Арсений Яценюк, назначенный Верховной радой премьер-министром Украины, съездил в пятницу в Донецк в компании высокопоставленных представителей киевской власти, но ограничился общением лишь с местной политической и бизнес-элитой.
Вместо общения с митингующими Яценюк было проанонсировал «телевизионный диалог» с жителями неспокойных регионов Юго-Востока. Но и этого не произошло. Вместо телемоста в эфир «Первого национального канала» вышло обычное интервью с девушкой-корреспонденткой.
Обещания, которые дал Яценюк, он дал с перепугу и под впечатлением от встречи с местными олигархами – они требовали от Киева каких-то жестов на фоне выхода из повиновения элитных спецподразделений
Яценюк сообщил, что в планах киевских властей – заменить назначаемых из столицы губернаторов на выборную власть, несколько напоминающую советскую: облсовет выбирает исполком, орган исполнительной власти. «Самое главное отличие – мы не хотим присылать никого из Киева», – заверил Яценюк. Заметим, что одной из причин возмущения на Юго-Востоке стало назначение «новой властью» новых губернаторов из числа олигархов, признавших Майдан.
Яценюк вновь остановился и на таком больном вопросе, как статус русского языка. «Хочу развеять все страхи. Первый – языковой. Закон Кивалова – Колесниченко (о региональном статусе русского языка – прим. ВЗГЛЯД) продолжает действовать. Российский... то есть, русский язык имеет фактически статус государственного», – подчеркнул Яценюк по-русски. «Я первый, кто будет гарантировать права русского языка!» – заявил глава киевского правительства и поведал о том, что у него «в семье жена разговаривает по-русски, но при этом она не требует, чтобы Российская Федерация защищала ее права». Впрочем, о закреплении статуса русского языка в конституции Яценюк так и не упомянул.
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, ранее он сделал и другое важное обещание, призванное успокоить Восток. «Парламент должен принять закон о местном референдуме, и соответствующие изменения должны быть внесены и в закон о всеукраинском референдуме», – сказал Яценюк, выступая утром перед местными депутатами в Донецке. Изменения в конституцию Украины нужно принять до президентских выборов, которые назначены на 25 мая, призвал Яценюк.
«Они украли наше море»
Впрочем, «спекулятивный вопрос о так называемой федерализации» явно вызвал у Яценюка раздражение. «Что такое так называемая федерализация? Еще несколько месяцев назад у нас был один Янукович на всю страну, а те, кто предлагает федерализацию, хотят иметь маленьких януковичей в каждой области», – заявил он.
Отвечая на вопросы об экономике, Яценюк постоянно сбивался на упреки в адрес восточного соседа: Россия-де блокирует доступ украинских товаров, а «присутствие российских танков на границах» заставляет граждан скупать валюту, что препятствует укреплению гривны. Но есть выход: транши Международного валютного фонда.
«Мы приняли пакет серьезных реформ. В течение двух недель мы ждем решения МВФ, на Украину пойдет серьезная финансовая помощь, – посулил Яценюк. – Сейчас придут золотовалютные резервы, мы сразу стабилизируем курс».
Что же касается отношений с Россией, то Яценюк сперва признал, что «процесс начался» – идут переговоры на уровне МИДов, профильных министров, но затем вновь сорвался на обвинения. «Каковы цели России? Может, цель такая, как в случае с Крымом? Я пока не встретил ни одного русскоязычного украинца, который сказал, что его надо защищать», – заявил Яценюк. Говоря о Крыме, он подчеркнул, обращаясь к русскоязычной аудитории: «Они украли нашу и вашу территорию. Это было наше море, наши санатории, наша земля». «Еще при нашей жизни те, кто захватил Крым, будут извиняться перед украинским народом, Украина восстановит свой контроль над Автономной Республикой Крым», – торжественно предрек Яценюк.
Кстати, весь диалог шел на русском, и лишь отвечая на последний вопрос – о будущем Украины, глава киевского правительства внезапно вновь перешел на «державну мову». Может быть, этот ответ предназначался уже не для русскоязычных телезрителей?
«Ни в парламенте, ни на Майдане»
«Сам факт переговоров и поиск мирного урегулирования восточноукраинского кризиса можно оценить только положительно. Думаю, что это реалистичный и прагматичный подход, который учитывает особенности ситуации», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД украинский политолог, председатель правления центра прикладных исследований «Пента» Владимир Фесенко.
При этом собеседник подчеркнул: следует откровенно признать, что «не все воспримут такой шаг и в парламенте, и на Майдане». «Но все-таки это более рациональный подход, чем попытка решить этот вопрос силой, – замечает Фесенко. – Думаю, что при нынешней ситуации силовой вариант вряд ли будет удачным, последствия могут быть негативными».
Но на самом деле проблема состоит в другом, подчеркивает собеседник. «Договориться можно с Ринатом Ахметовым, с донецкими начальниками. Но кто будет обеспечивать разоружение? – замечает Фесенко. – Это вопрос, на который нет однозначного ответа». Если тот же Ахметов, сможет «обеспечить разоружение людей, которые засели в Донецкой ОГА», тогда договоренности будут иметь перспективу, подчеркивает собеседник. «Но если этого не произойдет, то переговоры теряют смысл. Если Ахметов не сможет на них повлиять, то Донбасс превратится в зону хаоса, где не будет никакой власти, это будет такое «мини-Сомали», – полагает украинский политолог. «Ахметов тоже становится ответственной стороной», – подчеркивает киевский эксперт.
