Разрывая военно-техническое сотрудничество между Москвой и Киевом, Украина хоронит собственный военно-промышленный комплекс. По крайней мере такую оценку дал заявлению Петра Порошенко о запрете любого военно-технического сотрудничества с Россией вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Разрыв отношений с Украиной приведет «к просадке» программы вооружений минимум на 5-6 лет
Ранее запрет не затрагивал продукцию двойного назначения, например, двигатели к вертолетам и газотурбинные установки для кораблей, которые могут быть использованы как в военных, так и в гражданских целях. Однако после обострения отношений на фоне катастрофы малайзийского Boeing 777 Киев решил идти на полный разрыв отношений.
«Оборонно-промышленному комплексу Украины наступает полный конец, и радоваться здесь нечему, – подвел Рогозин черту под сказанным Порошенко. – В личном плане я крайне переживаю из-за разрыва кооперации с Украиной. У меня там много родни, у меня жена с Украины. Это не чужая страна, как и для многих из нас».
На момент распада Советского Союза военно-промышленный комплекс Украинской ССР был вторым по величине после РСФСР. В состав украинского ВПК входило 3594 предприятия, на которых работало более 4 млн человек. Украина унаследовала почти треть космической промышленности бывшего СССР. В космическую отрасль входило 140 предприятий и институтов, которые обеспечивали работой 200 тыс. человек. Однако к 1997 году количество оборонных предприятий сократилось в 5 раз, доля оборонного производства в украинской промышленности упала с 35 до 6%. Около 550 связанных с оборонкой предприятий и конструкторских бюро самоликвидировались или были закрыты, а число рабочих мест в отрасли сократилось в 7 раз.
В 2010 году, по данным министерства промышленной политики Украины, в интересах обороны в стране работало всего 143 предприятия. В 2011 году Украина выпала из десятки основных глобальных поставщиков вооружений, заняв 12-е место. Впрочем, по оценке главы Минпромторга Дениса Мантурова, озвученной в апреле 2014 года, общий портфель российских гражданских и военных заказов, размещенных на украинских предприятиях, составлял около 15 млрд долларов, или 8,2% ВВП Украины. Российско-украинский оборонный товаропоток насчитывал 7–8 тысяч наименований, а к сотрудничеству были привлечены 1330 предприятий.
До последнего времени Россия получала с Украины большое количество комплектующих практически для всех видов вооружений и военной техники. Например, КБ «Южмаш» до последнего времени занималось сопровождением двух основных для обороноспособности России стратегических ракетных комплексов: тяжелой баллистической ракеты Р-36М2 (SS-18) «Воевода», больше известной по своему натовскому названию «Сатана», и УР-100Н (SS-19). Первых у нас на вооружении 52, вторых – 40 штук. На этих машинах стоит более половины ядерных боезарядов сухопутной группировки стратегических ядерных сил сдерживания.
Также «Южмаш» сотрудничает с Россией в области космических запусков ракет-носителей «Днепр» и «Зенит». Зависят от авторского надзора украинских специалистов и системы наведения и управления российских ракет УР-100Н и РТ-2ПМ «Тополь», разработанные в советское время на харьковском предприятии «Хартрон» (бывшее НПО «Электроприбор») и киевском «Арсенале».
Украинская корпорация «Мотор Сич» поставляет вертолетные, авиационные и ракетные двигатели. Согласно подписанному в 2011 году контракту с холдингом «Вертолеты России», до 2016 года украинцы должны поставлять 250–270 двигателей ТВЗ-117 и ВК-2500 ежегодно на сумму 1,5 млрд долларов. Они предназначены для боевых и транспортных вертолетов Ми-26, Ка-31, Ка-32, Ка-52, Ми-8 разных модификаций, Ми-24, Ми-28Н, Ми-35. Двигатели украинского производства устанавливаются на российские самолеты-амфибии Бе-200 и учебно-боевые Як-130, а также на тяжелые транспортные Ан-124 «Руслан». Помимо этого, «Мотор Сич» поставляет турбореактивные двигатели Р-95-300 для стратегических крылатых ракет Х-55 и Х-55СМ, авиационных тактических ракет Х-59М, Х-35 и корабельных 3М10 и 3М24.#{weapon}
Украинские предприятия поставляют гидравлические системы и тормозные парашюты для истребителей Су-27, Су-30 и Су-35, а также комплектующие для истребителя-бомбардировщика Су-34. Оборудование николаевского предприятия «Зоря-Машпроект» – редукторы и газотурбинные установки, которые идут для новейших российских фрегатов проекта 22350. Черкасский «Фотоприбор», киевский «Арсенал» и львовская «Лорта» – основные поставщики систем наведения для танков, самолетов и зенитных ракетных комплексов. «Фотоприбор» также участвует в проекте по созданию российских противотанковых комплексов «Хризантема», поставляет аппаратуру управления для вертолетов Ми-24.
