на семь, и не в ходе прямых выборов, а депутатами и избранными представителями органов местного самоуправления. Президент Армении не сможет быть членом какой-либо партии и не сможет избираться более одного раза.
Высшим органом исполнительной власти будет правительство, которое разрабатывает и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. На него также будет возложено общее руководство системой госуправления. Президент будет назначать премьер-министром кандидата от партии или партийного блока, победившего на парламентских выборах. Если в парламенте не получится договориться по кандидатуре главы правительства, то Национальное собрание будет распущено. Вооруженные силы также будут подчиняться правительству, а верховным главнокомандующим во время войны будет премьер-министр.
Избираемый на пять лет однопалатный парламент будет состоять минимум из 101 депутата (сейчас 131), среди которых будут представители нацменьшинств. Если по итогам выборов в парламенте не будет стабильного большинства, предполагается проводить второй тур выборов, в котором будут участвовать две партии, получившие максимальное число голосов.
«Армению ждет сложный период»
Проведение референдума в стране вызвало полярные оценки: противники обвиняли руководство страны в стремлении к воспроизводству собственной власти, а сторонники указывали на более демократический характер новой конституции, усиление роли политических партий, отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Андрей Арешев.
Эксперт пояснил: так как с переходом на парламентскую систему вырастет и роль доминирующей Республиканской партии, оппоненты опасаются, что нынешний президент, который не может баллотироваться на третий срок и публично отрицал свое желание занять важные в соответствии с новой системой посты премьер-министра или спикера парламента, может остаться генеральным секретарем правящей партии и в этой должности влиять на решения, принимаемые парламентским большинством.
«Я думаю, что все предположения могут приниматься и учитываться. Будущее покажет», – отметил политолог. Он не исключил дальнейших «неожиданных поворотов», поскольку, когда Серж Саргсян в 2013 году баллотировался на пост президента, никаких конституционных реформ в его предвыборной повестке еще не было, напомнил Арешев.
«В случае окончательного утверждения положительных итогов референдума Республику Армения ждет сложный период», – уверен собеседник. В подтверждение эксперт привел пример Грузии, где при Михаиле Саакашвили были внедрены аналогичные изменения в конституцию. «Мы видим, что к моментальному решению социально-экономических и иных проблем они, безусловно, не приведут. Для Республики Армения, вовлеченной в неурегулированный этнополитический конфликт и находящейся в сложном регионе, это тем более очевидно», – добавил эксперт.
По его мнению, «речь идет не только о возможных внутриполитических конфликтах, но и о механизмах принятия важных экономических и политических решений, которые, очевидно, тоже будут меняться. «Их нужно будет настраивать как-то по-новому, а социально-экономическая ситуация в Армении, мягко говоря, далека от идеала», – констатировал собеседник.
Он напомнил, что парламентские выборы 2017 года будут проходить уже по новой конституции. Нужно будет, чтобы функционировала система государственного управления, принимать новые рамочные законы, на необходимость которых указывали представители всех политических сил, которые со скепсисом относились к затеваемой реформе, отметил эксперт.
ЕС и США ожидают ухудшения отношений с Россией
Происходящее – внутреннее дело Армении, «но в России будут внимательно следить за политическими трансформациями в стране, являющейся членом ЕАЭС, а также ключевым союзником и партнером России на Южном Кавказе», указал Арешев. Он напомнил, что критики реформ отмечали хотя и неявную, но поддержку со стороны ряда внешних сил. «Прежде всего – различных европейских структур и США. Указывалось, что подобные изменения могут негативно отразиться в будущем на форматах как двустороннего российско-армянского военно-политического сотрудничества, так и на механизме принятия решений в рамках ЕАЭС», – отметил эксперт. При этом он выразил надежду, что сторонам все-таки будет достаточно ресурсов российско-армянского взаимодействия и того доверия, которое есть на разных уровнях, чтобы решать возможные проблемы.
Не исключено, что осложнится и взаимодействие Армении с Нагорным Карабахом, где остается прежняя система правления – президентская, добавил Арешев. «В Армении она сейчас меняется на парламентскую, что предполагает необходимость формирования новых механизмов, стыковочных узлов в согласовании действий двух республик, которые находятся по крайней мере в едином экономическом и оборонном пространстве безопасности», – сказал политолог.
При этом он категорически не согласен с заявлениями, что у власти в Армении большинство занимают карабахские представители, против чего выступают жители так называемой основной Армении. «Я бы не преувеличивал этот фактор», – сказал Арешев, напомнив, что пребывание у власти представителей Нагорного Карабаха «вполне естественно, потому что карабахский конфликт был стержнем, вокруг которого развивались очень многие, если не все политические процессы в постсоветской Армении».
В то же время среди представителей властных структур и политических партий достаточно много выходцев из других географических регионов республики, поясняет Арешев. «Более того, второй президент Армении Роберт Кочарян, которого часто ассоциируют с так называемым карабахским кланом, неоднократно публично высказывал, мягко говоря, крайне скептическое отношение к проведению конституционных реформ», – добавил собеседник.
Напомним, населенная преимущественно армянами (80%) Нагорно-Карабахская автономная область в 1988 году заявила о выходе из Азербайджанской ССР. После военных действий 1992–1994 годов Азербайджан окончательно потерял контроль над Карабахом и семью прилегающими районами. Нагорный Карабах провозгласил независимость. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как Нагорный Карабах не является стороной переговоров.