Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал власти США обеспечить право на свободу слова и собраний жителей Фергюсона (штат Миссури), где неделю не стихают волнения из-за убийства полицейским чернокожего подростка, сообщает ИТАР-ТАСС. Об этом вечером в понедельник заявил его представитель Стефан Дюжаррик.
Если бы черный убил черного или белый убил белого, такого шума не было бы
«Генеральный секретарь призывает власти обеспечить защиту права на проведение мирных собраний и свободу выражения, – сказал Дюжаррик. – Он призывает всех проявлять сдержанность, призывает органы правопорядка при обращении с демонстрантами соблюдать американские и международные стандарты».
Напомним, в понедельник беспорядки в американском Фергюсоне вспыхнули с новой силой. В новом митинге в общей сложности приняли участи около 400 демонстрантов, среди которых были женщины и дети. Накануне губернатор Никсон объявил о введении там чрезвычайного положения и комендантского часа с 00.00 до 05.00. Однако эта мера не смогла предотвратить новых столкновений. Никсон также велел ввести в город части Национальной гвардии США.
Население Фергюсона составляет примерно 21 тыс. человек. Около 60% из них – афроамериканцы. При этом из 53 полицейских города темнокожими являются лишь шестеро. Согласно данным ФБР, в США ежегодно от рук полицейских погибают порядка 400 жителей, в том числе 96 афроамериканцев. Из них, по информации ФБР, около 18% не достигли 21 года.
Как писала газета ВЗГЛЯД, волнения начались после убийства полицейским 18-летнего темнокожего подростка Майкла Брауна. Браун был застрелен полицейским 9 августа. По сведениям американской печати, молодой человек, который был безоружен, отказался подчиниться требованиям стражей порядка, вступив в рукопашную с одним из них. Сообщается, что Браун мог попасть под подозрение за то, что вынес из магазина коробку сигар, не заплатив за них. При этом он якобы грубо оттолкнул работника супермаркета, который попытался остановить его.
Как сообщил в понедельник портал Daily Caller со ссылкой на заявление полиции, выстрелы в Брауна были сделаны с дальнего расстояния.
О подоплеке столкновений в Фергюсоне газете ВЗГЛЯД рассказал американский эксперт, директор компании International Market Analysis ltd Ариэль Коэн.
Ариэль Коэн (фото: arielcohen.com) |
ВЗГЛЯД: Господин Коэн, на ваш взгляд, в чем причина регулярности таких волнений? Год назад вы давали газете ВЗГЛЯД интервью про аналогичное дело подростка Трейвона Мартина...
Ариэль Коэн: В данном конкретном случае причина – отрицательное отношение к полиции, подозрения и страхи среди большинства людей, которые проживают в кварталах, где произошли столкновения. В общем, взаимное недоверие и неприязнь. Не исключено, что в Фергюсоне еще и толпу заводят профессиональные афроамериканские политики типа проповедников Эла Шарптона и Джесси Джексона. Они охотно раздувают такие случаи. Но в данном случае надо подождать окончания расследования и понять, почему полицейский стрелял в этого великовозрастного подростка аж шесть раз. Майкла Брауна пресса постоянно называет «тинейджером», но на самом деле он здоровенный.
ВЗГЛЯД: По российским законам, уже взрослый – 18 лет...
А.К: Да, по внешнему виду Браун – судя по видеозаписи, на которой он (ну или человек, очень похожий на него) грабит магазин, – вполне мог постоять за себя. Такой вломит – мало не покажется. Как оказалось, он был обкуренный – марихуана.
Главный вопрос, почему полицейский, не имевший за шесть лет никаких взысканий за несанкционированное применение силы, сделал это, пока непонятно. Судя по первому отчету о вскрытии, полицейский всадил в него шесть пуль. Причем стрелял не в ноги или руки, а стрелял в голову, то есть хотел убить.
Есть еще один вопрос. Почему полицейский не использовал, например, электрошокер. Эти средства вообще очень популярны, смертность практически равна нулю, но при этом они эффективны. И люди у нас на улицах знают. Стрелять или нет, полицейский еще сначала подумает, а вот шокер он вытащит сразу и применит...
