Сейм Латвии во втором чтении принял поправки в закон об электронных СМИ. Согласно проекту, 80% контента иноязычных, нелатышских радиостанций должно производиться на месте, в Латвии. По факту это скрытый запрет на закупку русского контента, изготовленного за пределами страны, то есть в России.
Страхи – лучший из предвыборных товаров, когда нет ничего иного, а экономика у нас растет только в отчетах
Напомним, что ранее ограничения в этой сфере смягчались, последние поблажки русскоязычным станциям были введены в 2003 году.
«Имеется большое количество содержания, которое приходит из России, и это – скрытая ретрансляция. Мы не возражаем против ретрансляции вообще, мы возражаем против скрытой ретрансляции, – объяснила глава комиссии сейма по правам человека и общественным делам Инара Мурниеце. – Ретрансляция будет разрешена, но мы призываем увеличить количество передач, созданных в Латвии.
«Есть все основания говорить о рисках национальной безопасности. Есть целый ряд радиопрограмм, где без уточнения содержания, массированно транслируются созданные в России программы. Законопроект предусматривает значительное изменение ситуации. Думаю, этот закон будет способствовать тому, чтобы больше радиостанций переходило на работу на государственном языке. И людей не будут вводить в заблуждение, будто пророссийские программы созданы в Латвии», – цитирует сайт lsm.lv Инару Мурниеце.
Рига торгует страхами
Представители русскоязычных кругов считают закон примером предвыборного популизма. Напомним, очередные выборы в сейм пройдут 4 октября.
«Во-первых, 2016 год еще впереди, а через неделю у нас выборы, и поэтому надо найти какую-то идею, на которой можно осязаемо выиграть баллы. Страхи – лучший из предвыборных товаров, когда нет ничего иного, а экономика у нас растет только в отчетах», – пояснил газете ВЗГЛЯД Янис Урбанович, лидер парламентской фракции «Центр согласия», президент фонда «Балтийский форум».
По мнению политика, в этой игре правящей в Латвии коалиции есть элемент позерства перед собственным электоратом и попытка выслужиться перед западными союзниками. «Я оптимист, поэтому хочу верить в то, что следующий сейм отменит этот закон. Пока же о демократичности принятого решения никто не задумывается. Сиюминутное большинство парламента используется для того, чтобы капитализировать его и в будущем», – считает Урбанович.
Парламентарий уверен, ситуация вокруг русского вещания накаляется искусственно. Если же следующий парламент не отменит закон, не исключает депутат, то его вступление в силу могут пресечь протестные акции.
«Запугивание и русофобия – это не оригинально для Латвии. Расчет в том, что гнев одних принесет радость другим. Я надеюсь, после выборов об этом законе мы и не вспомним. Все опешили пока в связи с событиями на Украине, но думаю, что движение будет, и это движение будет правильным», – сказал он.
Латыши будут слушать что захотят
Впрочем, протесты по поводу новой инициативы уже звучат, правда, пока только в прессе. Так, бизнесмен Угис Полис, владелец сети радиостанций, в том числе и русскоязычных, обнародовал ранее гневное письмо авторам законопроекта.
«Мурниеце, Димантс и Мьяртанс! Прекратите дразнить русских латвийцев! Они будут слушать то, что захотят. Так же, как и латыши. К сожалению, похоже, вам недостаточно того, что народ Латвии уже заплатил из своего кармана 1,8 млн евро за ваши тщетные попытки заставить молодежь слушать ваше детище – откровенно непрофессиональный и самый дорогостоящий в истории Латвии радиопроект Latvijas Radio 5 – Pieci.lv. Своей цели – передела рынка – вам пока достичь не удалось. Поэтому вы пытаетесь это сделать снова. И тоже за народные деньги», – заявил бизнесмен на сайте delfi.lv
Полис недоумевает: «Они смогут играть русскую музыку и после принятия этого закона, но вне песен все должно будет быть на латышском. Например, «стол заказов» станет «pasūtījumu galds», письмо слушателя должно читаться примерно так: «ģimene grib sveikt ar Dimas Bilana dziesmu». И название песни тоже должно читаться по-латышски...»
Напомним, 44% населения Латвии – русскоязычные. В стране один государственный язык – латышский. За неиспользование латышского языка представителей нацменьшинств, работающих в публичной сфере, могут оштрафовать.
Москва долгое время призывала ЕС решить проблему дискриминации русскоговорящих в Прибалтике. МИД России в 2012 году обращал внимание, что отказ от референдума о негражданах говорит о дефиците демократии в Латвии.
В докладе Комитета ООН по правам человека, который был обнародован в марте, указано, что закон о государственном языке в Латвии содержит элементы дискриминации по отношению к национальным меньшинствам. Комитет призвал Ригу внести поправки в закон и сделать его более дружественным по отношению к нацменьшинствам. Однако министр образования Ина Друвиете заявила, что Латвия не собирается вносить изменения в закон.
В июле минюст Латвии подготовил проект правил, согласно которым для информирования общества в стране можно будет использовать только официальные языки стран Евросоюза.
Решение сейма появилось на фоне нового феномена – впервые за многие годы количество латышей, имеющих российское гражданство, стало расти. Как ни странно, латвийские националисты даже рады такому тренду, поскольку новые россияне больше не смогут участвовать в выборах. Как писала ранее газета ВЗГЛЯД, причиной подобной тенденции является, впрочем, вовсе не политика, а экономика.