Как сообщила газета ВЗГЛЯД, руководство «Донецкой республики» вечером во вторник провозгласило себя легитимной властью. Группа активистов зачитала на своем заседании в Донецкой ОГА заявление, в котором говорится, что они не признают официальный Киев и считают себя легитимной властью. Кроме того, руководство «Донецкой республики» своим решением «отправляет в отставку» всех назначенных центральной властью силовиков и губернатора Сергея Таруту и назначает на 11 мая референдум о самоопределении Донецка.
Напомним, что в минувшие выходные на Юго-Востоке Украины вновь вспыхнули волнения, напоминающие народное восстание. Наибольшего успеха активистам Юго-Востока пока удалось добиться в Донецке, где накануне активисты заняли здание областной государственной администрации и вывесили на нем российские флаги. Митингующие взяли под контроль здание СБУ и решили избрать Народный областной совет, провозгласивший независимость Донецкой народной республики. Республиканский совет ДНР обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой о вводе временного миротворческого контингента на территорию региона. Украинские правоохранители заявили во вторник, что не оставляют попыток вести переговоры с митингующими, занявшими накануне здание областной администрации. О том, что происходит в эпицентре противостояния, газете ВЗГЛЯД рассказал член координационного совета донецкого Народно-освободительного движения Семен Кузьменко.
ВЗГЛЯД: Семен Александрович, какова обстановка в ОГА и вокруг здания?
Семен Кузьменко: Я сейчас в здании, на 11-м этаже, в сессионной комнате. Заседание Народного совета в эти минуты в самом разгаре – много обсуждается вопросов, много точек зрения. Параллельно работают силы самообороны, предпринимают меры для защиты здания ОГА. Руками строителей, которые нам помогают, были дополнительно укреплены подступы, все это проходит под руководством бывших офицеров спецназа, военных. Самоорганизовываемся, готовимся полностью защитить свой суверенитет.
ВЗГЛЯД: Сколько активистов самообороны находится в здании ОГА?
С. К.: До 800 человек, согласно штату записанных. Возможно, что фактически и больше. Параллельно действуют мобильные группы, которые не могут постоянно находиться здесь, но по одному звонку готовы прибыть, таким образом, количество присутствующих в здании может удвоиться или утроиться. Кроме того, люди приходят на площадь перед зданием, высказывают поддержку.
ВЗГЛЯД: Сколько народу собралось сейчас перед зданием обладминистрации?
С. К.: По моим оценкам, около тысячи человек. Сильного противодействия мы в данный момент не ожидаем. Обострение ситуации ожидается ближе к 18.00 (19.00 мск) – на вечер намечен митинг «сторонников единой Украины», которые, возможно, пойдут на провокации. Но к этому моменту на площади, скорее всего, будет уже 5–7 тыс. наших сторонников.
ВЗГЛЯД: Правда ли, что ранее в здании СБУ ваши сторонники взяли оружие?
С. К.: Подтверждаю, это достоверная информация. Это оружие не роздано всем подряд, оно выдано людям, у которых были проверены военные билеты. Подчеркну, мы вооружились для того, чтобы защитить себя. Наша цель состоит в том, чтобы кровь не пролилась.
ВЗГЛЯД: Какое количество оружия находится на руках?
С. К.: Есть сведения (но это, конечно, неподтвержденная статистика), что в области на каждого третьего приходится по одному незарегистрированному «стволу». Так что и помимо захваченного оружия область и так довольно прилично вооружена. Количество, если понадобится, будет измеряться тысячами. Просто нельзя легализовать применение этого оружия, нельзя давать понять, что применять оружие можно. Это главная задача. Мы понимаем всю сложность ситуации. Любое вмешательство извне вызовет ответную реакцию, и это будет не самым желательным вариантом развития событий.
ВЗГЛЯД: Насколько вас беспокоит то, что произошло ночью у ваших соседей, в Харькове?
С. К.: Нас, безусловно, беспокоит то, что происходит в соседней Харьковской области. Собираем информацию от очевидцев – сообщениям мы не верим. Стоит на три-четыре часа отъехать от ОГА, как уже видишь сообщения о том, что здание уже взяли.
Наши представители в Харькове сообщают о зачистке – ее произвели не сотрудники МВД, у этих людей не было ни шевронов, ни других опознавательных знаков. Не могу стопроцентно ручаться за эти сведения, но сообщается о том, что в группе, проведшей зачистку, были и иностранцы. Было захвачено порядка 70 человек – их «упаковали» и отправили автомобилями.
Среди захваченных был один из наших активистов, у которого при себе было три мобильных телефона – два изъяли, а один найти не смогли. Ему удалось из автозака позвонить знакомым и сообщить о том, что они проезжают через Полтавскую область. Среди захваченных – в основном молодежь, есть и несколько девушек. Их везут без объяснения причин задержания – и, скорее всего, в Киев.
ВЗГЛЯД: Можно ли сказать, что у Киева сейчас недостаточно сил, чтобы сразу «зачистить» весь Юго-Восток, и силовики попытаются давить ваших сторонников по очереди?
С. К.: Они будут пытаться подавить малые центры сопротивления, чтобы Донецк остался один, и его дискредитировать – будто бы речь идет не о движении всего Юго-Востока, будто тут незначительная выходка группы непонятных людей. Сообщается о том, что ночью и в Николаеве была перестрелка. Разгоняли наш палаточный городок.
ВЗГЛЯД: С той «стороны баррикад» кто-то пытается вести с вами переговоры, обсуждать условия?
С. К.: Вчера мы были на переговорах с Ринатом Ахметовым (один из богатейших украинских бизнесменов, выходец из Донецка, ранее считался близким к «семье» Виктора Януковича – прим. ВЗГЛЯД). Никаких предложений та сторона выдвигать не пытается. Мы же потребовали, чтобы вернули ранее снятого со своего поста начальника областного главного управления МВД Романа Романова.
Сейчас силы МВД деморализованы. Они сейчас не могут действовать – им поступают противоречивые, антинародные и незаконные приказы. Если бы нам удалось вернуть нашего главного милиционера, то правоохранительные органы начали бы работать – неважно, за кого-то или против. Просто мы противники того, чтобы по улицам ездили неизвестные вооруженные люди в джипах. Такие понятия, как «апелляция к закону» и «правосудие», сейчас, увы, отсутствуют.
Мы предложили такой вариант: чтобы милиция взяла под контроль всю ситуацию в городе. Упомянутые переговоры были последней попыткой стабилизировать ситуацию, и если этого не произойдет, мы полностью потеряем контроль над происходящим – будет дестабилизация.