«Разрыв отношений с Киевом в области военно-технического сотрудничества – это, конечно же, гарантированная смерть украинского ВПК и полная деиндустриализация страны, – заявил газете ВЗГЛЯД глава Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ) Руслан Пухов. – Заявления, что, дескать, завтра украинская продукция найдет покупателей на других рынках, не более чем иллюзия. За 23 года независимости не нашла. Что такого уникального производит украинский ВПК, что могло бы заинтересовать Запад?»
Киев осуществляет военно-техническое сотрудничество с 45 странами, однако по понятным причинам доля российского рынка для украинского экспорта составляет до 60%. Практически все без исключения оставшиеся предприятия украинской оборонки работают только благодаря российским контрактам. Более 70% поставщиков систем и комплектующих для украинских оборонных предприятий находятся в России. Без участия россиян Украина производит лишь танки Т-80, «Оплот» и «Ятаган», а также ряд старых бронетранспортеров.
Разумеется, Россия тоже серьезно пострадает от прекращения военно-технического сотрудничества с Украиной. По мнению Пухова, разрыв отношений с Украиной приведет «к просадке» программы вооружений минимум на 5–6 лет.
«Меры, предпринятые правительством по импортозамещению в ВПК, – говорит эксперт, – дадут свои результаты, но не сразу. Российский ВПК способен производить всю номенклатуру необходимой ему продукции. Но на это нужно время».
В ситуации с теми же вертолетными двигателями ТВЗ-117 и ВК-2500 производство уже организовано на базе петербургского ОАО «Климов», которое должно выйти на проектную мощность в 450 двигателей в год к 2015 году. Пока «Климов» выпускает не более 100 моторов в год. И то пользуясь комплектующими украинского «Мотор Сич». При этом потребности в рамках госпрограммы вооружения по этой продукции составляют 400 двигателей в год. Не менее сложная ситуация с фрегатами дальней морской зоны проекта 22350. Они предназначены для перевооружения Черноморского флота. Для головного корабля Украина поставила силовую установку, а как быть с остальными шестью?
Впрочем, в ситуации отсутствия серьезных угроз для безопасности государства, по мнению эксперта, Россия может и подождать со сроками выполнения госпрограммы вооружения. По словам замминистра обороны Юрия Борисова, российское военное ведомство рассчитывает на 95% избавиться от поставок комплектующих с Украины. Уже составлен график по импортозамещению, «проанализировано наличие запасов комплектующих, готовимся к производству всех деталей, определены ответственные».
Производство двигателей для крылатых ракет и газотурбинных установок может быть налажено на Рыбинском НПО «Сатурн». Программа развития стратегических ядерных сил уже не предусматривает участие в ней украинских производителей. Новые ракетные комплексы стратегического назначения РТ-2ПМ2 «Тополь-М», РС-24 «Ярс» и морская Р-30 «Булава» созданы полностью на отечественной элементной базе. Так же будет сделана новая тяжелая баллистическая ракета, идущая на смену Р-36М2. В России налажено и собственное производство авиационных ракет класса «воздух-воздух» Р-77, снимающих зависимость наших истребителей МиГ-29, Су-27, Су-30 и Су-35 от украинских ракет. Подобные решения есть и в других областях, связанных с вооружением и военной техникой.