«Нуланд работает давно. В наше время она прибыла в Армению для переговоров. Нуланд из тех людей, которые проделали в 1997–1998 годах большую работу во внутренних вопросах Армении. Она внесла весомую лепту в отставку Тер-Петросяна», – заявил бывший советник первого президента Армении Жирайр Липаритян в интервью ереванской газете «168 жам» («168 часов»).
Вашингтону в Армении требовался человек, который не имел бы независимого мышления и был бы им должен, а Тер-Петросян ничего им не был должен
Помощник госсекретаря США Виктория Нуланд работает на российском направлении уже более 25 лет. Отношениями США и СССР времен перестройки она начала заниматься еще в 1988-м, а с 1991-го по 1993 год числилась в штате посольства США в Москве. Потом уже был и аппарат Строуба Тэлботта – заместителя госсекретаря по постсоветскому пространству, и пост замдиректора на данном направлении, и постпредство в штаб-квартире Североатлантического альянса, где Нуланд отметилась участием в создании Совета Россия – НАТО. В общем, обширная биография с четким вектором и пикантной деталью – предки Нуланд родом из Российской империи. Однако на всю страну эта дипломат прославилась относительно недавно и применительно к событиям на Украине: именно Нуланд кормила печеньем восставший Майдан и обматерила Евросоюз в рамках телефонного разговора, ставшего достоянием общественности.
Дипломаты, аналитики и публицисты уже неоднократно критиковали Нуланд за обострение политического противостояния на Украине, что в конечном счете вылилось в государственный переворот. Но до Липаритяна, кажется, никто не возлагал на Нуланд вину за отставку первого президента Армении. За политику США в отношении России и стран Кавказа в 1997–1999 годах действительно отвечала она, но чем не угодил Тер-Петросян Вашингтону, вопрос не из легких. Сам Липаритян объясняет это так: «Американцы нервничали, когда Армения принимала самостоятельные решения – в отличие от отношения президентов Грузии и Азербайджана к США. Тогдашний посол США в Армении Питер Томсон провел очень большую работу для того, чтобы ослабить власти Армении, а также государственность и политическую стабильность». В частности, бывший президентский советник приписывает Нуланд такую фразу: «Тер-Петросян – умный человек, но не сильный, не может утвердить мир. А Кочарян – человек сильный, он человек, победивший на войне, и должен утвердить мир, он обещал».
#{image=765332}Если исходить из этого, получается, американцы убрали Тер-Петросяна в попытке разрешить Нагорно-Карабахский конфликт (наряду с Россией и Францией США являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ, работающей над урегулированием данной проблемы). Но что-то не сходится. Да, Тер-Петросян еще во времена СССР входил в комитет «Карабах» и требовал вывода населенной армянами автономии из-под юрисдикции Азербайджанской ССР. По обвинению в «разжигании межнациональной розни» он даже был арестован и в целом немало сделал для возрождения национал-патриотического самосознания армян, в том числе применительно к данному конфликту. При этом в отставку первый президент подал именно из-за раскола во власти по вопросу Карабаха, но позиция Тер-Петросяна была более гибкая и компромиссная, чем у премьер-министра и его политического противника Роберта Кочаряна, ставшего вторым президентом. Ничего удивительного в этом нет. Кочарян был одним из лидеров националистического Арцахского движения и видным участником войны между Арменией и Азербайджаном. Эта война прославила его и фактически сделала президентом НКР, откуда он переместился сперва в кресло премьера, а потом и президента Армении. То есть Кочарян был гораздо более радикален, чем Тер-Петросян. Делать на него ставку в рамках политического урегулирования как минимум странно.
Тогда напрашивается другое объяснение, которое всегда напрашивается, если американцы вклиниваются в чужой политический конфликт с оттенком «цветной революции». А именно – попытка поставить во главе страны более лояльного президента. А поскольку речь идет об Армении, более лояльный к США почти автоматически означает менее лояльный к России.
Но – опять не сходится. Да, во времена Тер-Петросяна отношения Москвы и Еревана были на подъеме. Армения стала одним из создателей военного блока ОДКБ и объединенной системы ПВО СНГ. При Тер-Петросяне между странами был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. При нем же была создана 102-я российская военная база в Гюмри, крайне важная для Москвы в контексте влияния в Закавказье. При этом при переизбрании Тер-Петросяна на президентский пост западные страны обвинили его в фальсификации результатов голосования, в республике прошли многотысячные митинги, полиция разгоняла демонстрантов водометами и слезоточивым газом. Что и говорить, сценарий знакомый. Вот что говорит Липаритян: «В то время посол США Питер Томсон сделал все для поддержки оппозиции, чтобы направить ее на крайности, он долгое время работал над тем, чтобы Левона Тер-Петросяна сменили».