«Наобещал с три короба»
«Обещания, которые дал Яценюк, он дал с перепугу и под впечатлением от встречи с местными олигархами, – подчеркнул в беседе с газетой ВЗГЛЯД директор московского Института стран СНГ Константин Затулин. – Олигархи как самые боязливые на свете люди (капитал вообще самая боязливая вещь на свете) в один голос требовали от киевской власти каких-то жестов на фоне того, что начинают выходить из повиновения даже элитные части».
Как напомнил Затулин, спецназ СБУ отказался штурмовать здание Донецкой ОГА. «Это очень серьезный «звонок», симптом, и, я думаю, под впечатлением от всего этого, Яценюк не стал встречаться ни с кем из тех, кто, по идее, должны были услышать его речь, то есть с самими протестующими, – отмечает эксперт. – С другой стороны, Яценюк наобещал с три короба». Верить в то, что он пообещал, сейчас можно примерно так же, как верить в те договоренности с Януковичем, которые он подписывал 21 февраля, подчеркивает Затулин.
«Обещания могут быть удовлетворены, а могут быть благополучно отброшены... Сейчас Яценюк старательно пытается, говоря что-либо, не говорить всего, – замечает Затулин. – Главное, что Яценюк – это не самое главное действующее лицо. Если говорить о тех вещах, которые он сулил, то они как минимум должны быть поддержаны тем самым парламентом, который известно как себя ведет». По мнению эксперта, было бы довольно легкомысленно со стороны тех, к кому были обращены слова Яценюка, просто так верить его обещаниям, без достаточных гарантий.
Русскому обещана «региональная» судьба
Выступая на совещании с Яценюком, мэр Донецка Александр Лукьянченко призвал вынести проект новой конституции Украины, в которой бы был закреплен статус русского языка, на всеукраинский референдум или на общегосударственный опрос. По его мнению, в регионе сложилась очень напряженная политическая ситуация, виной тому – «отсутствие механизмов у органов государственной власти и местного самоуправления для решения экономических и политических проблем».
Ранее, как писала газета ВЗГЛЯД, депутаты Донецкого областного совета также обратились к Верховной раде с предложением о децентрализации власти в стране, наделении русского языка статусом государственного и о принятии закона о местных референдумах.
Напомним, еще 21 февраля – в канун смены власти – парламент Украины принял закон о возвращении к конституции 2004 года, ограничив тем самым полномочия президента в свою пользу. «Конституционная реформа, которая будет уравновешивать полномочия президента, правительства и парламента, будет начата немедленно и завершена в сентябре 2014 года», – говорилось в документе. Проект изменений наметили было рассмотреть уже к 15 апреля, однако теперь продлили этот срок на месяц.
«Поправки в конституцию о статусе русского языка исходят от мэра Донецка и Донецкого облсовета. Но дело в том, что на территории Донецкой области русский язык уже имеет официальный статус, и Яценюк пообещал, что ничего в этом смысле меняться не будет», – отмечает Владимир Фесенко. Но если вести речь о статусе русского языка на общенациональном уровне, то это должно быть предметом согласования интересов, отмечает собеседник.
«Донецк не может навязывать свою волю ни по вопросу федеративного устройства, ни по вопросу государственного статуса русского языка», – подчеркивает Фесенко. По его словам, в свое время, в середине 1990-х, когда тоже стоял вопрос о статусе русского языка как государственного, был достигнут компромисс: тогда, утверждает Фесенко, этот статус был негласно «обменян на автономный статус для Крыма».
«Теперь Крыма нет, а это значит, что число русскоязычных граждан Украины уменьшилось на 2,5 млн человек», – отмечает собеседник. По мнению Фесенко, целесообразно провести референдум о статусе русского языка, но этот референдум должен быть общенациональным – «и тогда донецкие и луганские начальники должны принять результаты этого референдума». «То же касается и вопроса о федерализации», – подчеркивает украинский политолог.
В проекте новой конституции Украины планируется учесть статус русского языка в качестве регионального, сообщил в пятницу по итогам переговоров в Вене с делегацией Украины в рамках ПА ОБСЕ глава делегации России Николай Ковалев.
«Федерализация – это технология захвата части Украины»
По словам Ковалева, нельзя сводить все надежды на решение проблем к выборам 25 мая, необходимо учитывать и конституционную реформу. При этом проект новой конституции планируется представить на всенародное обсуждение на Украине 15 мая, цитировала парламентария газета ВЗГЛЯД.
По его словам, украинская сторона дала понять, что в проекте предусмотрено расширение прав регионов. «На Украине не очень любят слово «федерализация», так как поставили знак равенства между этим термином и сепаратизмом», – заметил парламентарий. «Это абсолютно позитивный фактор, который РФ только приветствует», – сказал глава российской делегации.
Правящая ныне партия «Батькивщина» во главе с Юлией Тимошенко предлагает полностью вернуться к основному закону 2004 года, сделав, в частности, президента номинальной фигурой, ограничив его право на роспуск Верховной рады. Всю полноту власти в областях и районах партия предлагает передать исполнительным органам, назначенным местными советами. Пока же глав регионов назначает президент.
Слово «федерализация» в партии действительно не любят. По мнению Тимошенко, план по федерализации – «это создание таким внешним силовым образом еще десятков Автономных Республик Крым на территории Украины». «Федерализация – это технология захвата части Украины», – считает она. Однако политик пообещала в то же время составить новый бюджетный кодекс, который даст полную финансовую самостоятельность всем регионам, в том числе Донбассу.
В свою очередь вице-премьер Владимир Гройсман в начале апреля обещал, что до конца года вместо губернаторов, некоторые из которых «вели себя как мини-цари на территориях», появятся префекты, а вместо областных государственных администраций – префектуры. «Префект будет «глазами» на территории. Он не будет распоряжаться ресурсами, бюджетом, не будет назначать людей на должности», – пояснил Гройсман, предположив, что префектов будет назначать или правительство, или президент.