Еще в феврале президент США Барак Обама в своем послании «О положении страны» объявил о двух амбициозных международных торговых проектах – Транстихоокеанском и Трансатлантическом сотрудничестве.
Это, по сути, нарушение завета Дэн Сяопина о том, что Китай должен развиваться плавно и не пугать своих соседей. Как реакция – страны начали дистанцироваться от Китая
Транстихоокеанское партнерство – это торговый пакт, предполагающий полную отмену таможенных пошлин на товары и услуги, который первоначально заключили между собой Чили, Новая Зеландия, Бруней и Сингапур. Позднее к переговорам подключились США, Австралия, Вьетнам, Малайзия и Перу. Также приглашение получила Мексика.
Как писала газета ВЗГЛЯД, наиболее амбициозным проектом может стать Трансатлантическое пространство. «Сегодня я объявляю о том, что мы начнем переговоры о всеобъемлющем трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве с Европейским союзом, поскольку свободная и честная торговля между США и Европой обеспечивает миллионы хорошо оплачиваемых американских рабочих мест», – сказал президент США.
Стоит оговориться, что первой такую идею предложила канцлер Германии Ангела Меркель. С этой целью еще весной 2007 года Берлин представил пакет предложений по гармонизации законодательства ЕС и США в экономической и торговой областях. Тем самым по сути начался ползучий отказ от идеи создания самостоятельного, обособленного центра силы в Западной Европе, который на равных мог соперничать с США и Восточной Азией. Евросоюз осознал тщетность таких усилий и решил примкнуть к более сильному партнеру.
В годы правления Джорджа Буша США воспринимали себя как «мирового жандарма», который в одиночку может наводить свой порядок во всем мире и не очень-то вообще нуждается в союзниках. Вашингтону понадобилось шесть лет, чтобы «дозреть» до идеи, предложенной Меркель.
Теперь, если переговоры с 27 государствами, входящими в ЕС, увенчаются успехом, то цель, которую ранее поставил Обама – удвоение американского экспорта к концу 2014 года – может быть достигнута. Уже сейчас торговый оборот между двумя сторонами достигает 2,7 млрд долларов в день.
Наблюдатели отмечают, что таким образом США, равно как и Западная Европа, смогут защитить себя от экспансии Китая в мировой торговле. Сейчас позиции КНР как никогда сильны. По итогам прошлого года Китай обогнал США и стал лидером мировой торговли, сумма экспорта и импорта США составила 3,82 трлн долларов, а КНР – 3,87 трлн долларов. А ведь США сохраняли за собой звание лидера мировой торговли со Второй мировой войны.
Правда, как отмечали американские аналитики, переговоры не будут простыми, достичь соглашения с ЕС до следующего года вряд ли получится. Зато решить все вопросы по Транстихоокеанскому партнерству можно будет уже в этом году.
В июле первый раунд переговоров стартовал в Вашингтоне, проходил он на весьма скверном фоне – в разгар громкого скандала после разоблачений Эдварда Сноудена, отравившего доверие многих жителей Евросоюза к заокеанскому союзнику.
Слияние двух лун
Теперь «Запад сосредотачивается», заметил по этому поводу главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.
«Дословно этот союз будет называться «Трансатлантическое торговое инвестиционное партнерство». Разговоры о нем шли давно. Но перейти к конкретным шагам предложил американский вице-президент Джо Байден в начале этого года на Мюнхенской конференции», – рассказал газете ВЗГЛЯД Лукьянов.
Эксперт пояснил, что США инициировали создание ЗСТ (зоны свободной торговли), поскольку их влияние в мире заметно слабеет. «Америке нужна опора и в культурных ценностях, и в экономическом плане. Им выгодно консолидировать свои возможности и сферу влияния с западными экономическими центрами», – пояснил Лукьянов.
По мнению эксперта, новое объединение затронет и членов соглашения НАФТА – Мексику и Канаду. В случае успеха это будет сила, которая сможет навязывать свои правила другим участникам мировой экономики, в частности Китаю. «Европа тоже понимает, что стать самостоятельным центром силы без американского патроната она не сможет, – продолжил Лукьянов. – На Западе очень обеспокоены переходом производственных мощностей в Азию. Им важно вернуть рабочие места в Европу. Так что союз будет стимулировать экономики по обе стороны Атлантики».
