В далекие времена Советского Союза страна учила свой народ, что мы должны быть во всем первыми. В космосе, в сельском хозяйстве, в труде и отдыхе... Ну и в спорте, конечно. Тогда могли великого тренера Бескова уволить за поражение в финале футбольного чемпионата Европы, а у футболистов отобрать звания мастеров спорта за поражение в 1/8 финала Олимпийских игр.
Футбол в идеале должен конвертироваться в эндорфины, вырабатываемые людьми. В мальчишек, которые на следующий день после матча выйдут во двор с мячиком, чтобы поиграть в «халков и витцелей
Эти амбиции достались затем в наследство России. Амбиции, в общем-то, не подкрепленные ничем. В то время как Европа уходила вперед, страна пыталась встать на ноги, а в спорте использовались последние ресурсы, остававшиеся от империи. Кстати, в футболе СССР, в отличие от многих других видов, империей так и не стал. Но амбиции были и остались. И вот теперь мы снова мечтаем о европейских победах, с позором выгоняем хоккейного тренера Быкова, выигравшего два чемпионата мира, и считаем второсортным Кубок УЕФА, завоеванный ЦСКА и «Зенитом».
Болельщикам теперь нужна Лига чемпионов. И не только простым болельщикам, но и имеющим для этого средства. Таким как председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер. И вот фактически принадлежащий ему «Зенит» теперь грезит Лигой чемпионов, почти как ранее – Роман Абрамович. Именно для этого в Португалии почти за 100 млн евро приобретены футболисты Халк и Аксель Витцель.
Вот только амбиции эти совсем не подкреплены экономически. Для того чтобы купить двух футболистов за 100 млн, достаточно просто заплатить 100 млн. А вот для того чтобы создать по-настоящему успешный европейский футбольный клуб, любых спонсорских вливаний будет мало. Для достижения результатов в европейском клубном футболе должна действовать успешная бизнес-модель. И у наших клубов нет другого выхода, чем идти по этому пути, раз они, да и все государство, выбрали именно этот путь развития.
Как известно, доходы ведущим европейским футбольным клубам приносят главным образом три области – телеправа, билеты и реклама. Некоторые клубы, например португальские или голландские, делают ставку также на выгодную продажу футболистов в более богатые клубы. Однако при таком подходе нужно иметь блестящих специалистов в других областях – скаутинге, например. Или тренеров, специализирующихся на работе с детьми и молодежью. Ни один из российских клубов по такому пути не идет, поэтому мы не будем его пока рассматривать.
С телевизионными правами ситуация в России только начинает исправляться. Федеральные телеканалы с большой неохотой допускают футбол на свои частоты. В прайм-тайм показывают только матчи еврокубков и сборной. Матчи чемпионата России приходится играть днем, чтобы телеканал НТВ, к примеру, соизволил показать одну встречу из всего тура в прямом эфире. Остальная часть доступна только на платном телеканале «Наш футбол». Как можно из этого понять, российский футбол по–прежнему не представляет для телевидения почти никакого интереса. По новому договору с «НТВ-Плюс» Премьер-лига получит за телеправа на три сезона около 100 млн долларов (точные цифры неизвестны). Сумма выглядит ничтожной, если сравнить ее с той, что получает, к примеру, за три ближайших года Английская премьер-лига (3,18 млрд евро) или даже итальянская Серия А (2,5 млрд евро).
Что касается посещаемости матчей чемпионата, тут картина не менее безрадостная. В минувшем сезоне на матчи РФПЛ в среднем ходили 13066 человек. Это седьмой показатель в Европе после Германии, Англии, Испании, Италии, Франции и Голландии. От голландцев средний показатель российского чемпионата отстает довольно намного – на 6,5 тыс. человек. О немецких 45116 зрителях в среднем за игру не приходится даже и мечтать.
Похожая ситуация и в рекламе. Титульные спонсоры приносят российским клубам мизерные доходы. Например, ЦСКА получает от «Аэрофлота» примерно 9 млн долларов в год. «Зенит» или «Спартак» брать в качестве примеров некорректно, так как титульные спонсоры частично или полностью являются владельцами клубов. Сравним эту картину с «Манчестер Юнайтед» (20 млн фунтов в год от страховой группы Aon) или «Баварией» (25 млн евро от Deutsche Telekom) и получим все тот же результат – российские клубы очень сильно отстают по всем главным экономическим показателям.
