Закон о статусе Донбасса был тайно и существенно изменен, заявил в четверг утром депутат от партии «Батькивщина», экс-министр обороны Анатолий Гриценко, сообщила в четверг газета ВЗГЛЯД.
СБУ находится под контролем президента и подчиняется ему. А с Верховной радой нужно договариваться, включая публичные обсуждения. А зачем публично обсуждать такой деликатный вопрос?
На своей странице в Facebook* парламентарий написал: «Подтверждаю: Текст закона 5081 об «особом статусе» был изменен... У меня остался экземпляр законопроекта, розданного депутатам утром 16 сентября. Он внесен президентом...» – написал депутат, добавив, что в Раде его одобрили сразу, без поправок, и другого проекта закона парламентарии не видели.
Сейчас, по словам парламентария, на сайте Рады размещен документ, «в котором есть очень существенное отличие от президентского проекта»: «А именно – не Верховная рада (как было написано в проекте), а генерал-лейтенант СБУ Василий Грицак, руководитель Антитеррористического центра при СБУ, единолично будет определять, какие именно территории Донбасса получат «особый статус», – пояснил Гриценко.
«Новый скандал?» – риторически спросил депутат. Он уверен, что президент не имеет права закрыть «на этот подлог» глаза и сделать вид, что все в порядке. «Президент не имеет права, морального по крайней мере, подписывать такой горе-закон! Президент должен инициировать мгновенное расследование и привлечение виновных к ответственности. Сделает ли это президент Порошенко? Не знаю. После 16 сентября уже ничему не удивлюсь...» – заключил Гриценко.
В свою очередь в секретариате Верховной рады отвергли обвинения Гриценко: «Что приняли депутаты, то и выставлено на сайт парламента», – отмечается в сообщении. Однако, действительно, в первом варианте законопроекта, который еще во вторник корреспонденты газеты ВЗГЛЯД успели скачать с сайта Верховной рады, было прописано: особый порядок определяется решениями Верховной рады. Теперь же в тексте закона на том же сайте появилась поправка: особый порядок самоуправления определяется уже не парламентом, а «решениями начальника Антитеррористического центра Службы безопасности Украины». Можно допустить, что аппаратчики Рады могли пойти на такой серьезный подлог только по распоряжению администрации президента.
Ярош: Порошенко нужно вспомнить судьбу Януковича
Напомним, во вторник Рада приняла закон, который предполагает де-факто широкую автономию отдельных районов Донбасса. Также, согласно документу, государство должно гарантировать право использования русского или любого другого языка в общественной и частной жизни, изучение и поддержку русского и любого другого языка, их свободное развитие и равноправие. Кроме того, законом предлагается назначить на 7 декабря внеочередные местные выборы в отдельных районах Донбасса. Территория, на которую распространяется закон, осталась юридически неопределенной. Как отмечали ранее эксперты газеты ВЗГЛЯД, это обстоятельство может стать миной замедленного действия, заложенной под перемирие.
Закон также содержит положение об амнистии участников событий в Донецкой и Луганской областях. Документом «запрещается дискриминация, преследование и привлечение к ответственности лиц по поводу событий, имевших место в Донецкой, Луганской областях».
Принят с нарушениями, зато выгоден президенту
Депутат фракции «Батькивщина» Андрей Павловский заявил газете ВЗГЛЯД, что видел лишь текст документа, который предлагали до голосования. Он не взялся оценить, был ли тот изменен, призвав дождаться публикации в официальных изданиях – газетах «Голос Украины» и «Урядовый курьер», после которой законы и вступают в силу.
Если закон изменен, то «это нарушение регламента Верховного совета, после голосования запрещены какие-либо правки, – заявил Андрей Павловский. – Однако закон сам по себе принят с грубым нарушением регламентных норм, было отключено табло, непонятно, сколько за него проголосовало». Парламентарий отметил, что по этому факту будет проверка – сейчас депутаты жалуются в Конституционный суд.
«СБУ оптимальнее Рады»
«Статья № 1, которая прописывает порядок определения особого статуса, – пожалуй, самая важная статья закона», – сказал газете ВЗГЛЯД депутат Верховной рады, экс-советник Виктора Януковича и бывший глава правительства Анатолий Кинах. Собеседник даже рад, что определять особые территории Донбасса будет СБУ, а не Рада.
По словам политика, ситуация в зоне АТО «может динамично изменяться», а для Украины крайне важно найти максимально точный порядок определения административных границ территорий с особым статусом. «Верховная рада может с этим не справиться: нынешний состав парламента слишком инертен и инерционен, особенно накануне выборов», – уверен Кинах.
«Это соответствует и конституции Украины, и украинским законам по борьбе с терроризмом, и самой ситуации, – говорит политик. – АТЦ сможет адекватно аккумулировать в себе нужные функции, вести оперативный мониторинг ситуации в зоне АТО и формулировать точные данные и координаты особой территории».
Спикер парламента Новороссии, бывший депутат Рады четырех созывов Олег Царев также заявил газете ВЗГЛЯД: «Могу с уверенностью сказать: те нарушения в процедуре принятия закона, которые происходят сейчас, были немыслимы при Кучме, Януковиче». Так, например, собеседник отметил, что теперь в Раде депутаты голосуют друг за друга. Если слова Анатолия Гриценко – правда, то это «уголовное преступление, согласно украинскому законодательству», подчеркнул собеседник.
