Во вторник кабинет министров Японии одобрил третий пакет санкций в отношении России – решение было принято на заседании правительства под председательством премьера Синдзо Абэ. Японские власти обнародовали список из 40 физических лиц и двух компаний («Черноморнефтегаз» и «Феодосия»), которые, по мнению официального Токио, «причастны к дестабилизации ситуации на Украине и аннексированию Россией Крыма».
Войдя в Токио победителями, американцы не совершили одной ошибки, к которой их подталкивала часть элит, а именно – не сделали Японию республикой
В списке тех, кто подвергнут персональным санкциям, – высшие чиновники Республики Крым и Севастополя, а также лидеры Донецкой и Луганской народных республик. При этом, как заявил журналистам генеральный секретарь кабинета министров Японии Есихидэ Суга, его страна рассчитывает продолжить диалог с Россией, несмотря на введенные санкции. «Мы полагаем, что наша основная позиция по этому вопросу не подлежит изменениям», – добавил представитель правительства.
На фоне сообщений о санкциях против крымских руководителей с визитом на полуостров прибыл председатель японской националистической организации «Иссуйкай» Мицухиро Кимура, назвавший практику западных санкций в отношении РФ «несправедливой политикой двойных стандартов». Впрочем, при этом Кимура-сан выразил убежденность, что на самом деле Токио заинтересован в сотрудничестве с Москвой, и пообещал лично настаивать на сохранении межгосударственного диалога в своих обращениях к премьер-министру Синдзо Абэ. Увы, этому мешают США. А США для современной Японии – это не просто главный, а основной ориентир.
В Крыму Кимура планирует провести переговоры с руководством республики, выбор которой в пользу присоединения к России «Иссуйкай» уважает. Таким образом, японские националисты оказались солидарны с рядом правых партий Европы, также выразивших поддержку воссоединению России с Крымом и даже поучаствовавших в крымском референдуме в качестве наблюдателей. С ходу возникает вопрос: каковы резоны «Иссуйкай» от таких действий? Ответить на него довольно просто: «Иссуйкай» делает это назло Вашингтону. Существенная часть идеологии данного движения – это антиамериканизм, основная идея – избавить Японию от американского влияния. Так что если Америка «против», «Иссуйкай» будет «за».
Учитывая, что при всем при этом «Иссуйкай» является одной из крупнейших националистических организаций Японии, логично возникает другой вопрос: нет ли для России резона сделать на японских националистов политическую ставку в рамках своего противостояния с США? Ответ, опять же, очевиден – можно, но бесполезно. В Стране восходящего солнца порядка тысячи организаций, которые можно отнести к националистическим. Их суммарный актив – порядка ста тысяч человек. Проблема, однако, в том, что большинство из них стоят на проамериканских позициях. И «Иссуйкай» тут пусть не редкое исключение, но все-таки меньшинство.
Казалось бы, в этом нет никакой логики: чаянья японских националистов (как и чаянья многих других националистов) устремлены в прошлое – к империи, воевавшей с США. Кроме того, нельзя забывать, что Вашингтон ограничивает суверенитет Японии и держит на её территории военные базы, что для националистов также должно быть неприемлемо. И тем не менее многие японские ультраправые считают Вашингтон другом и главным союзником. Что, стоит признать, не лишено своей логики.
Во-первых, в японской культуре принято уважать победителей. В том числе (и в первую очередь) тех, кто победил саму Японию. Во-вторых, главный враг Японии (как в прошлом, так и в будущем, а в некоторой степени и в настоящем) – это Китай. А США не просто гарант безопасности Японии, но и стратегический противник Китая. Без Вашингтона конкурировать с Поднебесной японцы не могут – и это факт, с которым приходится считаться. Наконец, в-третьих: войдя в Токио победителями, американцы не совершили одной ошибки, к которой их подталкивала часть элит, а именно – не сделали Японию республикой. Да, страна была демилитаризована, потеряла существенную часть суверенитета, император был лишен каких-либо полномочий, став всего лишь «символом нации». Но император (тот же самый, подчеркнем, император, что стоял во главе страны в период Второй мировой, то есть Хирохито) остался. Меж тем для любого японского националиста император – это непререкаемый авторитет и ориентир. Японские националисты могут расходиться и даже враждовать между собой по любому вопросу, но император неприкосновенен. Убери американская администрация Хирохито, всё могло бы сложиться иначе. Но Хирохито не убрали, что позволило националистам воспринимать Вашингтон как союзника в борьбе с коммунистами, Китаем, СССР и КНДР, хотя и ратовать при этом за восстановление «имперской Японии» – настоящего пугала в глазах американской администрации.
