Вечером во вторник на подлете к Тель-Авиву система противоракетной обороны «Железный купол» сбила ракету, запущенную из сектора Газа. Это первый обстрел города с ноября 2012 года, когда в секторе Газа проводилась спецоперация «Облачный столп». Сообщений о пострадавших в результате обстрела и каких-либо разрушениях не поступало.
#{image=814012}Глава израильского правительства Биньямин Нетаньяху провел ранее во вторник совещание с руководителями силовых структур, передает ИТАР-ТАСС. Пожелавший остаться неназванным источник в правительстве сообщил, что Нетаньяху приказал «готовиться к тщательной, продолжительной, объемной и силовой кампании» в секторе Газа.
Как писала газета ВЗГЛЯД, Палестина и Израиль обмениваются авиаударами последние три недели. В ночь на четверг ВВС Израиля нанесли по сектору Газа удары, которые военные назвали ответом на продолжающиеся палестинские обстрелы.
Пресс-секретарь ХАМАС в Газе Фаузи Бархум заявил, что эта организация подготовила список разнообразных целей в Израиле, и что «если израильтяне хотят продолжить существование, то должны установить «Железный купол» в каждом доме».
О том, какова вероятность начала сухопутной атаки на сектор Газа, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал бывший консультант Нетаньяху, исполнительный директор Российского еврейского конгресса, политолог Бенни Брискин.
ВЗГЛЯД: Господин Брискин, почему в Израиле так уверены, что за убийством подростков стоит именно ХАМАС? Разве уже доказана его вина?
Бенни Брискин (Фото: facebook.com/benny.briskin) |
Бенни Брискин: Конечно, это абсолютно проверенная информация. Знают, кто убил, эти люди уже сидели в израильских тюрьмах и были освобождены при очередной сделке по обмену пленными. И косвенные, и прямые доказательства указывают на то, что это – ХАМАС.
Кроме того, противостояние в первую очередь подхлестывается ХАМАС, других сил нет, есть мелкие группы, которые не могут качественно организовать похищение, исчезновение, прятаться и так далее, – то, что в состоянии сделать ХАМАС. Когда обстрелы идут из Газы, тут уже точно не надо ничего гадать. Если крякает как утка, ходит как утка, то это утка, а не крокодил. Из Газы нельзя проводить массовые обстрелы без того, чтобы организация, которая является фактически правительственной, об этом ничего не знала и не подозревала.
ВЗГЛЯД: Какова вероятность сухопутной операции?
Б. Б.: Это зависит от решения правительства. Там есть достаточно мощные силы, которые выступают за сухопутную операцию, в частности министр иностранных дел Авигдор Либерман и его русскоязычная партия, а также несколько министров из самой партии «Ликуд». Решение принимает премьер-министр, и оно будет зависеть от того, как будут развиваться события, и от поведения в первую очередь ХАМАС – террористической организации, которая провоцирует Израиль на сухопутную операцию.
Трудно понять, зачем им это нужно. До недавнего времени считалось, что эскалация не выгодна никому. Но после похищения и убийства трех молодых людей и эскалации ситуации в целом, видимо, она выходит из-под контроля. Правительство вынуждено реагировать на действия со стороны террористов ХАМАС, и только воздушными операциями вряд ли можно будет ограничиться.
ВЗГЛЯД: По вашему мнению, какие силы давят на Нетаньяху с целью ограничивать возмездие только воздушными атаками?
Б. Б.: Это всегдашние колебания. Во-первых, в Израиле есть пресса, которая в большинстве своем достаточно левая и оказывает определенное давление на правительство. Внутри правительства есть оппозиция. Еще есть Запад, США во главе с Бараком Обамой, который не яростный сторонник Нетаньяху.
Когда американцам надо принимать такие решения, они ни с кем не советуются, а когда израильтянам надо делать то же самое, на них оказывают давление. А ведь часто получается наоборот – в результате сухопутной операции зачистка делается хирургически точечно, и таким образом удается предотвратить жертвы.
Надо понимать, что налеты с воздуха, чтобы они были эффективны, могут привести к серьезным потерям. В принципе сухопутная операция с привлечением больших сил, как это ни странно, может оказаться гораздо более гуманной в отношении мирного палестинского населения, среди которого и скрываются террористы. Поэтому сегодня все за и против взвешиваются.
Но, с другой стороны, сухопутную операцию не любят миротворцы, не одобряет президент Обама, поэтому американцы давят сегодня, чтобы сухопутной операции не было.
ВЗГЛЯД: Как вы оцениваете роль американской дипломатии? Можно ли сказать, что ее попытки примирить евреев с арабами опять провалились?
Б. Б.: А что ее оценивать? Какая там дипломатия, если больше 20 лет соглашению в Осло, и оно не дало никаких результатов. Кроме того, Израилю пришлось расстаться с какой-то частью территорий, которые им контролировались, и там был мир.
Совершенно понятно, что это полный провал американской дипломатии. По крайней мере на этом направлении, как и на многих других. Но кто же позволит такие вещи в лицо сказать? США остаются гарантом военной мощи Израиля, поэтому на эту тему говорить не очень принято.