Исследователи, однако, сходятся во мнении, что объединение продиктовано не только экономическими стимулами.
«Конечно, прежде всего, создание партнерства – это попытка Запада и США вернуть себе прежние ведущие позиции времен холодной войны, – считает Лукьянов. – В лице противника выступают развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, особенно Китай. Что ж, идея абсолютно правильная, но насколько ее удастся реализовать – это большой вопрос».
Вопросов действительно много. В первую очередь, правительство стран ЕС и США, а также некоторые эксперты говорят об экономической выгоде создания союза и даже подсчитывают потенциальную прибыль. Но есть и те, кто уверен, что в реальности подсчитывать мало что придется.
«Я сомневаюсь, что это партнерство приведет к стратегическому эффекту в экономике, – уверен политолог и вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. – Ведь во многих сферах, таких как электроэнергетика, машиностроение, легкая промышленность и отчасти сельское хозяйство, США и ЕС конкурируют не только с Китаем, но и в значительной мере между собой».
По мнению эксперта, та же конкуренция прослеживается и в тяжелой промышленности. Например, если вспомнить авиастроение, сразу же всплывают в памяти Boeing и Airbus.
Механизмы свободной торговли работают слабо, утверждает политолог. В условиях кризиса все страны вводят какие-то барьеры для конкурентов. Приносить на алтарь какой-нибудь интеграции рабочие места собственной экономики не станет ни Вашингтон, ни Брюссель.
«Только представьте, если откроется европейский рынок для американских производителей и американский для европейских. Тогда европейские компании начнут получать контракты американского оборонного госзаказа. Это же будет грандиозный скандал!» – восклицает Абзалов.
Дом летающих кинжалов
В подтверждение своих слов Абзалов предлагает вспомнить конкурс на поставку транспортных самолетов для Пентагона, который выиграл Airbus. И это обернулось для них колоссальными судебными издержками.
«Сейчас, в условиях экономического кризиса, производители держатся за свои рабочие места. Даже в Германии, где все очень хотели бы сотрудничать с Америкой, все дорожат своими позициями и не пускают туда конкурентов, ни в сфере энергетики, ни в торговлю, ни в других», – подытожил эксперт.
О том, что проблем на пути к сотрудничеству не перечесть, говорит и Лукьянов. «Разногласий у США и ЕС хватает. Взять, например, отношение к генно-модифицированным продуктам. В Америке они – норма, а в Европе запрещены, интересно, как они будут решать этот вопрос?»
«Во Франции и Германии налоговая нагрузка на прибыль – колоссальная, – напомнил Абзалов. – Необходимы комплексные меры для стимулирования экономики ЕС и США, такие как снижение налогов, стабилизация национальной валюты и др. Нужен комплексный подход. Точечные решения не спасут, как создание зоны свободной торговли ничего не изменит. Единого подхода к налогообложению у стран ЕС нет, начнется просто война налоговых юрисдикций».
Политолог напомнил, что и Евросоюз изначально создавался как зона свободной торговли. Но, как показала практика, одной интеграции без финансового, политического и другого регулирования недостаточно. Большинство экспертов уверены, если ЗСТ и возникнет, то равноправной будет только на бумаге. «Европе придется подчиняться. Вопрос об индустриализации в условиях дешевых энергоносителей Америки решится сам собой. Производственная база сосредоточится в Америке, – считает Лукьянов. – И Европе ничего не останется, кроме как переквалифицироваться на сервисную экономику, когда нет производства, а развивается лишь сфера услуг».
На самом деле, по мнению экспертов, идея создания ЗСТ (зоны свободной торговли) между США и ЕС вообще опоздала почти на 10 лет.
«Раньше основным рынком потребления были США, логика создания экономической зоны была бы понятна, – заявил Абзалов. – Но теперь изменилась конъюнктура рынка, изменился центр потребления. Сейчас обсуждается та модель экономического сотрудничества между США и Западом, которая формировалась в бытность США центром потребления». То есть идеалы и цели, которые доминировали в прошлом десятилетии, уже не актуальны.
Рынок спроса, по словам Абзалова, развивается в Юго-Восточной Азии, и теперь за него борются и страны Западной Европы, и США. «Даже создание зоны свободной торговли не сделает их партнерами. Поскольку они конкурируют и борются между собой за одни и те же рынки, – полагает Абзалов. – Изначально планировалось, что формат союза позволит создать новые рабочие места в странах ЕС. Но как это возможно, когда каждый тянет одеяло на себя?»
