Киев намерен провести переоценку итогов приватизации за последние 20 лет, заявил премьер-министр Арсений Яценюк.
Олигархи получали доступ к незаконной приватизации предприятий, но я не верю в то, что у Яценюка хватит духа всерьез заняться пересмотром
«Мы готовы пересмотреть все незаконные сделки, но всегда учитываем, что многие хотят передела собственности. Так это было в украинской истории 10 лет назад. Так что я намерен действовать строго в рамках закона, то есть совместно с прокуратурой, с независимыми судами, которые еще предстоит создать. Это еще одна проблема нашей страны», – сказал Яценюк.
Украинский премьер добавил, что власти уже расследуют «все противозаконные действия». «Например, правительство арестовало 1 млрд 300 млн долларов, которые были на счетах бывшего президента Януковича и его ближайших соратников», – пояснил он.
Напомним, еще в июле прошлого года Яценюк заявил, что Украина объявит самую масштабную приватизацию за последние 20 лет. «Считаю, что Укрспирт и много других государственных предприятий должны быть приватизированы», – отметил тогда премьер. Заметим, что «при старом режиме», в 2011 году, Верховная рада внесла Укрспирт в список не подлежащих приватизации.
Напомним, Украина находится в тяжелом политическом кризисе, который сказывается на далеко не лучшем состоянии экономики страны и ее бюджетной сферы. На прошлой неделе украинский министр финансов Наталия Яресько заявила, что ее страна в настоящее время находится в отчаянном финансовом положении и намерена вновь обратиться за помощью к западным партнерам.
«Не верю, что у Яценюка хватит духа»
Украинский экономист, эксперт киевского Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь отмечает, что заявления о пересмотре приватизации – новая нота в риторике действующей украинской власти. «За время Майдана и парламентских выборов заявлений о незаконной покупке конкретных объектов не звучало», – отметил эксперт в комментарии газете ВЗГЛЯД. Что же касается масштабной приватизации, о которой ранее говорил Яценюк, то она, по мнению Жолудя, сейчас «нереальна и невозможна».
«Ясно, что приватизация на Украине проводилась непрозрачно и главные олигархи получали доступ к незаконной приватизации предприятий, но я не верю в то, что у Яценюка хватит духа всерьез заняться пересмотром», – заявил газете ВЗГЛЯД лидер Конфедерации свободных профсоюзов Украины (КВПУ), глава Независимого профсоюза горняков, экс-депутат Верховной рады Михаил Волынец.
Профсоюзный лидер приводит конкретный пример: «Сын Виктора Януковича, Александр, захватил запасы двух крупных шахт Донецкой области, в связи с этим профсоюз обратился в органы прокуратуры, к министру юстиции с требованием вернуть украденные запасы. Ну и что? Получили полную отписку. Яценюк больше пиарится, чем что-то делает».
Кроме того, Волынец подчеркивает, что премьер «сделал много безответственных вещей». «Коалиционные соглашения предусмотрели приватизацию угольных шахт и покупку угля за рубежом, но не было выделено ни гривны на техническое развитие. Парализована работа энергосистемы, на энергорынке образовались огромные неплатежи», – отмечает Волынец.
Раздача «черных меток»
Российский эксперт, президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов полагает, что заявления Яценюка имеют конкретных адресатов – в первую очередь донецкого магната, собственника группы СКМ Рината Ахметова и бизнесменов из окружения экс-президента Виктора Януковича – последний вывод можно сделать из слов самого украинского премьера.
«Речь идет о переделе собственности и имуществе господина Ахметова, на которое в последнее время активно покушается окружение Яценюка, в том числе на некоторые активы олигарха Виктора Пинчука, зятя Леонида Кучмы, и бывшего главы администрации президента при Януковиче, миллионера Сергея Левочкина», – отметил Абзалов в беседе с газетой ВЗГЛЯД.
Добавим, что в 2008 году Пинчук был признан самым богатым украинцем по версии журнала Forbes (тогда он обошел Ахметова по размерам состояния), по данным на 2013 год он занимал 6-е место в рейтинге богатейших граждан страны – с состоянием в 2,1 млрд долларов. Экс-глава администрации президента Левочкин, ныне один из лидеров фракции Оппозиционного блока в Верховной раде, остается совладельцем телеканала «Интер».
«Существует достаточно большой пул игроков, которых Яценюк хочет оставить «за бортом, да и к тому же это «черная метка» днепропетровскому губернатору, хозяину промышленно-финансовой группы «Приват» Игорю Коломойскому», – прокомментировал ситуацию газете ВЗГЛЯД президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. По его мнению, заявление Яценюка – это попытка развернуть противостояние в отношении отдельной группы влияния. «В целом это досадно, потому что приватизация на Украине может происходить по пятому кругу, как это было не раз, и отпугнуть инвесторов, мало кто захочет инвестировать без гарантий сохранения собственности», – отметил эксперт.
В стиле Тимошенко
Впрочем, как отмечает украинский экономист Александр Жолудь, нынешняя ситуация отличается от той, что имела место почти десять лет назад, «в 2005 году, когда с подачи Юлии Тимошенко происходила отмена приватизации Криворожстали».
Тимошенко, бывшая соратница Яценюка по партии «Батькивщина», в бытность премьер-министром страны активно эксплуатировала темы пересмотра итогов приватизации, национализации, реприватизации и т. п. Так, в 2005 году правительство обратилось в генеральную прокуратуру с поручением проанализировать законность приватизации каждого объекта, отданного в частную собственность.
«О том, что предприятие было продано ниже своей стоимости, активно говорили, и это было одним из предвыборных обещаний Ющенко», – напомнил Жолудь. В итоге сразу после победы «оранжевой революции» – в начале 2005 года – правительство отменило постановление предыдущего кабинета министров о порядке приватизации компании «Криворожсталь», выполнив тем самым один из пунктов предвыборной программы тогдашнего президента и постоянного политического оппонента Тимошенко – Виктора Ющенко. «Мишенями» атаки тогдашних «оранжевых» киевских властей, заметим, стали все те же Ахметов и Пинчук. Криворожсталь досталась консорциуму «Инвестиционно-металлургический союз», образованному донецкой System Capital Management Ахметова и «Интерпайпом» Пинчука. Остальных крупных участников к торгам не допустили.
После этого депутаты Верховной рады объявили о намерении оспорить в судах законность приватизации пяти других предприятий, среди которых был горнорудный холдинг «Укррудпром», находящийся под контролем Ахметова, Пинчука, а также украинских групп «Приват» (вотчины Коломойского) и «Смарт-груп». Юлия Тимошенко заявляла о планах по судебному возвращению государству трех тысяч предприятий, «незаконно приватизированных» за предыдущие пять лет, чем противоречила Ющенко, говорившему всего лишь о «нескольких десятках» предприятий.
После долгих споров и обсуждений был подписан меморандум о гарантиях прав собственности и обеспечения законности при их реализации. Ющенко подчеркнул, что «украинская власть поставила точку в дискуссии по проблемным вопросам приватизации» – реприватизации не случится, поскольку средств на нее в бюджете просто нет.
Однако Тимошенко это не остановило. В 2009 году, будучи на том же посту премьер-министра, она вновь инициировала пересмотр итогов приватизации в случае, если владельцы приватизированных предприятий не выполняют инвестиционные обязательства.