Захвачена собственность
Неоднократные попытки договориться с этими представителями Киева о выгоне автомобилей не завершились успехом
Инцидент произошел еще накануне, когда вооруженными людьми была захвачена крупная партия автомобилей КамАЗ, принадлежащих ОАО «КамАЗ». «В связи с практически нулевыми продажами в последние два месяца и в целях обеспечения требуемой оборачиваемости складов и возврата дебиторской задолженности было принято решение о передаче 50 автомобилей со склада нашей торговой компании в городе Чернигове (Украина) в адрес нашей торговой компании в городе Астане (Республика Казахстан)», – говорится на сайте предприятия.
Был подписан соответствующий контракт и начато таможенное оформление. Партия грузовиков должна была быть передана водителям, направленным из российского города Набережные Челны для перегона в Казахстан. Но одна часть партии машин была остановлена на границе. Вторая – на выезде из Чернигова. Как сообщили в КамАЗе, последняя колонна из семи автомобилей была остановлена вооруженными людьми, которых было около 10 и которые представились бойцами «самообороны Майдана».
После требования предъявить документы им были показаны декларации, подтверждающие экспорт в Казахстан. Затем вневедомственная охрана вызвала на место представителей украинской милиции и ГАИ. А неизвестные вызвали на подмогу два черных джипа, в которых были люди с автоматами, по их словам, «представляющие непосредственно Киев». «Раздавались угрозы открыть огонь, если колонна попробует двинуться. Мотивировка: Россия захватывает наше имущество в Крыму, а мы тут конфискуем российские автомобили. Доводы о том, что партия идет в Казахстан, что это не государственная собственность, не принимались», – добавили в КамАЗе.
При этом на предприятии констатировали, что ни милиция, ни ГАИ не смогли защитить их собственность от вооруженных людей. В итоге семь машин оказались на стоянке в Чернигове под охраной «все тех же неизвестных». А потом стало известно, что еще 43 автомобиля, находившихся у погранперехода, были захвачены «группой вооруженных людей количеством до 60 человек».
«Неоднократные попытки договориться с этими представителями Киева о выгоне автомобилей не завершились успехом», – добавили на автозаводе.
Газета ВЗГЛЯД связалась с заместителем руководителя пресс-службы предприятия Маратом Ягудиным, который рассказал, что ситуация, по большому счету, не изменилась, машины бойцы «самообороны Майдана» по-прежнему не вернули. При этом Ягудин рассказал о следующих шагах самого КамАЗа. По его словам, представители компании уже официально обратились за помощью в МИД России и МИД Казахстана, куда должна была направиться партия грузовиков, а также в правоохранительные органы Украины. Но особой надежды на вмешательство последних никто не имеет. Ответов от перечисленных структур пока не последовало.
«Что касается наших правоохранительных органов, то это вопрос не их юрисдикции, – пояснил Ягудин. – КамАЗы уже были законтрактованы Казахстаном, то есть, по сути, были уже казахстанскими. Таким образом, Казахстан тоже должен подключиться».
В компании добавили, что «под угрозой незаконного изъятия оказываются еще 150 КамАЗов, находящихся на складе торговой компании «КамАЗ» в городе Чернигове и законтрактованные для передачи в Казахстан».
Начало проявляться сразу
Между тем ИТАР-ТАСС говорит о взятии под контроль бойцами «самообороны Майдана» складов КамАЗа в Чернигове, где стоят 150 автомобилей, как о свершимся факте. И оценивает стоимость 150 грузовиков и находящихся там же прицепов к ним в 600 млн рублей. Об этом агентству сообщил генеральный директор внешнеторговой компании «КамАЗ» Рафаил Гафеев.
«Сегодня мы получили угрозу, что все грузовики нашей компании в Чернигове будут конфискованы, – сказал Гафеев. – Если ситуация будет развиваться в том же духе, мы полностью потеряем контроль над дочерним предприятием, в том числе и над имущественным комплексом черниговского автоцентра».
«Сегодня мы направим заявление в милицию, если там, конечно, его примут», – добавлял он.
По словам Гафеева, КамАЗ – это первая российская компания, чье имущество захвачено «сторонниками Майдана».
Кроме черниговского представительства, компания имеет автоцентр в городе Хмельницком, однако там товарных запасов практически нет.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по международным делам Леонид Калашников заявил газете ВЗГЛЯД, что это не первый случай отъема собственности на Украине.
«Эти действия начали проявляться в самые первые дни после того, как было опрокинуто соглашение от 21 февраля (когда власть захватили «сторонники евромайдана»). Тогда начались погромы и поджоги частных квартир, офисов политических партий. Я, например, лично наблюдал, как в Киеве в офисе Коммунистической партии Украины вывесили бандеровский флаг, выносили оттуда оборудование. И до сих пор, кстати, там находятся эти люди», – сказал он.
