Во вторник в украинской армии сменился глава. Вместо адмирала Игоря Тенюха, которому поставили в вину «сдачу Крыма», исполняющим обязанности министра обороны Верховной радой был назначен «сухопутный» генерал – пограничник Михаил Коваль, прославившийся тем, что побывал в начале марта в «плену» сил самообороны полуострова.
Месяц назад после падения режима армия была наполнена российскими агентами
После «освобождения» генерал заявил, что его «похитили российские военные», которые его «били» и «срывали погоны». Депутат от фракции «Батькивщина» Александр Бригинец в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал, зачем во главе украинской армии понадобился пограничник.
ВЗГЛЯД: Александр Михайлович, с какой формулировкой произошла отставка Игоря Тенюха, и почему пришлось голосовать дважды?
Александр Бригинец: Тенюх рассказывал о ситуации в Крыму и сказал, что, поскольку к нему есть какие-то там претензии, то он сделал заявление, что предлагает уйти в добровольную отставку.
Решение парламент не принял, и его отставка не была принята, не хватило голосов. После этого состоялись консультации разных фракций, переговоры, после этого он набрал достаточное количество голосов, но тоже – (всего на) два голоса больше, чем нужно было для отставки.
Уже назначили нового министра – генерал-полковника Михаила Коваля. Он был замначальника пограничной службы. Это тот, которого в первые дни захватили в Крыму... У него большой послужной список работы.
ВЗГЛЯД: Известно, кто добавил эти два решающих голоса?
А. Б.: Ну я первый раз не голосовал за отставку тоже, а потом проголосовал. Можно сказать, что мой голос решающий. Я вообще категорически против любых изменений и отставок без обсуждения. То есть человек вышел и говорит: «Отправьте меня в отставку». С чего вдруг?! Но после того как уже прошли консультации, переговоры, я проголосовал за отставку. Я должен был понимать, кто будет следующим министром. После того как президент внес кандидатуру следующего министра, я понимал, кто это будет, поэтому я поддержал отставку.
А мало ли кто будет следующим министром, я же понимаю, что министр должен быть назначен. Во время войны без министра обороны невозможно. Поэтому когда есть кандидатура, я его и поддержал.
ВЗГЛЯД: Вас не смутило, что у Коваля опыта армейской службы нет? Он же пограничник...
А. Б.: Есть. У него большой очень опыт. Он был везде, он был и командиром десантной дивизии, и одним из руководителей штаба внутренних войск, а у нас же национальная гвардия – это практически бывшие внутренние войска. Поскольку он был во многих службах, он сможет работать профессионально.
Кроме того, он себя показал как человек, который не побоялся в Крыму побывать. В этой ситуации немного людей было в Крыму... Я, например, три дня был в Крыму, побывал во многих воинских частях. Поэтому такие люди, которые не сидят дома, а бывают на передовой, у меня вызывают очень большое уважение.
ВЗГЛЯД: А чем будет заниматься теперь уже бывший министр обороны?
А. Б.: Я думаю, что бывший министр будет служить там же, где и служил, – в минобороны.
ВЗГЛЯД: Насколько боеспособна сейчас украинская армия, по-вашему?
А. Б.: Месяц назад после падения режима армия была наполнена в том числе и российскими агентами, много руководителей в армии работали в интересах России, то есть в интересах ее – армии – ослабления. Состояние воинских частей и оборудование пограничной линии – все это было сделано так, чтобы Россия могла провести свою интервенцию. Прошел месяц, и этой ситуации уже не существует.
Сегодня мы слышали доклад президента о том, что армия развернута, воинские части укомплектованы, боеготовность полная. Таким образом, этот месяц с периода, когда власть была парализована в связи со сменой власти, он прошел, и, таким образом, все проблемы боеспособности решены.
ВЗГЛЯД: Получается, что отставленный министр обороны Тенюх выправил ситуацию всего за месяц и передал армию Ковалю в нормальном состоянии?
А. Б.: Да, он выправил, к нему никаких претензий не было публично. Кроме того, давайте не забывать, что он моряк. И поскольку ключевой была проблема, связанная с Крымом, деятельность адмирала была более важна в этой ситуации. А сегодня мы готовимся к сухопутной войне с Россией, по ней нужен сухопутчик. Поскольку главные боевые действия могут проходить в пограничных зонах, то человек, который идеально связан с пограничной службой, он максимально готов противостоять агрессивным действиям.
ВЗГЛЯД: Надеюсь, никаких действий не будет...
А. Б.: Я бы тоже не хотел, но мы готовы ко всему.