Китай сегодня, когда говорит о зонах свободной торговли, подразумевает одно – китайские товары смогут быстрее хлынуть на эти рынки. То есть Китай продвигает свои товары, ему есть что предложить
Крадущийся тигр
Завотделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов не сомневается, что инициатива Вашингтона и Брюсселя стала зеркальной реакцией на аналогичный призыв Китая, обращенный к его соседям по Азии. Он напомнил, что Пекин последние четыре года призывает создать несколько зон свободной торговли – в первую очередь со странами Юго-Восточной Азии (ЮВА).
«Сегодня страны ЮВА – по совокупности одни из крупнейших торговых партнеров Китая. Если снять все таможенные барьеры и создать особые условия для торговли, это будет один из самых крупных торговых регионов», – сказал Маслов газете ВЗГЛЯД.
Самой опасной для США стала бы реализация другого предложения Пекина – о создании торговой оси Китай – Корея – Япония.
«Это был бы самый сильный и серьезный удар. Учитывая огромный уровень производства товаров в Японии и довольно высокий уровень цен производства товаров в Корее из-за довольно высоких зарплат, Китай будет в выигрыше. Целый ряд производств корейских товаров уже сосредоточен на территории Китая – в зонах высоких технологий. Например, в Шанхайскую зону перенесли свои производства Samsung и LG. Получается, что в этом случае Китай сможет снизить цены для потребителей в Японии и Корее, но, с другой стороны, общий объем торговли заметно увеличится в пользу Китая. И таким образом он будет подбирать несколько самых крупных рынков в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии», – рассказал эксперт.
Также Пекин неоднократно предлагал снять таможенные барьеры республикам Средней Азии. «Это серьезно затрагивает не столько интересы американцев, сколько России, поскольку речь идет о странах ШОС. Это противоречит российской концепции развития Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном. Если бы интеграция пошла бы по китайскому образцу, то для России это было бы крайне невыгодно», – сказал Маслов.
Эксперт пояснил, что в такой ситуации Вашингтону приходится активно действовать. Если один из проектов будет доведен до конца, то создается крупнейшая по масштабам торговая зона, что резко урежет влияние США на эти регионы.
«Но надо учитывать, что Китай сегодня, когда говорит о зонах свободной торговли, подразумевает одно – китайские товары смогут быстрее хлынуть на эти рынки. То есть Китай продвигает свои товары, ему есть что предложить. Единственные препоны сейчас – таможенные пошлины», – напомнил Маслов.
При этом США, по словам Маслова, практически не располагают своими товарами, их продукция производится в том же самом Китае и в третьих странах. «В этом плане уменьшение себестоимости, как это делает Китай, для США практически невозможно. Это скорее политический вопрос для США, нежели экономический», – уверен эксперт.
Затаившийся дракон
Что касается отношений с соседями, указывает Маслов, то до 2009 года они у Пекина выстраивались достаточно ровно. Улучшились даже отношения с Вьетнамом, который традиционно недолюбливает Китай. «До известной степени улучшились и отношения с Японией. Очень хорошо они развивались с Южной Кореей и прекрасно – с ЮВА», – перечислил политолог.
Но в последние годы правления Ху Цзиньтао, по словам Маслова, Китай «слишком агрессивно» ринулся расширять свои экономические границы по всему периметру.
#{interviewpolit}«Это, по сути, было нарушением завета Дэн Сяопина о том, что Китай должен развиваться плавно и не пугать своих соседей. Как реакция – страны начали дистанцироваться от Китая. С Японией это произошло по линии островов Сенкаку, хотя Токио остается вторым или третьим по величине торговым партнером Китая. Во-вторых, испортились отношения с рядом стран ЮВА. Это конфликт с Филиппинами вокруг Пескадорских островов, но в целом это скорее вопросы экономического характера. Несколько охладились и отношения с Вьетнамом», – отметил Маслов.
То, что одновременно стало заметным влияние Китая в Африке и Латинской Америке, эксперт объясняет тем, что Пекин «только-только туда вступает».