В любом случае, мотивы предполагаемых изменений понятны, они могли быть сделаны по указанию администрации президента, отметил Царев: «Порошенко с трудом продавил этот закон, не факт, что он смог бы продавить согласования по районам, на которые распространяется статус». В любом случае, по его словам, Новороссия не рассматривает закон о статусе Донбасса как символ к действию, отметил спикер. «Для нас это символ того, что украинская власть готова к переговорам и делает шаги навстречу», – пояснил собеседник.
«Закон – пиар-ход в духе Порошенко»
«Абсолютно односторонний документ, который правится таким образом, чтобы дать киевской власти максимум возможностей игнорировать даже те обещания, которые были оглашены. Поэтому не удивляет, что в законы вносятся какие-то правки», – заявил газете ВЗГЛЯД директор Института стран СНГ Константин Затулин.
Политолог согласен, что передавать полномочия Верховной рады СБУ крайне выгодно Порошенко: «СБУ находится под контролем президента, подчиняется ему. А с Верховной радой нужно договариваться, проводить это через публичные обсуждения. А зачем публично обсуждать такой деликатный вопрос, как состав территорий, на которые распространяется этот закон?!» – пояснил эксперт.
При этом он указал на «симптоматичное совпадение»: «В тот же день был принят закон о люстрации, текст которого до сих пор до конца неизвестен, но ясно, что почти миллион человек попадают под разного рода запреты. Как тогда можно всерьез оценивать какие-то гарантии закона о статусе Донбасса!? – пожал плечами эксперт. – Он не дороже той бумаги, на которой напечатан».
Было много сказано, что это – первый шаг, напомнил Затулин. «На самом деле это пиаровский ход в духе Порошенко и его компании, похожий на тот самый мирный план президента, о существовании которого было объявлено еще во время инаугурации, после которой и началась война», – подчеркнул собеседник. Споры вокруг закона о статусе служат поводом для продления режима прекращения огня, отметил Затулин. «Однако, если украинская сторона сочтет, что достигла преимущества, немедленно последует попытка найти повод, а в этом законе их больше чем достаточно, чтобы возобновить конфликт», – резюмировал эксперт.
«Возмущение Гриценко нелогично»
«И изначальная формулировка, и позднейшая одинаково идиотские, – сказал газете ВЗГЛЯД директор украинского Центра политического маркетинга Василий Стоякин. – Порядок местного самоуправления в регионах определяется только конституцией Украины, законом о местном самоуправлении, и никем другим». Учитывая, что Гриценко в парламенте представляет «Батькивщину», его возмущение еще более нелогично. «Юлия Владимировна Тимошенко неоднократно призывала оградить Донбасс колючей проволокой, и это еще не самое ее радикальное предложение по поводу Донбасса», – напомнил Стоякин.
Кроме того, Гриценко не стоит возмущаться, поскольку по законам Украины Верховная рада вообще не имеет права что-либо определять в провинции. По идее, Гриценко как патриот Украины должен одобрять внесенные президентом изменения в закон, а не возмущаться. «Президентская формулировка насчет АТЦ СБУ смотрится куда более логично и осмысленно, – отметил Стоякин. – Если порядок самоуправления в особых районах определяет Рада, то это значит, что Киев де-факто признает ДНР и ЛНР как суверенные образования». В случае же с АТЦ СБУ, считает политолог, закон констатирует: в ДНР и ЛНР живут в основном «террористы» и «сепаратисты». «Следовательно, отношения с этим контингентом должны определяться исключительно методами антитеррора», – пояснил директор Центра политического маркетинга.
«Говоря о формулировках новых украинских законов, надо помнить: почти все эти законы связаны с приближением парламентских выборов», – добавил Стоякин. По его мнению, если бы не внеочередные выборы в Верховную раду, то «закон об особом статусе» вряд ли вообще появился бы на свет.Напомним, первый вице-премьер ДНР Андрей Пургин и председатель парламента Новороссии Олег Царев охарактеризовали закон как «написанный для Украины, но не для Новороссии», а депутат Верховного совета ДНР Мирослав Руденко отметил, что положения тогда еще предложенного Порошенко законопроекта о статусе районов Донбасса являются полумерами.
Не устроил закон и оппозицию. Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко подчеркнула, что ее фракция «за» не голосовала. По мнению Тимошенко, законопроект не принесет мира и может послужить плацдармом для дальнейшего захвата территории Украины. Она отметила, что переговоры нужно проводить в формате: «представители США, Европейского союза, Украины и, подчеркиваю, официальной России, а не неизвестных представителей ЛНР и ДНР».
О возможной отмене закона предупредил прямо в день его принятия и советник Порошенко Игорь Грынив: «Он (закон – прим. ВЗГЛЯД) теряет полностью свое действие через три года. Он может закончиться и через полгода, если будет наведен порядок. Он может закончиться за год», – отметил Грынив.
Тем временем, как сообщил ИТАР-ТАСС, в четверг днем представитель Совета безопасности и обороны Украины Андрей Лысенко не дал конкретного ответа на вопрос о том, как именно будут определяться границы территории, где будет действовать особый порядок местного самоуправления. «В законе говорится о территориях, временно находящихся под контролем ополченцев, однако речи об определении границ этих территорий пока не идет, – заявил он. – Сейчас действует режим прекращения огня. Надеемся, что нам удастся освободить всех военнослужащих, находящихся в плену, и укрепить наши силы. Все, что произойдет в дальнейшем, неизвестно, но мы готовы к любому развитию событий».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