Слом представлений о том, кто враг, а кто друг, произошел в Японии за считанные месяцы. Победа союзников открыла путь к суду над имперскими милитаристами и запрету ультраправых военизированных организаций (в частности, был уничтожен прежде влиятельный «Амурский союз», созданный именно по российскую душу), в то же время в стране были легализованы коммунистические и социалистические движения, ориентировавшиеся на СССР. Но очень скоро ультраправые стали получать поддержку от США, в первую очередь, в рамках своей борьбы с коммунистами (при этом запрещен никто не был, с тех пор и по сей день в Японии провозглашена полная свобода идеологий). Так и жили: ультраправые были в союзе с американскими оккупантами, левые же (включая существенную часть японской интеллигенции и творческих деятелей) обличали США и ратовали за примирение с социалистической Москвой и покаяние перед Пекином. Такой расклад (в легкой, понятно, форме) распространялся и на основные политические партии страны. Правящая (точнее будет сказать – почти всегда правящая) Либерально-демократическая партия относится к правым, выступает за союз с США и флиртует с националистами (вплоть до посещения храма Ясукуни отдельными ее руководителями, что воспринимается в Китае как проявление реваншизма, ибо это можно трактовать как дань почтения памяти военных преступников). Оппозиционная Демократическая партия – условно левая, к Вашингтону относится гораздо более критично, выступает за многовекторную политику и национализма не терпит.
Тут важно понимать, что когда речь идет о послевоенном противостоянии идеологий, под этим понимаются не просто дебаты с фирменной японской вежливостью. К примеру, семнадцатилетний активист прежде влиятельной, существующей и поныне партии «Великая Япония», чья идеология – неудобоваримый коктейль из «Библии», «Майн Кампф» и кодекса самураев «Бусидо», в ходе дебатов убил ударом меча лидера японских социалистов Инэдзиро Асануму – как раз-таки за публичную критику США и призыв к примирению с Китаем.
Семидесятые годы внесли в этот расклад свои изменения – появились так называемые новые ультраправые, стоящие на позициях жесткого антиамериканизма. Действующую власть они воспринимали исключительно как марионетку США, что, впрочем, не влияло на их отношение к Китаю и СССР, оно было всё такое же – резко отрицательное. Но главным врагом была все-таки Америка, и пока традиционные ультраправые устраивали акции с призывом отобрать у Союза Курилы (эти акции – далеко не всегда мирные – регулярно проходят у посольства РФ по сей день, что периодически осложняет отношения между Токио и Москвой), новые ультраправые требовали вывода американских военных баз с Окинавы, что находило понимание у местного населения. Пик недовольства пришелся на 1995 год, когда трое американских солдат похитили и изнасиловали 12-летнюю школьницу. В целом же, начиная с 1972 года, за американскими военными числилось уже больше десяти убийств и больше ста изнасилований, но обстановку помогал несколько разрядить тот факт, что судили вояк по месту преступления, то есть в Японии.
«Иссуйкай» (в переводе – «Общество единой капли») появилась как раз тогда – в семидесятые, и стойкого американизма придерживается по сей день. При этом «Иссуйкай» считает марионеткой США не только японское правительство, но и ООН, а потому выступает и против ООН, и против правительства, и против какого-либо вмешательства США в дела независимых стран (в частности, она живо протестовала против войны в Ираке). В отличие от ряда других националистических групп, «Иссуйкай» относится к более-менее респектабельным и не связана с объединенными преступными группировками (а такая спайка весьма характерна для японских ультраправых).
Окончание холодной войны привело к тому, что антиамериканская риторика «Иссуйкай» только усилилась (вследствие фактического отказа США от борьбы с коммунизмом и левыми идеологиями «на всех фронтах, во всех точках»). В последние годы налицо прилив в движение «свежей крови», но при всем при этом политические перспективы «Иссуйкай» умозрительны. Современные японцы отдают себя в основном карьере, проявляют пониженную политическую пассионарность, и вся борьба националистов в конечном счете сводится к гайсэнся – так называют агитационные микроавтобусы, что разъезжают по городам и транслируют через динамики призывы бороться, ненавидеть, почитать и так далее.