Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевЛукашенко пообещал не поворачиваться на Запад
Названы проблемные зоны в отношениях России и Белоруссии
После «братской встречи» с Владимиром Путиным Александр Лукашенко призвал всех прекратить разговоры о возможном геополитическом развороте Минска от Москвы к Западу. Эксперты согласны с тем, что РФ и Белоруссии удалось преодолеть острый кризис в отношениях, однако подчеркивают, что безоблачной ситуацию назвать нельзя – претензии друг к другу у стран сохраняются.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко призвал прекратить разговоры относительно якобы имеющихся у Белоруссии планов по развороту в сторону Запада. «Поскольку у нас братская встреча, в этой связи я хочу сказать, особенно в Российской Федерации отдельным средствам массовой информации и отдельным «умникам», которых и у нас хватает: надо прекратить разговоры по поводу некоего «разворота» Белоруссии, поворота и так далее», – заявил Лукашенко, выступая на Втором форуме регионов России и Белоруссии. Он добавил, что не заинтересован в том, чтобы портить отношения с соседними государствами, и пообещал наращивать поставки товаров и услуг в Россию, потому что «качество, доступные цены являются конкурентными преимуществами».
У Александра Григорьевича есть личностное своеобразие. Иногда оно вызывает негативные эмоции
Перед началом форума с Лукашенко встретился президент России Владимир Путин. Во время беседы российский лидер выразил уверенность, что обе страны преодолеют нынешние экономические сложности, связанные с трудностями в мировой экономике. «Мы действительно понимаем, что происходит вокруг нас. Хватает, как было сегодня сказано, и у нас проблем», – подтвердил Лукашенко.
Как отмечал помощник Путина Юрий Ушаков, главы России и Белоруссии обсудили на встрече «актуальные вопросы двустороннего сотрудничества» и «перспективы углубления интеграционного взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза». Напомним, что Россия остается основным торговым партнером Белоруссии – на ее долю приходится почти половина товарообмена. Объем двусторонней торговли за первое полугодие составил 16 млрд долларов.
По мнению экспертов, отношения между двумя странами действительно нормализуются и далеки от тех времен, когда происходили торговые войны и обмен жесткими заявлениями. Впрочем, некоторые вопросы до сих пор остаются нерешенными.
«Российско-белорусские отношения находятся не в самой худшей фазе, но безоблачными их тоже нельзя назвать, – заявил президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов газете ВЗГЛЯД. – Есть претензии по линии вопросов экономической интеграции, которые Белоруссия постоянно озвучивает. Есть политические разногласия и разночтения, прежде всего в том, что касается вопросов Украины и Крыма. Максимум, что здесь может предложить Лукашенко России, – это нейтралитет. Но он дает понять, что ему не близка российская позиция. Он склонен во многом винить Россию в развернувшемся кризисе».
- Евросоюз готов снять санкции с Белоруссии
- Лукашенко хочет заполучить украинский транзит
- Белоруссия закрыла границу шпротам
- Лукашенко решил выяснить с Москвой торговые отношения
- Россия ставит на Лукашенко, опасаясь ставки Запада на «майдан»
- Лукашенко опять поворачивается к России спиной
Главная же проблема заключается в отсутствии определенности насчет того, что будет дальше. «Этот вопрос раскрывается в двух смыслах. Во-первых, в смысле углубления интеграции. На сегодня достигнут некий предел инициатив, которые можно было реализовать, а более глубокая интеграция наталкивается на барьеры. Можно вспомнить о Союзном государстве, которое не сумело взять целый ряд барьеров, включая конституционный акт. Это касается и экономической интеграции, которая такой барьер, как валютный союз, на мой взгляд, тоже не возьмет», – полагает эксперт.
Другой вопрос, что будет с Белоруссией после Лукашенко, то есть в долгосрочной перспективе. «С одной стороны, есть достаточная система взаимосвязи, есть понимание того, что существенная часть белорусской промышленности без российского рынка выжить не может. И это должно привязывать страны друг к другу вне зависимости от смены первых лиц. С другой стороны, если взять Украину, мы видим примеры того, как в какой-то момент из-за геополитических разломов элиты и даже впавшее в некий коллективный невроз общество иногда пренебрегают экономическими и социальными интересами. Проблема психологического отдаления от России интеллигенции, части среднего класса тоже существует, эту проблему нужно понимать и корректно работать с ней уже сегодня, чтобы завтра не стало поздно. В случае с Белоруссией важно не повторить ошибку российско-украинской политики, которая состояла в ставке исключительно на верхушечные политико-экономические связи», – уверен Ремизов.
#{smallinfographicleft=740693}Со своей стороны замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин подчеркивает, что Белоруссия – ближайший союзник России в экономическом и военно-политическом плане, «и этот факт остается фактом». «Но союзник – это не вассал. Поэтому требовать от Белоруссии стопроцентного повторения наших внешнеполитических и внешнеэкономических действий было бы неправильно», – сказал Жарихин газете ВЗГЛЯД. Он отмечает, что иногда Лукашенко делает заявления, которые «не очень нравятся» России, в том числе в связи с украинской ситуацией. «Но с другой стороны, он в значительной степени помогает, предоставив Минск в качестве переговорной площадки. Мне кажется, он достойно выполняет роль посредника, что в данной ситуации очень полезно для России», – отметил эксперт.
Говоря же об экономической интеграции, Жарихин признал, что «сейчас все непросто». «Интеграционные процессы в связи с мировым кризисом и непростой ситуации в российской экономике существенным образом замедлились, но по крайней мере не пошли вспять. В конце концов, Евразийский союз не разрушился и даже прибавляет в количестве членов (недавно к нему присоединилась Киргизия). Да, у Александра Григорьевича есть личностное своеобразие. Иногда оно вызывает определенные эмоции в российском политическом классе. А у кого нет личностного своеобразия? Иначе он не был бы лидером страны в течение многих лет», – полагает эксперт.
Что же касается спорных вопросов, то, как отмечает Жарихин, с точки зрения России Белоруссия не очень лояльно ведет себя по отношению к контрсанкциям против европейского продовольствия. «Вообще-то говоря, прежде чем вводить эти санкции, надо было согласовать их со своими партнерами по Таможенному союзу, чего мы не сделали. Белоруссия проводит переработку товаров и с полным на то основанием меняет страну происхождения – это к вопросу о креветках из белорусских степей. В Таможенном союзе каждая из стран имеет право ввозить те товары, которые считает нужным. Белоруссия и Казахстан не объявляли никаких контрсанкций и в соответствии с законами Таможенного союза имеют право реализовывать европейские товары на всей территории ТС», – напомнил Жарихин.
Несколько иного мнения придерживается руководитель минского Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. «Всем нужно создавать красивую картинку работающего интеграционного объединения. Поэтому нельзя сказать, что отношения между двумя странами улучшаются или ухудшаются. Они ровные последние десять лет с небольшими эмоциональными всплесками», – сказал Романчук газете ВЗГЛЯД.
По его словам, Лукашенко дает России то, чего хочет от него Владимир Путин. «Спорные моменты переносятся в обсуждение в кулуарах, чтобы не было дополнительных разговоров. В частности, можно было ожидать, что президенты каким-то образом прокомментируют вопрос, который очень живо обсуждается в Белоруссии. Он связан с размещением военной базы на территории Белоруссии. Ничего подобного не было. Я бы назвал эти отношения прохладным прагматизмом, браком по расчету», – резюмировал эксперт.