Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевВ Европе придумали «поводок» для Александра Лукашенко
В Европе придумали "поводок" для Александра Лукашенко
В понедельник, когда в Белоруссии станут известны результаты выборов, Совет Евросоюза рассмотрит временную приостановку санкций в отношении Минска. Эксперты уверены, что решение будет в пользу белорусских властей, так как в последнее время Александр Лукашенко предпринял для этого ряд мер. Чего ожидает ЕС от того, кого уже перестали называть «последним диктатором Европы»?
В понедельник главы МИД 28 стран Евросоюза на заседании Совета ЕС рассмотрят приостановку действия санкций против Белоруссии. Как пояснил ТАСС источник в Брюсселе, этот вопрос включен в неофициальную повестку встречи, а окончательное решение предполагается вынести до 31 октября, «когда истекает очередной годовой срок действия санкционного пакета».
Лукашенко особо не перевоспитаешь. И сегодня прошла эпоха увлечения цветными революциями
По информации агентства Reuters, ЕС может приостановить действие антибелорусских санкций на четыре месяца. Приостановка может быть «частичной». Это коснется президента страны Александра Лукашенко, но не «четырех сотрудников службы безопасности, причастных к исчезновению политических оппонентов». Также не будет приостановлено действие оружейного эмбарго.
Отмену санкций в пятницу поддержал министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс. Он считает, что Брюссель должен адекватно оценить освобождение из-под стражи минских оппозиционеров и неприсоединение Минска к экономическим санкциям России в отношении ЕС.
Планы освободить Минск от санкций появились у ЕС еще в августе, после освобождения из заключения шести деятелей местной оппозиции (Николая Статкевича, Игоря Олиневича, Николая Дзядка, Евгения Васьковича, Артема Прокопенко и Юрия Рубцова), которых Евросоюз считал политическими заключенными. Этот вопрос поднимался 4–5 сентября на неформальной встрече глав МИД ЕС в Люксембурге, однако тогда было решено дождаться проведения президентских выборов в Белоруссии 11 октября.
Полторы сотни невъездных
Санкции ЕС против Белоруссии включают черный список из порядка 150 фигурантов (в том числе самого Лукашенко), которым запрещен въезд в ЕС. Их финансовые активы в европейских банках заморожены. В санкции также входят оружейное эмбарго и запрет на поставки полицейского оборудования и техники двойного назначения, которая может быть использована для «внутренних репрессий».
- Названы проблемные зоны в отношениях России и Белоруссии
- Заигрывания с ЕС могут плохо кончиться для Лукашенко
- Лукашенко помиловал оппозиционеров ради примирения с Западом
- ЕС готовится отменить санкции против Белоруссии
- Лукашенко снова заигрывает с Западом
Впервые Белоруссия оказалась под европейскими санкциями в 1997 году в связи с «нарушениями прав человека и нарушениями на выборах». Впоследствии различные санкционные меры вводились и упразднялись, пока в 2004 году не был утвержден полноценный черный список белорусских чиновников.
В сентябре 2008 года санкции были отменены в связи со «значительным улучшением ситуации в области прав человека». Впрочем, по оценкам экспертов, истинной причиной этого было оказание давления на Минск с целью не допустить признания Белоруссией независимости Абхазии и Южной Осетии.
После президентских выборов 2010 года санкции были не только введены вновь, но и усилены. На этом сказались разгон протестных акций и тюремные сроки для политических оппонентов Лукашенко. Раз в полгода ЕС продлевает санкционный режим, регулярно исключая из списков по 15–20 человек, зачастую по причине того, что они оставляют госслужбу или уходят из жизни.
Цветы для канцлера
Белорусский политический обозреватель Александр Класковский считает, что возможное послабление санкций укладывается в логику тренда нормализации отношений между Минском и ЕС. «Этот процесс начался полтора года назад. Он в самом деле связан с гибкостью белорусской дипломатии в украинском вопросе. Когда Лукашенко в Минске вручил канцлеру ФРГ Ангеле Меркель белый букет, то у европейских политиков не стало повода называть его последним диктатором Европы, изгоем», – заметил Класковский в комментарии газете ВЗГЛЯД.