«Никакой резкой экономической агрессии эти страны не почувствовали. С другой стороны, именно в этих странах огромный кризис двух факторов. Это нехватка своих квалифицированных инженерных кадров для создания своей промышленности и нехватка наличных денег, дешевых кредитов для создания крупных инфраструктурных проектов, – сказал Маслов. – Поэтому Китай активно идет в эти страны».
По его словам, классический пример – это строительство канала в Никарагуа, который должен дублировать Панамский канал. «Канал практически никогда не окупится в разумных пределах, учитывая не очень дорогую стоимость прохода через этот канал, – предрекает Маслов. – В данном случае для Китая важно разбросать свои опорные точки по всем странам мира, нежели решать проблемы в Азии. Более того, целый ряд таких проблем нерешаем в данный период времени, поэтому Китай идет дальше», – считает Маслов.
Мосты Москвы
В отличие от интеграционных проектов Китая, проекту экономического слияния США и Евросоюза эксперты дают гораздо больше шансов. Более того, по мнению Лукьянова, у ЗСТ могут быть весьма блестящие перспективы дальнейшего расширения. Он предполагает, что Япония и Южная Корея скорее примут сторону США, чем Китая.
«Думаю, Соединенные Штаты предложат такое же партнерство и на Тихом океане, с участием Японии и Южной Кореи, – предположил Лукьянов. – Если там все переговоры пройдут успешно, будет создано восточное крыло Запада. Тогда Китаю и остальным развивающимся странам станет еще теснее».
По словам Абзалова, остальным придется создавать что-то в противовес или подстраиваться под требования нового союза. Уже сейчас многие политологи озабочены вопросом, как же быть в этом случае России.
«Россия также столкнется с дилеммой – что делать, – поясняет Лукьянов. – Она окажется в промежуточном положении, соседом гигантской экономической силы. Вряд ли мы будем создавать что-то в противовес, например, с Китаем. Потому что создание такой же группы, сопоставимой по силе, объективно невозможно. А присоединиться к чужим проектам, это предполагает отказ от своих собственных».
Эксперт подчеркивает, что теоретически мы, конечно, можем настаивать на функции соединительного звена, посредника между европейским и азиатским рынками, но это очень сложная позиция, которая требует крайне изощренной политики.
Ностальгия по мировому «жандармству»
«Создание ЗСТ ограничит импорт многих стран, включая Китай и Россию, на еврорынок, – говорит Абзалов. – Однако у нас останется интеграция в страны постсоветского пространства, эти рынки нам до сих пор интересны. А с США у нас нет крупных торговых сделок, так что в этом отношении мы не должны пострадать».
Политолог отмечает, что появление ЗСТ в первую очередь больно ударит по Китаю в тех сферах, где он конкурирует с ЕС, – машиностроении, автомобилестроении, товаров массового потребления. У России же, по его мнению, есть выход. «Нам нужно делать ставку на ЮВА. Конечно, мы будем по-прежнему сотрудничать и со странами ЕС. Но в ЮВА будет расти потребление, этим надо воспользоваться».
Абзалов подчеркнул, что России нельзя забывать о себе: «Без формирования собственного внутреннего рынка, собственного спроса мы не сможем долго ориентироваться на кого-либо. Мы проиграем. Так что Россия должна ориентироваться еще и на себя», – заявил Абзалов. Создание ЗСТ окончательно развенчает мечты многих либералов о равновесии и гармонии в мире.
«Конечно, это идет вразрез с идеалами, которые провозглашают лидеры ведущих стран. Вместо универсальных правил свободной торговли создаются зоны, в которых работают свои законы и свои условия, – отмечает Лукьянов. – Противоречия между развитыми и развивающимися странами возникли давно. И давно понятно, что они вряд ли смогут договориться. Так что создание союза будет институциональным закреплением этого противоречия».
Абзалов сомневается, что на данном этапе сложится двухполярная модель и возникнет противостояние развитых и развивающихся государств. Страны ЮВА активно развиваются. В то время как у союза ЕС и США много проблем». Эксперт призывает вспомнить, что США договариваются не с одной страной, а с десятками. Позиция европейских государств неоднозначная. Даже Германии, как локомотиву европейской экономики, после заявления Сноудена об американском шпионаже крайне сложно отстаивать союз с США. «Еще неизвестно, чем все закончится», – заявляет политолог.