Правоохранительные органы Узбекистана вынуждены принимать меры в связи с тем, что террористическая группировка «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ) объявила о присоединении к боевикам «Исламского государства*» (известного также как движение ИГИЛ*), сообщил РИА «Новости» в понедельник анонимный источник из силовых ведомств в Ташкенте.
Известно, что часть боевиков ИДУ в 90-х годах воевала в Чечне. Теперь для них открыты финансовые источники
«Прежде всего это улучшение работы агентурной сети, – говорит представитель силовых ведомств. – Мы должны работать на опережение, на несколько шагов вперед». Собеседник агентства также добавил: есть данные, что ИДУ сейчас активизировало вербовку и тренировку боевиков в приграничных районах Пакистана и Афганистана.
О решении Исламского движения Узбекистана присоединиться к террористам, которые действуют в Сирии и Ираке, стало известно еще в пятницу, когда «Радио Азаттык» распространило заявление главаря ИДУ Усмона Гази. А еще 28 августа на мосту в Юнусабадском районе Ташкента неизвестные вывесили флаг ИГ. Милиция пришла к выводу, что акция, скорее всего, дело рук одиночки. Как передал тогда «Интерфакс», пресс-служба МВД Узбекистана подчеркнула, что организаторы акции не достигли никаких результатов. По словам спикеров МВД, для большинства жителей республики флаг ИГ – просто кусок ткани с непонятными буквами, поскольку читать по-арабски в республике умеют немногие.
Напомним, что ИДУ фактически давно уже превратилось в одно из подразделений «Талибана*». Руководство уже всего пакистанского крыла «Талибана» заявило о поддержке «Исламского государства» и готовности предоставить своих бойцов для борьбы за установление мирового халифата.
Киргизия тоже под угрозой
Напомним, что Исламское движение Узбекистана было основано в начале 1990-х годов радикальными исламистами Тахиром Юлдашевым и Джумой Намангани, этническими узбеками, уроженцами Ферганской долины, участвовавшими в гражданских войнах в Таджикистане и Афганистане. Организация, первоначальной целью которой было свержение режима Ислама Каримова и создание в Центральной Азии шариатского государства, установила контакты с движением «Талибан» и «Аль-Каидой*».
Боевики ИДУ базировались в Таджикистане и Афганистане. Штаб-квартирой движения до 2002 года считался афганский Кандагар. После начала американской операции в Афганистане ИДУ перебазировалось на афгано-пакистанскую границу, в область Вазиристан, где позиции «Талибана» по-прежнему сильны.
Пик активности движения пришелся на 2003-й и начало 2004 года, когда исламистами был организован ряд терактов в Киргизии. Россия, страны Средней Азии, а также США признали ИДУ террористической организацией. Три месяца назад китайское агентство «Синьхуа» распространило заявление Усмона Гази о том, что ИДУ берет на себя ответственность за атаку на международный аэропорт в пакистанском Карачи.
По мнению экспертов, в зоне риска находится не только Узбекистан. «Для нас, экспертов по исламу, стала неожиданностью та скорость, с которой распространяется нестабильность на Ближнем Востоке. Также есть угроза возвращения бойцов «Исламского государства Ирака и Леванта» в Кыргызстан», – цитирует KGinform Кадыра Маликова, главу республиканского аналитического центра «Религия, право и политика».
В конце сентября, выступая на конференции в Бишкеке, Маликов, в частности, говорил: на границе Афганистана и бывшей советской Средней Азии наблюдается концентрация бойцов ИДУ. «Кыргызстан может столкнуться с дестабилизацией», – говорил тогда Маликов. Также, по его словам, под угрозой Ферганская долина Узбекистана. То, что ИГ – одна из основных внешних угроз для Киргизии, признавал также начальник Генштаба ВС Киргизии Асанбек Алымкожоев.
«Не будет страха перед регулярными соединениями»#{ussr}
Как сказал газете ВЗГЛЯД узбекский эксперт Бахтияр Бабаджанов, ведущий научный сотрудник Института востоковедения Академии наук Узбекистана, боевики ИДУ сейчас набираются на Ближнем Востоке боевого опыта, чтобы потом применить его в других точках, в частности на родине.
«Известно, что часть боевиков ИДУ в 90-х годах воевала в Чечне, – говорит политолог. – Что хуже всего, теперь для них открыты финансовые источники, это только увеличивает их опасность для Узбекистана». По словам Бабаджанова, в связи с альянсом ИДУ и «Исламского государства» спецслужбы Узбекистана должны быть настороже.
Как считает Бабаджанов, в количественном отношении ИДУ едва ли серьезно опасна для Узбекистана, поскольку в случае чего против них сразу выдвинутся регулярные воинские части. По словам востоковеда, войска Узбекистана неоднократно доказывали свою готовность и возможность противостоять таким группировкам. «Они будут опасны в силу боевого опыта. Это значит, что у них не будет страха перед выстрелами, открытым боем с регулярными соединениями, – говорит эксперт. – Кроме того, они в любом случае могут уйти в Афганистан и оттуда угрожать нам».
Как считает эксперт, в силу того, что у «обновленных» ИДУ появятся новые источники финансирования, они могут привыкнуть к статусу вечных «солдат удачи» и, как следствие, стать игрушкой в руках внешних игроков.
Но версию о том, что определенные геополитические силы могут использовать ИДУ для свержения режима Ислама Каримова, Бабаджанов ставит под сомнение. «Я не думаю, что Ислам Каримов неудобен американцам, поскольку президент Узбекистана смог найти с США общий язык, – считает Бабаджанов. – Дело в том, что не все внешнеполитические игры очевидны и с ходу прогнозируемы».
Питательная среда джихадизма
Как ранее писала газета ВЗГЛЯД, ИДУ давно действует и в России. В частности, бывший полевой командир ИДУ Алишер Усманов, уроженец Намангана, в 1996 году основал в Казани халакат (ячейку) террористической организации «Хизб-ут-Тахрир*». Этот халакат потом «метастазировал» по Поволжью и Уралу. Питательной средой для идей террористического движения в России стали главным образом мигранты из Средней Азии.
«Есть очень много прецедентов, когда в потоке мигрантов из Центральной Азии в Россию приезжали идеологи радикал-исламизма», – сказал газете ВЗГЛЯД исламовед Раис Сулейманов, эксперт Института национальной стратегии. Эксперт напомнил про уроженца Намангана Алишера Усманова.
«Этот боевик в 90-х не просто смог обжиться в Татарстане, но и смог устроиться преподавателем в казанское медресе, где проработал вплоть до своего ареста», – напомнил Сулейманов. В Новом Уренгое, как сказал исламовед, был свой продолжатель дела Усманова по имени Исометдин Акбаров, ваххабит из Узбекистана. Акбаров, как и Усманов, смог стать в России легальным служителем ислама, имамом мечети города Новый Уренгой. 10 октября 2010 года имам Акбаров был застрелен неизвестными. Но дело имама-ваххабита вскоре пообещал продолжить его сын, Мухаммад Акбаров, напоминает Сулейманов, и, по его словам, подобных прецедентов в мусульманском мире России, к сожалению, немало.
Говоря конкретно об ИДУ, эксперт также добавил: теперь, кроме ИДУ, на верность Абу Бакру аль-Багдади присягнул также и весь пакистанский «Талибан». «Есть опасение, что вслед за ИДУ к ИГ присоединится большинство имеющихся исламистских группировок, в частности «Имарат Кавказ*», – говорит Сулейманов. – Лично я боюсь, что вскоре в России появятся вооруженные сторонники «Исламского государства».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