#{ussr}По его словам, де-факто Минск уже начал выходить из изоляции, и нужда со стороны Белоруссии в нормализации отношений диктуется потребностью в ресурсах, деньгах, кредитах МВФ. «С МВФ ведутся переговоры. Формально фонд – финансовая организация, но политический контекст тоже учитывается.
Консолидированное мнение Европы и добрая воля США имеют решающее значение в вопросе о кредите о МВФ. Комплекс факторов подталкивает белорусское руководство к этой нормализации. И одним из шагов навстречу Европе стало освобождение политзаключенных. Снятие санкций – это ответный жест ЕС», – считает политолог, добавляя, что белорусские власти при этом обязаны «более-менее пристойно» провести в ближайшее воскресенье президентские выборы – без разгонов людей на площадях и арестов.
«Работает геополитический фактор»
Класковский добавляет, что по ряду обстоятельств белорусское руководство и Европа «хотят перевернуть страницу в отношениях». «Со стороны Запада в значительной степени работает фактор геополитических соображений. Украина стала головной болью, и в этом контексте миротворческая роль Минска и в принципе стабильность в Белоруссии, пусть и авторитарная, заимели определенную цену в глазах западных политиков», – уверен он.
Тем не менее Класковский подчеркивает, что у ЕС остаются и другие требования к Минску, «но сейчас они заметно редуцированы». В частности, Белоруссии намекали на то, что политзаключенные должны быть не только отпущены на свободу, но и реабилитированы в гражданских правах. Бывший кандидат в президенты Николай Статкевич из-за непогашенной судимости не может участвовать в выборах.
«Но эти вопросы не педалируются. Они не мешают сегодня развитию отношений по трекам, где нет противоречий. Европа периодически подчеркивает, что не снимает с повестки вопрос ценностей, но нажимать не будет. Можно пережать и все испортить. Они понимают, что Александра Лукашенко особо не перевоспитаешь. И сегодня прошла эпоха увлечения цветными революциями. В этом плане на Западе авторитарная белорусская стабильность воспринимается не как самый большой грех. Другое дело, что этот режим консервирует назревшие реформы. Но, пока сами белорусы молчат, на улицы не выходят, Брюссель не будет ложиться костьми за белорусскую демократию», – убежден эксперт.
ЕС учел отказ разместить российскую базу
В свою очередь заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько убежден, что послабления в адрес Белоруссии будут сделаны не за ее посреднические услуги в украинском урегулировании, а это некий аванс Лукашенко «ввиду той недружественной антироссийской и антирусской риторики и действий, которые он допускал в последнее время».
«Последней каплей стал фактический отказ размещать в Белоруссии российскую авиабазу. Но более беспокойными тенденциями являются попытки сменить идентичность белорусов с западнорусской на антирусскую. Евросоюз пытается осторожно поощрить Лукашенко к этому. Глядя, как он сам ищет контакты с Западом и проявляет всяческую готовность перейти на западные идеологические рельсы», – сказал Безпалько газете ВЗГЛЯД.
Эксперт считает важной не длительность отмены санкций, а сам характер, что это постоянное снятие санкций. «Видимо, европейцы осторожничают. Предполагая, что ряд заявлений и действий Лукашенко могут носить предвыборный характер. В Европе могут думать, что выборы пройдут 11 октября, Лукашенко на них, безусловно, выиграет, после чего разрешит строительство российской авиабазы... А европейцам нужна гарантия, чтобы Лукашенко ни в коем случае не разрешал возводить российскую авиабазу. Поэтому они могут на четыре месяца снять санкции, потом еще на четыре и т. д. Это страховка, поводок, на котором Брюссель будет держать Лукашенко, который при этом стремится получить максимум экономических выгод от России, спекулируя на братстве и единстве, Союзном государстве», – подытожил Богдан Безпалько.