Совет Евросоюза решил приостановить на четыре месяца действие санкций в отношении Белоруссии. Об этом в понедельник сообщил госсекретарь по европейским делам при МИД Франции Арлем Дезир по итогам встречи министров иностранных дел 28 стран ЕС. «Санкции могут быть вновь введены в действие в любой момент, если это будет оправданно, – сказал Дезир. – Принятое решение позволяет одновременно сохранить режим санкций против Белоруссии, но приостановить их действие с целью содействия соблюдению демократии и прав человека».
Санкции могут быть вновь введены в действие в любой момент, если это будет оправданно
Санкции включают черный список из порядка 150 фигурантов, в том числе президента Белоруссии Александра Лукашенко. Помимо запрета на въезд в ЕС, заморожены их финансовые активы в европейских банках. В санкции входят оружейное эмбарго и запрет на поставки полицейского оборудования и техники двойного назначения, которая может быть использована для «внутренних репрессий».
Впервые Белоруссия оказалась под европейскими санкциями в 1997 году в связи с «нарушениями прав человека и нарушениями на выборах». Впоследствии различные санкционные меры вводились и упразднялись, пока в 2004 году не был утвержден полноценный черный список белорусских чиновников. В сентябре 2008 года санкции были отменены в связи со «значительным улучшением ситуации в области прав человека».
После президентских выборов 2010 года, которые завершились разгоном протестных акций и арестом политических соперников Лукашенко, санкции были не только введены вновь, но и усилены. Раз в полгода ЕС продлевал санкционный режим, регулярно исключая из списков по 15–20 человек, которые оставляли госслужбу.
О том, что главы МИД европейских стран могут приостановить на четыре месяца действие санкций в отношении Белоруссии, источники в Брюсселе сообщали еще в прошлую пятницу. Часть стран выступала за приостановку санкций, часть – против. Основное внимание было приковано к президентским выборам, которые состоялись накануне.
Приостановкой санкций, как отметила в понедельник глава МИД Хорватии Весна Пусич, «ЕС стремится приблизить к себе Белоруссию – не для приема в ЕС, но как партнера для стабилизации региона». «Для этого санкции – по меньшей мере временно – будут приостановлены», – заявила Пусич.
Как уточняет РИА «Новости», приостановка запретительных мер относится лишь к черному списку юридических и физических лиц, тогда как оружейное эмбарго останется в силе.#{ussr}
Впрочем, единства в ЕС по поводу отмены санкций до сих пор нет. Например, глава МИД председательствующего в ЕС Люксембурга Жан Ассельборн в понедельник днем заявлял, что Евросоюз пока не готов смягчать санкции и нужно сначала оценить прошедшие президентские выборы. Отвечая на вопрос, будет ли сегодня принято решение о послаблении санкций, министр ответил: «Пока нет».
Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер также не спешил радовать Минск, подчеркивая, что вопрос ослабления санкций может быть решен в начале 2016 года. «В конце концов, при сохранении нынешнего уровня (в политической плоскости), который существует со стороны европейских государств – участников ЕС, царит единство изменить отношения с Белоруссией, и эти изменения, которые могут произойти, затронут также область существующих санкций. Это не будет распространено на все существующие санкции, особенно на те, которые наложены на конкретных лиц, обвиняемых в участии в насильственных действиях в прошлом, но в остальном изменения можно себе представить», – сказал Штайнмайер.
В понедельник международные наблюдатели дали разные оценки прошедшим накануне президентским выборам. Представители СНГ и ШОС утверждают, что избирательный процесс был организован на высоком уровне и полностью соответствовал международным стандартам. Глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий, руководивший делегацией наблюдателей от нижней палаты российского парламента, выразил уверенность, что 11 октября «станет поворотной датой в отношении Белоруссии на Западе». Но наблюдатели от ОБСЕ и ПАСЕ указали на ряд серьезных недочетов. «Белоруссии еще предстоит пройти долгий путь, чтобы выполнить демократические обязательства», – сказал глава краткосрочной миссии наблюдателей ОБСЕ Кент Харстедт, назвав недавнее освобождение из заключения ряда оппозиционеров и «гостеприимство» по отношению к наблюдателям «позитивным развитием».