Калашников дал понять, в результате этих действий страдали как украинцы, так и россияне. «Что касается отъема собственности КамАЗа, то речь идет о совместной украино-российской дочерней структуре, и я не думаю, что это было сделано только потому, что она имеет отношение к российской компании. Потому что на сегодняшний день промышленность Украины, во всяком случае, в крупнейших центрах практически наполовину состоит из российской собственности. Думаю, что просто эти вооруженные люди позарились на добро», – сказал он.#{ussr}
Депутат также привел любопытный факт: немалым пакетом акций КамАЗа владеет немецкий Mercedes. «Так что, отнимая эту собственность, если они думают о национальном факторе, пусть теперь они объясняются с немцами», – сказал Калашников.
Дальше, по его словам, вне всяких сомнений, отъем собственности на Украине продолжится. «В той или иной форме, но скорее в форме рейдерства. Там, безусловно, сейчас имеет место определенная фобия по отношению ко всему российскому, и она будет проявляться в подобных вещах», – отметил он.
Что касается международно-правового аспекта инцидента, по словам Калашникова, речи об отъеме именно российской (государственной) собственности сейчас не идет. Грузовики принадлежали акционерному обществу, то есть частному капиталу, который должен работать по законам той страны, где находится данный филиал. При этом и частное лицо может обратиться за помощью к дипломатам. Однако в данной ситуации больших надежд на то, что даже обращение российского МИДа возымеет на захвативших КамАЗы людей какое-то действие, нет.
В свою очередь президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов заявил газете ВЗГЛЯД, что, после того как Крым захотел отделиться от Украины, со стороны последней принимались «попытки экономического ответа». Но они провалились. «И тогда Киев, и даже не Киев, а это уже была инициатива лидера «Правого сектора*» Яроша, решил заниматься экспроприацией российской собственности в этой стране», – сказал эксперт.
По словам Абзалова, это, безусловно, незаконно с точки зрения международного права. И это также становится опасным прецедентом для любых инвесторов на Украине. А российский бизнес действительно представляет одну из самых мощных групп инвесторов в этой стране. Если он уйдет с Украины, для этой страны ситуация станет очень болезненной.
А если дело дойдет до финансовой системы страны, активно представленной «дочками» российских банков, то, безусловно, последуют и различные симметричные ответы России, украинскому капиталу придется непросто в РФ.
Риски
Напомним, ранее лидер «Правого сектора» и один из лидеров Майдана Дмитрий Ярош заявил, что его организация в случае возможного конфликта с Россией уничтожит газотранспортную и газораспределительную системы страны.
Но опасаются неопределенности на Украине не только нефтяники и газовики. Гендиректор ОАО «Ил» Виктор Ливанов, в частности, не исключил рисков для проекта Ил-476 в связи с ситуацией на Украине, где производится часть оборудования для самолета. «Особо обратите внимание по рискам: 35 наименований готовых изделий у нас идет с Украины. И если на Украине ситуация не изменится, нам придется искать замену этим изделиям», – сказал Ливанов на встрече с вице-премьером российского правительства Дмитрием Рогозиным.
Также на днях стало известно, что Московский метрополитен меняет украинских поставщиков на российских. В частности, работники подземки ищут на отечественном рынке поставщика чугунного тюбинга, необходимого для работ по укреплению тоннелей. Из-за задержек поставок чугунного тюбинга из Днепропетровска строительство новых станций столичного метрополитена отстает от графика уже на полгода, сообщал «Известиям» глава Мосметростроя Сергей Жуков.
А 13 марта российский «Аэрофлот» пожаловался на действия украинских пограничников, которые «создают реальную угрозу безопасности полетов над Украиной». Авиаперевозчик сообщил о двух случаях, когда российским пилотам украинская погранслужба не давала отдохнуть между рейсами, не выпуская их за пределы аэропорта. Хотя отдых летчиков в отеле иностранного города – это обычная мировая практика. В комментариях газете ВЗГЛЯД представители российской авиаотрасли также не исключали, что в случае ухудшения обстановки на Украине график полетов туда может быть пересмотрен, в самом худшем случае они могут быть отменены вовсе.
Напомним, на Украине 22 февраля произошла смена власти, имеющая признаки государственного переворота. Верховная рада отстранила президента Виктора Януковича от власти, изменила конституцию, возложила исполнение обязанностей президента на спикера Александра Турчинова, соратника вышедшей на свободу Юлии Тимошенко, и назначила президентские выборы на 25 мая.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