Только вот при всем при этом назвать Кочаряна лидером, менее лояльным к Москве и более – к Вашингтону, язык не поворачивается. При нем отношения между РФ и Арменией только улучшились – или, если быть точным, углубились, ибо отношения у нас традиционно хорошие. Нынешний президент республики Серж Саргсян, отказавшийся от евроинтеграции в пользу вступления в Таможенный союз, – не просто преемник, а фактический наследник Кочаряна. На их фоне более прозападным политиком выглядит как раз Тер-Петросян. Имелись в его биографии и соответствующие пассы в сторону Вашингтона и Брюсселя, и попытка пересмотра национальной истории по направлению «от России» (в частности, в республике был отменен праздник День Победы). Наконец, в 2008 году Тер-Петросян попытался вернуться к власти по до боли знакомой технологии: заявления о фальсификациях на выборах (официально он набрал 21,5% против 52,86% у Саргсяна), непризнание итогов голосования, митинги недовольных, палаточные городки, баррикады, столкновения с полицией, восемь трупов с таинственными пулевыми ранениями.
Да и вообще: при Тер-Петросяне отношения между Арменией и США были несколько лучше, чем сейчас. Впрочем, они и сейчас неплохие. Удивительное дело: с Вашингтоном Ереван столь же легко находит общий язык, как и с Москвой. В первую очередь ввиду наличия в США большой армянской диаспоры и армянского лобби, которое называют одним из самых влиятельных – наряду с израильским. Как и Москва, в армяно-азербайджанском конфликте Вашингтон поддержал именно армян (при том что за азербайджанцев была Турция – важнейший союзник по НАТО). Как и Москва, участвовал в модернизации армянских вооруженных сил. Как и Москва, выделял небогатой республике финансовую помощь, причем солидную: к примеру, в 2000 году в Армению было направлено 102,4 миллиона долларов. И, наконец, главное: в 1992 году в США была принята поправка к «Акту в поддержку свободы», которая запрещала оказание какой-либо помощи Баку до тех пор, пока Азербайджан не прекратит блокаду Армении и Нагорного Карабаха. Отменили эту поправку только при Буше ввиду необходимости выстраивать отношения с режимом Алиева, но Вашингтон все равно продолжил содействовать Армении и в военном, и в финансовом отношении.
Другое дело, что это далеко не консолидированная позиция американских элит. В Вашингтоне немало и тех, кто отстаивает интересы Баку и Анкары в пику Еревану. Среди них, к примеру, бывший госсекретарь Мадлен Олбрайт, неоднократно высказывавшаяся против «проармянской» поправки к Акту, а с Олбрайт Нуланд долго и продуктивно работала. «Друзей Азербайджана» немало и в т. н. Американском комитете за мир в Чечне, некоторые члены которого высказывались категорически против признания геноцида армян на уровне конгресса. Основное направление деятельности этого комитета в целом понятно: критика России за политику на Северном Кавказе. Его сопредседателем является, на минуточку, Збигнев Бжезинский, а одним из рядовых членов – политик и журналист Роберт Каган, жену которого – сюрприз! – зовут Виктория Нуланд (кстати, Каган еще и консультирует Джона Маккейна на общественных началах, но это уже другая история).
В общем, допустить, что сама Нуланд входила в число «друзей Азербайджана», по ряду косвенных признаков можно. Однако отставка Тер-Петросяна в пользу Кочаряна никакой пользы Баку не принесла, напротив, как было сказано выше, политика Кочаряна на карабахском направлении была еще более жесткой.
Выходит, что действия Вашингтона и лично Нуланд в Армении 90-х были продиктованы либо неочевидной, плохо поддающейся анализу выгодой, либо банальной ошибкой. По словам Липаритяна, США в республике требовался человек, который «не имел бы независимого мышления и был бы им должен», а Тер-Петросян «ничего им не был должен». Только вот Кочарян либо отказался платить по счетам, либо заплатил тем, о чем никому не известно. В любом случае Липаритян оказался прав – разрешить проблему НКР не получилось до сих пор.
«Я сказал Нуланд, давайте условимся о следующем – Роберт Кочарян минимум 10 лет должен быть президентом, в переговорах мы не продвинемся ни на один практический шаг, так как он этого не хочет. Если я неправ, то я публично попрошу прощения, а если нет – вы мне позвоните и скажете, что американская политика была неправильной», – рассказал, в частности, президентский советник. Позвонила ли ему в итоге Нуланд, осталось невыясненным.