Руководитель белорусского Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук убежден, что главный политический вопрос – есть ли доверие к Минску со стороны ЕС и является ли прошедшая избирательная кампания фактором его укрепления. «Судя по оценкам международных наблюдателей, сама избирательная кампания проходила более или менее еще приемлемо, но подсчет голосов был традиционным для Белоруссии. Поэтому европейское сообщество взяло паузу. В отношении отдельных лиц визовые ограничения будут сняты, но на самом деле это сложно назвать санкциями по сравнению с теми, что действуют против российских компаний и руководителей», – сказал Романчук газете ВЗГЛЯД.
Он убежден, что в ходе дальнейших переговоров возможны определенные компромиссы. «Если Лукашенко проведет на лучшем уровне парламентскую кампанию с допуском оппозиции, то вопрос будет решен окончательно», – прогнозирует эксперт.
Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин уверен, что все разговоры о полной отмене санкций были «заманухой», «чтобы побольше проголосовало за оппозиционеров». «Был намек, что если у Александра Григорьевича будет поменьше голосов, чем в прошлый раз, то мы отменим санкции, признаем выборы более или менее демократичными. Но этого не получилось», – сказал Жарихин газете ВЗГЛЯД.
Эксперт уверен в наличии у ЕС понимания того, что у России и Белоруссии достаточно интегрированное экономическое пространство, и если они окончательно отменят санкции, «то, по сути, они отменят санкции и для России». «Наши экономики – сообщающиеся сосуды. Многие вещи, которые сейчас России из-за санкций не дают, делались бы через Белоруссию», – полагает он.
Жарихин считает, что Брюссель хочет от Лукашенко «отнюдь не демократии, а подчинения». «Когда подчиняются, действуют в унисон, сгодится даже Саудовская Аравия... Поэтому желание у них только такое. Как только Лукашенко стал бы выполнять их распоряжения, то тут же забыли, сколько раз его избирали», – полагает Жарихин.
Что касается вопроса размещения российской авиабазы в Белоруссии, то политолог считает это «скорее игрой вояк, чем реальностью». «Мне не очень понятно, почему российским самолетам лучше взлетать из Барановичей, чем из Калининграда? Тем более учитывая те возможности, которыми располагают в том числе самолеты в связи с крылатыми ракетами. Некоторые наши действия носят ответный демонстративный характер», – считает Владимир Жарихин.
По словам Романчука, все разговоры о возможном появлении российской авиабазы «имеют своей задачей подвинуть Россию к тому, чтобы кредитовала Белоруссию». «Это асимметричная форма просьбы на втягивание России в переговоры по условиям размещения авиабазы», – полагает Романчук, добавляя, что вопрос отмены ЕС санкций в отношении Белоруссии никак не повлияет на развитие отношений между Минском и Москвой, которые и без того тесно взаимосвязаны. «Эти отношения имеют свою логику развития, и решения ЕС никакого влияния не окажут на них», – уверен он.
Накануне, когда стало ясно, что Лукашенко вновь победит с подавляющим преимуществом, он заявил о намерении обсудить с президентом России Владимиром Путиным вопрос о возможной российской авиабазе в Белоруссии. В начале прошлой недели Лукашенко подчеркивал, что речи о создании российской военной авиабазы на территории республики никогда не велось.
В середине сентября Путин поручил российским Минобороны и МИДу провести с Минском переговоры и по их итогам подписать соглашение о создании российской авиабазы. Напомним, 3 сентября проект постановления о размещении на территории Белоруссии российской авиационной базы был принят правительством России.
В октябре 2014 года сообщалось, что авиабаза с истребителями Су-27 будет создана в Белоруссии в 2016 году. Ее планируется разместить в Барановичах.