Под Донецком состоялся обмен пленными между украинской и новороссийской сторонами, договоренность о котором была достигнута на переговорах контактной группы по Украине в Минске, прошедших в среду.
На данный момент, по нашим спискам, 800 человек находится в плену на территории Украины
В 35 километрах к северу от столицы ДНР ополченцы передали 145 пленных, а украинские силовики – 222. 146-й пленный, находившийся в ДНР, отказался возвращаться на Украину, и ему разрешили остаться.
Военнослужащие из Вооруженных сил Украины, национальной гвардии, батальонов «Миротворец», «Донбасс» и других «добровольческих подразделений» находились в плену от нескольких недель до нескольких месяцев. В ночь на субботу их встретил украинский президент Петр Порошенко.
«Вас ждали родные, вас ждали близкие, вас ждали боевые товарищи. Наконец этот день настал. К сожалению, пока вернулись не все. Завтра прибывает еще четверо наших товарищей. Но мы будем искать и находить каждого и никого не оставим», – цитирует Порошенко РИА «Новости».
Украинские власти ожидают, что еще четверо украинских военнослужащих будут отпущены в субботу.
Между тем в ДНР заявляют о недопустимом обращении с новороссийскими пленными украинской стороной. Как сообщил официальный представитель ДНР на переговорах в Минске, вице-спикер Народного совета Денис Пушилин, власти республики обратились в ОБСЕ и Красный Крест с просьбой провести проверку по фактам издевательств над пленными.
«Мы видим, в каком изможденном состоянии к нам поступают люди, которые находились в плену на территории, подчиненной ВСУ. У многих людей на теле следы пыток», – пояснил он, передает «Донецкое агентство новостей».
«Мы вышли с предложением к ОБСЕ и Красному Кресту, чтобы их специалисты участвовали в медицинском освидетельствовании освобожденных из плена людей. Затем, на основании полученных данных, чтобы была проведена масштабная проверка», – сказал представитель ДНР. Он подчеркнул, что это предложение уже отправлено в международные организации, и власти ДНР ждут ответа.
«На данный момент, по нашим спискам, 800 человек находится в плену на территории Украины. Людей держат в частях батальонов, СИЗО. По каждому человеку из списка будет проведена работа», – сказал Пушилин.
Напомним, еще в сентябре стороны конфликта согласились, чтобы обмены производились на паритетной основе. Однако в первый же раз, 11 сентября, ДНР передала 36 украинских военнослужащих, а украинская сторона освободила лишь 31 ополченца. В дальнейшем количество освобожденных каждый раз варьировалось: 14 сентября обмен произошел по схеме «73 на 73», 20 сентября ДНР и Киев обменяли пленных по схеме «38 на 38», обмен 21 сентября в присутствии представителей ОБСЕ прошел по формуле «28 на 28». 14 октября к процессу подключилась и Луганская народная республика: 13 пленных бойцов ВСУ и батальонов нацгвардии обменяли на 14 ополченцев ЛНР.
В начале ноября в ДНР приняли решение приостановить обмены до очередной встречи.
Ранее эксперты отмечали, что Киев обладает большой возможностью набирать «пленых» для обмена: в украинских тюрьмах содержатся сотни людей, арестованных по политическим мотивам, а если понадобится, силовики всегда могут арестовать еще кого-нибудь. В конце сентября американские журналисты засвидетельствовали во время одного из обменов, что некоторые люди, передаваемые украинской стороной, вообще не имели никакого отношения к ДНР. «Я гражданский, и меня включили, чтобы заполнить список», – заявлял NYT 17-летний Никита Подиков, которого отступавшие украинские военные задержали в прифронтовом городе две недели назад. По его словам, его обвинили в участии в банде пророссийских киллеров, работавших за линией фронта, не приведя при этом никаких доказательств. «Они арестовали меня, два дня избивали, а затем взяли меня на обмен», – сказал Подиков.
Некоторые из освобожденных рассказывали, что они были арестованы несколько месяцев назад в других областях Украины за участие в демонстрациях с требованием автономии или за распространение листовок. Но в основном среди них были такие, как киевский бизнесмен Валерий Гинзберг, который заявил, что вообще никогда не был в Донецке. По его словам, в Киеве он был известен как сторонник укрепления экономических связей с Россией. «Они торгуют нами, как скотом, – заявил он. – Я гражданин Украины. Как они могут? Я бы доказал свою невиновность, я хотел доказать. Но они меня даже не спрашивали».
«Я уверен, что среди тех, кого киевские власти привозят под видом ополченцев или активистов Донецкой республики для обмена, есть много людей, которые совершенно никакого отношения не имеют ни к так называемому сепаратизму, ни к Донецкой, ни к Луганской народным республикам, – комментировал газете ВЗГЛЯД глава украинского Центра евразийских исследований Владимир Корнилов. – Ключевой вопрос, случайно это или специально. По всей Украине идут массовые аресты – причем СБУ этого не скрывает – гражданских активистов, людей, попавших в поле зрения СБУ или местных боевиков «Правого сектора*», людей, которые выступали на антимайдановских митингах. Им вменяют в вину сепаратизм, подрывную деятельность, шпионскую деятельность, причем обвинения высасывают из пальца. И таких людей по всей Украине масса, мы даже не можем сейчас представить, где, кто и за что сидит. Мы видим каждый день отчеты СБУ об арестах людей, случайно попавших под маховик репрессий, который развернулся на Украине. Ясное дело, что сейчас они сидят по этим статьям по голословным обвинениям, Киев считает, что может их менять на своих солдат».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