Поэтому очень важно будет установить, что побудило полицейского применить оружие. Хочу заметить, что масштаб протестов небольшой. От 200 до 400 людей присутствовали на этих демонстрациях. Ни о каких массовых беспорядках речи нет. И еще два важных момента. Толпы этих людей стали громить магазины, потом бросать камни и «коктейли Молотова». То есть поведение толпы вызывает по меньшей мере недоумение.
ВЗГЛЯД: Вы говорите – всего 200–400 человек. Но теперь в город вводят уже Национальную гвардию США, то есть размах волнений вырос?
А.К: Это маленький городок, предместье Сент-Луиса, и, видно, местная полиция просто не справляется. Эскалации по стране я не наблюдаю. Местный руководитель – это такой назначенный человек типа российского сити-менеджера – обратился еще в субботу к генпрокурору штата, чтобы тот занялся убийством этого человека. Между прокурорами округа и штата начались разборки из-за того, кому этим сложным делом заниматься. К делу подключилось ФБР. Для США это большой скандал именно из-за расового момента. Если бы черный убил черного или белый убил белого, такого шума не было бы. А это оказался такой «высоковольтный», заряженный эпизод.
Генеральный прокурор, который тоже является афроамериканцем, уже назначил по просьбе семьи повторное вскрытие – в виде исключения. Причем его будет проводить независимый патологоанатом. Расследование ведет офицер Рон Джонсон, который также афроамериканец.
ВЗГЛЯД: Если толпа уже бьет витрины, жжет и переворачивает машины, бросает в полицию булыжники и «коктейли Молотова», разве в этом случае не допустимо применение резиновых пуль?
А.К: Может быть, имело смысл ограничиться слезоточивым газом и водометами, а не стрелять резиновыми пулями. Из того, что я вижу и слышу, есть основания утверждать, что в данном случае недостаточно использовали общественные контакты. Полиция, по-видимому, недостаточно работает с лидерами общины Фергюсона. В таких пригородах обычно авторитетные люди – это местные священники, они могут успокоить протесты. А полицейские вместо этого использовали бронетранспортеры, слезоточивый газ и резиновые пули. Ну просто Западный берег реки Иордан! Открытым остается вопрос, стоило ли делать ставку на эти меры в данном случае. Как у вас в России это называлось – Бирюлево Южное?
ВЗГЛЯД: Бирюлево Западное.
А.К: Вот у нас примерно на том же уровне. Но поскольку это не столица, а провинция, то это менее угрожает важным объектам.
ВЗГЛЯД: А изменился ли уровень расовой напряженности за минувший после приговора по делу Трейвона Мартина и Майкла Циммермана год?
А.К: До сих пор, слава Богу, не было беспорядков, и, скорее всего, их не будет ни в Детройте, ни в Чикаго, ни в Нью-Йорке, ни в Лос-Анджелесе. Мне кажется, что это признак достаточной стабильности. Кстати, недавно был похожий случай в Нью-Йорке. Эрика Гарнера, здоровенного афроамериканца, полицейские скрутили, бросили на землю и сделали такой жесткий захват ему. Тоже такой дядечка – килограмм на 120, отец двоих или троих детей. Продавал сигареты на тротуаре, не заплатив налоги. В общем, он на полицейских, так сказать, покатил бочку. Его повалили на землю, зажали шею. А у него, оказывается, астма была, болезнь сердца, ожирение, и он, к сожалению, умер... Но беспорядков тогда не было. Хотя тут тоже полицейские были белые... В общем, американским полицейским лучше не сопротивляться.
ВЗГЛЯД: Возможны ли массовые манифестации, наоборот, против поведения чернокожих?
А.К: Есть, конечно, маргиналы – Американская нацистская партия (American Nazi Party), «Арийские нации» (Arian Nations). Таких по всей Америке тысяч сто есть, но пока никаких активных демонстраций не видно. Думаю, на выборах в Конгресс в ноябре 2014 года беспорядки усилят крайних: правое крыло Республиканской партии, стоящее за закон и порядок, и левое крыло демократов, жалеющих жертв полицейского насилия.