Есть еще деньги, идущие от спонсора всей Лиги (компания СОГАЗ), выплаты УЕФА за участие в еврокубках и прочие доходы. Но этого, увы, не хватит и на половину Халка.
Конечно, у европейских болельщиков неизбежно возникает вопрос – откуда же тогда берутся деньги на Халков, Это'О и прочих звезд. В России ответ на этот вопрос всем известен – это прямые вливания со стороны государственных или частных компаний. Единственный путь, который нам пока доступен. Газпром, Лукойл, РЖД, ВТБ в какой-то момент уже чуть было не начали играть в футбол друг с другом, создавая свои команды, но вовремя опомнились. Иначе через пару лет «Зенит», «Спартак», «Локомотив», «Динамо» были бы исключены из еврокубков, так как УЕФА уже давно начал кампанию по соблюдению «финансового фейр-плей». Европейский футбольный союз пытается не допустить окончательного сращивания бизнес-структур с футбольными, поэтому стремится вывести футбольные клубы на путь самоокупаемости, защитив таким образом независимость футбола как такового.
Вот мнение известного португальского тренера Жозе Моуриньо: «Реал», «Барселона», «Бавария» – это уникальные клубы. У них есть история, которую невозможно купить за деньги. Трофеи, история, традиции, болельщики – эти вещи невозможно купить... Клубы, которые живут исключительно за счет инвестиций владельцев, не смогут легко добиться всего этого, потому что у них нет этой исторической структуры. Именно поэтому правила «финансового фейр-плей» пойдут на пользу футболу».
Безусловно, покупка новых звезд добавит популярности «Зениту». Но напрямую это вряд ли повлияет на его телерейтинг или посещаемость. Доход от продажи футболок также не имеет критического значения для экономики лучшего клуба России. А вот строительство нового стадиона такое значение имеет. Такие клубы, как «Зенит» или «Спартак», в случае возведения по-настоящему удобной, комфортабельной арены вполне способны серьезно улучшить свои показатели посещаемости домашних матчей. Такое, например, уже произошло на Украине, где построенные к Евро-2012 современные стадионы спровоцировали резкий прирост посещаемости матчей. В сезоне 2011/12 на стадионы приходило в среднем на две тысячи болельщиков больше, чем годом ранее (11295 против 9225). А первый тур сезона 2012/13 сразу же установил новый рекорд посещаемости – в среднем 20496 человек на одной игре. Конечно, здесь сыграл свою роль и прошедший чемпионат Европы.
В отличие от «Спартака», который свой стадион строит ускоренными темпами и обещает открыть уже в следующем году, «Зенит» строительство своего стадиона пустил на самотек. А точнее – отдал на откуп городским властям. В результате уже премьер-министр Дмитрий Медведев называет этот проект «позорным долгостроем». Зато в клубе появляются Халк и Витцель, и они будут играть на старом «Петровском», который давно уже исчерпал себя как бизнес-объект. Примерно такая же ситуация с новым стадионом ЦСКА, который вынужден вместе с «Динамо» играть в Химках, куда многие болельщики обоих клубов просто не доезжают.
Владельцы российских клубов, видимо, не до конца понимают, что вложение денег в стадионы – это путь в будущее. Нашему футболу нужно преодолевать ту пропасть, которая по-прежнему отделяет нас от ведущих европейских лиг. И никакие Халки не смогут этот путь сократить, если не будет изменена концепция развития футбола. Нужно перестать уже делать из себя посмешище вместе с арабскими шейхами, а заняться серьезным бизнесом, как это принято в Европе. В противном случае не следовало в эту Европу и соваться. Азиатскую Лигу чемпионов наверняка выиграть не в пример легче.
Ну и даже более важным видится еще один момент. Для чего нам вообще нужен футбол? Эта странная игра, которую многие считают довольно бессмысленной, но за которой миллионы остальных следят с замиранием сердца... Футбол в идеале должен конвертироваться в эндорфины, вырабатываемые людьми. В мальчишек, которые на следующий день после матча выйдут во двор с мячиком, чтобы поиграть в «халков и витцелей». А еще в людей по всей планете, которые скажут своим друзьям: «Видели, как вчера эти русские обыграли «Милан»? Не нужно забывать, что это просто игра, но она имеет социальное и имиджевое значение. Это не так заметно, как голы, очки и суммы призовых, но гораздо важнее в долгосрочной перспективе.